233
Фестиваль балета Dance Open 2017

Фестиваль балета Dance Open 2017

13 апреля — 24 апреля 2017
Санкт-Петербург, Россия
Санкт-Петербург [на карте]

DANCE OPEN – 2017: путь к себе

Как известно, путь к точке сборки мира лежит через дорогу к себе. «Познай себя», - гласит древняя мудрость, - и столетия культурного опыта вторят ей на разных языках. А настоящее говорит на всех сразу. В пространстве культуры все глубже и ярче эксперимент, в котором танец, музыка, литература, театр, кино, живопись, фотография, телесные и духовные практики – встречаются, пересекаются и сплетаются в единый многослойный текст. И пусть эти языки непереводимы один на другой, но они дополняют друг друга и в этом обретают новые смыслы, новую силу и новое звучание. В поисках гармонии, свободы, творчества мы жонглируем мирами: обращаемся к сказке – она мягко обнажает суть вещей; пускаемся в эзотерику, переосмысливаем историю, изобретаем формулу любви. Мы все те же, но иные: не боясь заглянуть в бездну, все яростнее ищем выход из экзистенциального лабиринта и, создавая культурный слой своего времени, не перестаем верить в силу и мудрость искусства.

Спектакли XVI сезона крупнейшего в России фестиваля балета Dance Open пройдут на Основной сцене Александринского театра с 13 по 24 апреля. По числу и статусу премьер, представительству балетных коллективов и стилистической многогранности программы зрителей ожидает крупнейший и один из самых ярких сезонов в истории Dance Open.

Открытие сезона состоится 13 апреля всеми любимой сказкой. Важно отметить, что впервые в истории Dance Open в программу фестиваля включен детский спектакль. Но, поверьте, его надо смотреть обязательно, и именно всей семьей. Свою «Снежную королеву» худрук Екатеринбургского балета Вячеслав Самодуров создал в соавторстве с российским композитором Артемом Васильевым. Пронзительный смысл вечной истории на запредельном для слова уровне раскрывают музыкальные образы, захватывающие и обаятельные, и богатейший рисунок танца.

Хореографию Самодурова сложно отнести к конкретному направлению: блестяще цитируя танцевальные стили от Петипа до «Риверданса», Вячеслав презентует зрителям и критикам «дайджест мирового балета», умудряясь при этом оставаться самим собой и никогда не опускаться до копий. Добавьте к этому потрясающую сценографию и изобретательную режиссуру, и вы поймете, почему во время недавней мировой премьеры спектакля на протяжении двух с лишним часов и дети, и взрослые завороженно смотрели на сцену. Никто не хотел пропустить что-то важное. В одном из интервью Вячеслав Самодуров сказал, что его «Снежная королева» – это, скорее, рассказ о том, что можно духовно расстаться с близкими людьми, физически не уходя от них. И о том, каких усилий стоит восстановить тепло и любовь родных, и какой путь порой надо проделать, чтобы вернуться и вернуть.

Мы уверены, что сегодня об этом надо говорить особенно громко. И, конечно, о красоте тоже. Эстетическую многослойность, образность и характерность постановки, которую можно пересматривать бесконечно, отметили не только критики, но и зрители разных возрастов.

Очень возможно, что этот спектакль, как сверкающая игрушка из волшебного сундука, добавит именно вашему ребенку незабываемых красочных и счастливых впечатлений детства. А вам – согреет душу, напомнив о временах, когда садик был чуть больше цветочного горшка, но розовые кусты цвели в нем даже зимой.

15 апреля размышления о поиске пути к себе будут продолжены едва ли не самым эзотерическим экспериментом в новейшей истории танцевального искусства. На протяжении многих лет израильская танцевальная компания «Батшева» во главе с ее бессменным лидером Охадом Наарином остается не просто хедлайнером contemporary dance, но идеологом и разработчиком одной из самых мощных философских телесных практик – импровизационной техники Gaga. Правда, сам Охад Наарин считает, что речь идет не о технике, а о новейшем языке телесности: овладев им, человек освобождает себя от искусственных оков гравитации и приличий, достигая извечно искомого баланса материи и духа, которые начинают работать в сотворчестве. Тело обретает мудрость, а разум – животную интуицию на уровне всех доступных природе органов чувств. Отсюда одновременно текучесть и исступленная точность, мучительная угловатость и, вместе с тем, ритуалистичная простроенность движений танца.

На Основной сцене Александринского театра Dance Open представит знаменитый спектакль «Вирус Наарина». Строго говоря, его нельзя назвать балетом в традиционном понимании. Его основа и точка вдохновения — текст Петера Хандке, одного из ключевых писателей второй половины ХХ века, «великого смутьяна» европейской «новой волны». Пьеса «Оскорбление публики» была написана еще в 1960-х и стала едва ли не программным произведением неоавангардизма: отсутствие сюжета, действия и даже персонажей, позволяет очистить «данный момент времени в данной точке пространства» от любых смысловых примесей, диктуемых словами.

Звукопись слов философского текста, каллиграфически выписанного не столько телом каждого конкретного танцовщика, сколько единым организмом ансамбля, позволяет проникнуть буквально в самую ДНК танцевального движения. Наарин не столько «ставит спектакль», сколько освобождает танцовщиков и зрителя, погружая их в глубины пластического креатива.

Мировая премьера «Вируса» состоялась 14 марта 2001 года в Центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве. Но даже через полтора десятилетия после он выглядит ошеломляюще новаторским и «иным». Потому что из раза в раз процесс постановки спектакля продолжается. С танцовщиками и зрителями в главной роли. Из раза в раз – в поисках пути от себя к себе.

17 апреля зрители Dance Open увидят «Золушку» Пермского балета. Художественный руководитель труппы Алексей Мирошниченко и его творческая лаборатория представят, пожалуй, самую оригинальную интерпретацию всемирно известной сказки: ее сюжет перенесен в Москву конца 50-х-годов XX века, а действие происходит в пространстве «Главного театра страны».

Как старик Эгль подарил когда-то мечту маленькой Ассоль, так волшебник сцены дядя Яша смастерил для юной талантливой балерины волшебно удобные пуанты. И с этого началась ее история: без мачехи и злыдней сестер, без эффектных метаморфоз кареты и тыквы и даже без интриги с пропажей хрустальной туфельки в интерьерах дворца.

1957 год. «Главный театр страны» ставит «Золушку» - и вокруг постановки стремительно закручивается целый клубок интриг, страстей, интересов. Стареющие примы дружат против юной звезды, молодой хореограф побеждает в творческом поединке замшелого мэтра, весомая министерша вершит судьбы искусства, заморский принц появляется на Фестивале молодежи и студентов, агенты спецслужб ревностно следят за чистотой нравов и политической ориентацией граждан, зарубежные гастроли полностью преображают гардероб артистов...

Что же создал Пермский балет? Не сказку и не притчу, а скорее роман о театре, своем искусстве и об истории своей страны - которая у нас одна на всех. Роман о том, как прожить жизнь, не изменив своей мечте, и, конечно, о любви настоящей и вымышленной, о счастье сказочном и реальном, о судьбе необычной и самой обыкновенной, человеческой.

Мировая премьера пермской «Золушки» состоялась в декабре прошлого года. Премьера в Петербурге обещает стать подлинным украшением фестивальной программы. В этом спектакле есть все. Полномасштабный классический балет с роскошной музыкой, обилием костюмов и декораций, «большая» хореография и оригинальная режиссура в духе рязановской «Карнавальной ночи» или даже «Весны» Григория Александрова. Есть хореографические приметы «балетного реализма» 30-х и «балетного симфонизма» 50-х, динамичная смена картин и эпизодов, сотни костюмов, создающих упоительно ностальгическую, порой щемящую ауру. Есть искрящийся юмор и богатый аллюзиями драматургический язык...

А еще – умный, тонкий и по-человечески мощный финал: не благодаря, а вопреки. Другой, чем в сказке, предопределенный злокозненностью темных сил, но от этого только более пронзительный и светлый. И, конечно же, подлинное эстетическое удовольствие от работы Пермской труппы – особенно тепло принимаемой в Петербурге, несомненно, одной из лучших сегодня в России и в мире.

19 апреля Национальный балет Польши представит спектакль «Буря» по одноименной пьесе Уильяма Шекспира, которую многие исследователи считают его поэтическим завещанием – непредсказуемым, многослойным и открытым для бесконечных интерпретаций. Предстоящая российская премьера во многих смыслах претендует на то, чтобы стать кульминацией сезона.

Судите сами. Сказочно-философский сюжет притчи гения ренессанса. Достойная драматургического материала режиссура: дурманящий микс эмоций и смыслов, вихрь, несущий свежие силы духовного обновления. Неоклассическая хореография Кшиштофа Пастора – квинтэссенция современного переосмысления классических канонов. Сильная академическая труппа, стремительно поднявшаяся к верхним строкам балетных рейтингов. Изысканная сценография, сочетающая ожидаемую театральность и настоящий прорыв в применении современных технологий. Видео-сценография иранской художницы Ширин Нешат, названной в 2010 году «Художником десятилетия», созданная в сотворчестве с Шоджем Азари. Костюмы «предельно театральной» Татьяны ван Вальсум. Музыкальный ряд, напоенный ритмом иранских народных мелодий и прошедший сквозь единое ментальное пространство европейской культуры – от шекспировского современника Таллиса до молодого и дерзкого Мишеля ван дер Аа.

Здесь – настоящее слияние талантов, и, несмотря на разновекторность сил, всё здесь гармония, все – единство, все – равновесие и баланс.

Сам Кшиштоф Пастор считает, что у этой пьесы нет однозначного финала или морали. Возможно, Шекспир намеренно оставил так много пространства для толкований. И тогда становится понятно, почему «Буре» не нужен пассивный наблюдатель: каждый раз она требует от зрителя интеллектуального соучастия, и в этом секрет ее современности.

Два вечера подряд, 21 и 22 апреля, Dance Open и творческий партнер проекта петербургская компания БУШЕ представляют исключительное событие, которое команда фестиваля готовила несколько лет: гастроли одной из ведущих современных балетных трупп мира – Нидерландского театра танца / NDT 1.

В состав труппы под руководством мэтра Пола Лайтфута входят 28 феноменальных танцовщиков из разных стран мира в возрасте от 24 лет до 41 года, каждый из которых – подлинный талант. В репертуаре труппы – свыше 600 постановок таких выдающихся балетмейстеров, как Иржи Килиан, Ханс ван Манен, Кристал Пайт, Марко Гёке, Александр Экман и других. NDT1 активно гастролирует по миру: ежегодно спектакли труппы проходят в разных странах Европы, США, Азии и Австралии.

В нынешнем театральном сезоне звездный маршрут NDT1 ведет в Петербург. Зрители Dance Open увидят три знаменитых одноактных спектакля: «Дотянуться до звезд» («Shoot The Moon») и «Немое пространство» («Silent Screen») Пола Лайтфута и Соль Леон на музыку Филипа Гласса, а также мини-балет «Тонкая кожа» («Thin Skin») Марко Гёке на музыку Патти Смит и Кейт Джарретт.

Cмешав в Shoot The Moon лирическую красоту движений с конвульсивной буффонадой внутреннего безумия, намеренно пропустив метафору паники и страсти сквозь ленту повторяющихся кадров черно-белого кино, Лайтфут и Леон создали бесконечную серию отражений одной истории. Истории любви, сюжет которой, казалось бы, затерт и прост, но… Покрытые черно-белыми обоями стены продолжают движение, и, каким бы способом ты не решил покинуть этот экзистенциальный лабиринт – через окно или через дверь, универсального ответа, как «Дотянуться до звезд», не существует в природе. Ведь путь от себя к себе у каждого свой.

Продолжая сращивать танец с другими видами искусств – с театром, кино, музыкой, инновационным визуальным арт-опытом, – в «Немом пространстве» творческий тандем Лайтфут и Леон ставит блистательный психологический эксперимент. В буквальном смысле они создают историю, которую зритель рассказывает себе сам. Фон соткан из больших экранов, на которых, словно во сне, возникают, перевоплощаются и сменяют друг друга причудливые образы. 45 неимоверных минут Silent Screen окунает зрительный зал то в полное спокойствие, то в форменную панику под звуки известных кинематографических мелодий мистического Филипа Гласса.

«Тонкая кожа» (Thin Skin) — это посвящение иконе панк-рока и поэту Патти Смит. Ритмически сложные музыкальные композиции, подчас исполняемые на одном дыхании, визуально и акустически созвучны ни на что не похожему неистовому языку тела, созданному Гёке. «Сознание — это картинка. И в этом намёке на спираль есть уголок. Возможно, — это вирус, возможно, — это татуировка духа», – пишет Смит, и танцоры Гёке, с ног до головы покрытые татуировками, создают под эти слова постоянно меняющийся эфемерный мир. Танец неуловим, но он проникает через кожу, через тонкую кожу… И становится частью тебя на пути, где никто не даст ответа: свою ли жизнь ты живешь? Никто. Кроме тебя самого.

Кроме пяти вечеров, пяти спектаклей, пяти встреч и бесед с великими хореографами и сильнейшими коллективами современности, зрителей фестиваля ждет Гала звезд Dance Open. Традиционно завершающий сезон экскурс по вершинам мирового хореографического опыта соберет только самых ярких звезд балетного мира. В программе концерта, который состоится 24 апреля, заявлены солисты ведущих балетных трупп и их самые яркие номера.

Off-программа Dance Open подарит шанс встретиться с хореографами- постановщиками программных спектаклей XVI сезона и даже попасть на мастер-класс к некоторым из них. В дни фестиваля на одной из модных арт-площадок Санкт-Петербурга пройдет аукцион балетной фотографии, состоятся лекции и открытые профессиональные дискуссии с участием авторитетных хореографов и ведущих балетных критиков.

Международная образовательная программа для студентов балетных школ мира в этом году пройдет с 20 по 24 апреля в учебных классах Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона. Среди преподавателей мастер-классов – ведущие солисты балета с мировым именем, педагоги-репетиторы Мариинского театра, академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. 23 апреля на сцене Эрмитажного театра пройдет отчетный Гала-концерт юных звезд.

За сетевыми трансляциями основных событий XVI сезона фестиваля следите в официальных группах фестиваля в FB и VK по адресам:

https://vk.com/dance_open

https://www.facebook.com

Дополнительная информация о событиях XVI сезона Dance Open: danceopen.com.

С 1 февраля продажа билетов на спектакли XVI сезона Dance Open открыты на сайте danceopen.com.

Также билеты без наценки можно приобрести в кассе Фестиваля по адресу ул. Захарьевская, 12 (Санкт-Петербург) с 11 до 19 часов (перерыв с 13 до 14.30).

Все фестивали



Ключевые слова: Санкт Петербург, питер, спб, афиша апрель, Фестиваль балета Dance Open 2017, Фестиваль балета денс оупен, денс опен фест, Афиша фестивалей, фестивали 2017, куда пойти, развлечения, заказать, купить билеты, стоимость, цена билета, культурная программа

© md-eksperiment.org

Опубликовано: 10 февраля 2017

Санкт-Петербург - Концерты

Органные уикенды в Старой Коломне

Храм Св. Станислава 01 апреля - 30 апреля

Российская ярмарка вокалистов. Санкт-Петербургская консерватория

Консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова 21 апреля - 25 апреля

Лебединое озеро. Мариинский театр

Мариинский театр 25 апреля - 25 апреля 19:00
Показать все

Санкт-Петербург - Скоро

«Музей+Школа». Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме 01 сентября - 31 мая
Показать все