Польская керамика XVIII–XX веков

Польская керамика XVIII–XX веков

   Керамика,
истоки которой уходят в VI тысячелетие до н.э., принадлежит к одной из старейших отраслей творческой деятельности человека и является неотъемлемым элементом истории его цивилизации.
Венцом технологического развития производства керамики, начиная от скромной терракотовой посуды с Ближнего Востока, через майолику, керамическую глину и фаянс, было изобретение состава самого совершенного керамического материала – фарфора.

В чрезвычайно разнообразных и богатых собраниях художественного ремесла Верхнесилезского музея в Бытоме коллекция керамики, которая отличается уникальными в европейском масштабе памятниками, занимает особое место и является одной из самых интересных такого типа в Польше. В музее экспонируются самые значительные изделия польских фабрик от XVIII до XX века включительно. Одним из ключевых в коллекции является собрание фаянса из силезских мануфактур – Прушкова, Глиницы, Рацибора и Туловиц, охватывающее толсто- и тонкостенные изделия от XVIII до середины XIX века.

 XVIII столетие было периодом активного развития европейской керамики – на Страсбургской фабрике Ханнонгов начали использовать новую технологию украшений: краску наносили на обожженную глазурь и закрепляли повторным обжигом при более низкой температуре (около 600° C). В 70-е гг. XVIII века известный английский керамист Джозайя Уэджвуд усовершенствовал новую керамическую массу, называемую тонким фаянсом. В этот чрезвычайно творческий для европейской керамики период начинают свою деятельность верхнесилезские мануфактуры фаянса. Введенные в то время новаторские технологические решения, а также обилие формально-пластических решений нашли отражение в их изделиях.

 История фарфора начинается в Китае в VII веке н.э., во времена династии Танг. Европейцы впервые столкнулись с этим самым знатным сортом керамики в Палестине во времена крестовых походов. С конца XVII века в богатых резиденциях начали появляться фарфоровые кабинеты – специальные помещения, предназначенные для хранения и презентации собраний этого сорта керамики. Огромный спрос и цена были факторами, стимулировавшими попытки открытия формулы “белого золота” – так называли фарфор. Первый шаг в этом направлении сделали итальянцы. Во второй половине XVI века князь Франческо Мария де Медичи создал во Флоренции мастерскую, в которой удалось получить первый европейский прото-фарфор, который сегодня называют “медичи-фарфором”. В XVII веке французские керамисты достигли успеха, начав производство мягкого фарфора: в 1673 году Луи Потера получил патент на его производство. Многолетние эксперименты и опыты, которые проводились в Саксонии Иоганном Фридрихом Бёттгером, финансируемые саксонским избирателем и польским королем Августом II Сильным, увенчались самым большим достижением в истории европейской керамики – изобретением в 1709 году состава массы твердого фарфора. Уже в следующем году Август II Сильный заложил в Мейсене первую в Европе мануфактуру, которая занималась выработкой этого сорта керамики. Хотя секрет изготовления мейсенского фарфора держался в тайне (ни один из работников не знал всего процесса производства), информация о его технологии вышла за пределы Саксонии, и во многих странах открывались новые мастерские – в Вене, Берлине, Франкентале, Севре. В Польше производство фарфора начала в 1790 году мануфактура в Корце, позже появились мануфактуры в Баранувцы, Томашове и Цмелеве.

Выставка “Польская керамика XVIII–XX веков из собраний Верхнесилезского музея в Бытоме” (с 15 февраля по 25 марта 2013)

 ПРУШКОВ

Первая и самая большая из верхнесилезских мануфактур фаянса была основана в 1763 году в Прушкове cилезским владельцем здешнего имущества – князем Леопольдом фон Проскау.

Поскольку первые работники приходили сюда с мануфактуры в Холиче (Моравия), созданной ранее с участием мастеров знаменитой мастерской Павла и Юзефа Ханнонгов в Страсбурге, в тех предметах ярко видны стилистические черты изделий обеих мануфактур. Однако благодаря тому, что были и местные работники, изделия Прушкова уже на ранней стадии существования фабрики отличались своим собственным художественным подходом.

1769–1783 годы, когда после внезапной смерти князя Леопольда прушковское имущество переходит в собственность графа Иоганна Карла фон Дитрихштейна, определяют второй этап деятельности мануфактуры. В то время выкристаллизовались характерные для Прушкова типы посуды с сильно выпуклыми формами и слегка волнистым вертикальным рельефом, что напоминает раковину. В 1783 году мануфактура в Прушкове была продана прусскому правительству. Управление ею, а позже аренда переходит к Иоганну Готлибу Леопольду; очередным нанимателем, а позже владельцем в 1821 году становится Иоганн Фридрих Дикгут.

В 1796 году прушковская мануфактура первой начинает выработку тонкого фаянса, который делает возможным тонкостенное моделирование посуды и изысканую обработку его деталей. К сожалению, начиная с 1840-х годов мануфактура ограничивает производство, а ее изделия все реже показывают прежнее мастерство. В 1853 году она закрывается.

В сборах Верхнесилезского музея в Бытоме собран почти полный ассортимент прушковской посуды, характеризующий каждый из выделенных исследователями периодов деятельности фабрики. Представленная на выставке группа экспонатов дает возможность проследить стилистические изменения, которые претерпели изделия мануфактуры как с точки зрения формальных решений, декоративных мотивов, так и технологических инноваций.

 ГЛИНИЦА

Через несколько лет с начала деятельности мануфактуры в Прушкове в 1767–1771 годы начала производство Глиница – вторая в Верхней Силезии фабрика фаянса. Ее создание связано с деятельностью выкупленной графиней Анной фон Гашин и перенесенной в Глиницу папиросной фабрики в деревне Зборовское. Как и в Прушкове, изначально ориентировались на изделия из мануфактуры в Холичах.

Несмотря на схожесть продукции обеих силезских мануфактур, изделия из Глиницы выделяются исключительным уровнем художественной отделки с тонкими, совершенными линиями рисунка, а также свежей, со вкусом подобранной палитрой цветов. Высший художественный уровень показывает посуду 1767–1800 годов. Во второй период деятельности – до 1826 года – не произошло значительных изменений ни в ассортименте, ни в отделке изделий. Единственное – началась выработка хрупкого фаянса; формируемой из него посуде придавали классическую форму. Фабрика работала до 1870 года, однако в последний период деятельности ее фаянс уже не достигал прежнего художественного уровня.

 РАТИБОР

Созданная в 1795 году анличанином Джозефом Бауманом мануфактура в Ратиборе занималась исключительно продукцией тонкого фаянса. В первый период деятельности фабрики ее изделия были почти копиями английского фаянса конца XVIII века, классической, утонченной по своей простоте формы. В 1803 году фабрику выкупил Соломон Барух. Помимо тонкого фаянса, изготовленного из светлой глины, на мануфактуре в Ратиборе производилась также посуда из крашеной коричневой или черной массы. Фабрика прекратила деятельность в 1828 году, ее изделия всегда отличались очень хорошим качеством фаянса.

 ТУЛОВИЦЕ

Самой молодой из верхнесилезских мануфактур является созданная в 1813 году фабрика в Туловицах. Здесь изготавливали посуду из тонкого фаянса, схожую по форме на изделия из Прушкова. 1842–1857 годы – период, когда появляются самые интересные и оригинальные изделия. В это время фабрика производит интереснейшие и наиболее оригинальные изделия – знаменитый “черный фарфор”. Его делали из керамической глины, которую получали из красной глины, покрытой коричневой или черной глазурью. Богатое рельефное украшение этой посуды (в основном сервизов), подобное орнаментике неостилей, подчеркивалось серебряными или желтыми росписями. Блестящая бархатной чернью глазурь, полученная дополнительным вкраплением серебра, создавала совершенную колористическую целостность. В 1858 году фабрика прекращает производство фаянса и начинает выпуск фарфора. Верхнесилезский музей в Бытоме обладает одной из лучших в Польше коллекцией туловицкого “черного фарфора”.

 БОЛЕСЛАВЕЦ

В сборах бытомского музея репрезентативной группой является посуда из керамической глины из мастерской в Болеславце – одного из старейших центров производства керамики на польских землях. Несомненно, это связано с богатыми залежами глины в окрестностях города, которая подходила к изготовлению посуды из керамической глины при температуре 1280–1300° C.

Имя гончара из Болеславца впервые упоминается в городских книгах Свидницы с 1380 года, а уже в начале XVI века здесь появился гончарский цех. Во многих болеславских мастерских изготавливали посуду из керамической глины, украшенную цветной глазурью. Однако только в конце XVII века сформировалась характерная для этих изделий форма посуды (в основном кувшинов) – сферическая, с оловянной крышкой, украшенной вручную сделанными желобками, покрытыми зеленой эмалью или типичной для болеславской посуды буро-земляной глазурью. С середины XVIII века являются разнообразные изделия из гладкой, покрытой эмалью поверхностью, украшенные неглазурованными рельефными накладками, выполненными из кремовой глины. В начале XIX века посуда приобретает классическую форму, а ее отделка – античные мотивы, введенные мастером гончарного дела Иоганном Готлибом Альтманом. Началось производство сервизов, ваз и фигурок. В 1844 году на всемирной выставке в Лондоне изделия Альтмана были отмечены золотой медалью. В XIX веке в городе работало 15 больших гончарных мастерских, изделия которых попадали во все страны Европы. На повышение художественного и технического уровня оказало влияние появление в 1897 году в Болеславце по инициативе города Профессиональной школы керамики, директором которой стал Вильгельм Пукало – прекрасный профессионал, технический руководитель Королевской мануфактуры фарфора в Берлине.

Во время военных действий в 1945 году местные керамические мастерские были почти полностью уничтожены, однако после войны некоторые из них были отстроены, восстановлены замечательные многовековые керамические традиции. И сегодня там производят столовую керамику, вручную моделируемую и отделанную уникальной техникой штамповки, которая заключается в наложении украшений на посуду с помощью специально приготовленных штампов (Фабрики керамики ООО “BOLESŁAWIEC”)

 КОНСТАНТЫ ЛЯШЧКА

Чрезвычайно интересной частью коллекции Верхнесилезского музея в Бытоме является группа фаянсовых предметов авторства Константы Ляшчки – скульптора, керамиста и художника (1865–1956). В 1900–1910 годах Ляшчкa осуществлял художественный патронат над фабрикой кафельных и гончарных изделий Юзефа Недведского в Дембниках под Краковом, а после ее закрытия обжигал свои произведения в мастерской в Скавине, которая занималась изготовлением фаянса. Являясь одним из создателей Общества “Польское прикладное искусство”, Ляшчкa в своей педагогической деятельности также делал особый акцент на повышение уровня художественного ремесла, его восстановление и возвышение прикладного искусства. Изучая технологию изготовления ассирийской и японской керамики, Ляшчкa исследовал свойства и возможности получения цветной керамической эмали.

 ПАЦЫКОВ

Значительным с художественной точки зрения ансамблем в бытомской коллекции являются фигурки из созданной Александром Рогало-Левицким в 1912 году (по некоторым источникам – в 1908 году) фабрики фаянса в Пацыкове под Станиславовом. Первоначально фабрика называлась “Erste Galiziche Terrakota Und Fayance Fabrik” (Первая Галицийская фабрика терракоты и фаянса), но в скором времени она была изменена на “Первую галицийской фабрику художественного фаянса и терракоты, Пацыков около Станиславова” (штемпель на обложке фабричного каталога на 1918 год). Распространенным было название “Польская фабрика фаянса в Пацыкове под Станиславовом”, которая функционировала все время ее существования. Фабрика работала с перерывом, вызванным событиями конца Первой мировой войны до 1939 года – отсюда в ее истории выделяют два периода: с 1912 до 1918 и с 1920 до 1939 года.

Динамично развиваясь благодаря сотрудничеству с художниками из львовской среды, фабрика приобрела популярность не только на польском рынке, но и европейском. Первым техническим и художественным директором был Станислав Чапек, художник-скульптор, выпускник венской Академии изобразительного искусства, который получил практический опыт, управляя венской фабрикой “фаянса и терракоты”. Фирменным изделием и опознавательным признаком мастерской были фигурки из тонкого фаянса в виде исторических, народных фигур, бюсты, бытовые сцены, фигуры детей, животных, лампы в форме человеческих фигур. Каждую модель делали нескольких размеров. Производили также бытовые предметы: жардиньерки – подставки для цветов, оправы для часов, чернильницы.

После разрушений, которые произошли в ходе военных действий, фабрику отстроили и модернизировали. Уцелело много моделей скульптур и форм, благодаря которым можно было наладить производство. Несмотря на то, что мастерская уже не достигла такого высокого уровня, который был в 1912–1918 годах, было создано много интересных и презентующих бесспорную художественную ценность работ. Фаянс из Пацыкова часто характеризовался очень высоким техническим уровнем и качеством исполнения. Использовалась чистая, тщательно отобранная глина, изделия обжигались трижды: сначала при температуре 1200° C, после отделки живописными росписями – в муфельной печи при более низкой температуре, окончательный обжиг происходил после нанесения бесцветной глазури. Коллекция Верхнесилезского музея охватывает изделия первой фазы деятельности завода и межвоенного периода.

ЦМЕЛЕВ

Интересный ансамбль создают изделия мануфактуры в Цмелеве, заложенной в 1804 году графом Яцеком Малаховским, которая начала свою деятельность с производства фаянса. После смерти графа мастерская перешла по наследству его дочери Франтишке Дунин-Кравицкой, которая в конце 20-х годов XIX века продала ее Терезе Сципион дель Кампо и Войцеху Пусловскому. В 1830 году очередным владельцем стал князь Фредерик Ксаверий Друцкий-Любецкий. Ноябрьское восстание привело к упадку производства и снижению спроса на изделия Цмелева; ситуация мастерской улучшилась, когда в 1834 году в Цмелев приехала семья чешских керамистов Вейсов. Это был переломный момент в истории мануфактуры. Благодаря знаниям и умениям управлявших мастерской Вейсов началась производство фарфора (не прекращая, однако, производство фаянсовой посуды). В то время это был единственный производитель такого сорта керамики на польских землях. Первоначально копировались изделия других европейских фабрик, а среди декоративных мотивов доминировали цветы и орнаменты из листьев. Около 1863 года у семьи Друцких-Любецких цмелевскую фабрику выкупил известный варшавский купец Казимеж Цыбульский, который вложил деньги в мастерскую и пригласил в Цмелев из французской мастерской в Невере знаменитого керамиста польского происхождения Станислава Тыле. В то время возросло не только производство посуды, но прежде всего и ее качество. Правда, пожар 1868 года уничтожил почти всю мастерскую. Цыбульский отстроил фабрику и увеличил производство фарфора, а также ассортимент посуды. Кроме сервизов для обеда и завтрака, производили также фарфоровую галантерею (среди прочих табакерки, солонки, мисочки для варенья), предметы декора и фигурки. В 1879 году остановилось производство фаянса. А в 1887 году мастерскую выкупила семья Друцких-Любецких. Приглашенные управлять фабрикой мастера из Лиможа во Франции обеспечили изделиям высокое качество и большой сбыт. В это время наряду с ручными росписями стали украшать и переводном рисунком.

После Первой мировой войны князь Александр Друцкий-Любецкий, который не мог найти необходимые инвестиции для фабрики, продал ее Польскому промышленному банку во Львове. Фабрика получила название АО “Фабрика фарфора и керамических изделий в Цмелеве”, она поддерживала качеством своих изделий давние керамические традиции. Во время Второй мировой войны, несмотря на многочисленные трудности, фабрика продолжала производство, а после окончания войны стала государственной. На рубеже 50–60-х гг. XX века фабрика производила востребованные и ценные фарфоровые фигурки, новаторские по своей форме, отделке и технологии, сделанные по проектам Института промышленного дизайна. В 1997 году фабрика была приватизирована и получила название ООО “Фабрики фарфора “Цмелев”, продолжая замечательные традиции цмелевского фарфора.

 GIESCHE

Начало деятельности фабрики фарфора “Giesche” приходится на 1920 год. В то время в Шопенице открылась фабрика фарфора “Oberschlesiche Porzallanfabrik Gebhardt & Barabasch”, которую выкупил Рихард Чудай и изменил название фабрики на “Czuday Werke GmbH”. Здесь производились только фарфоровые электротехнические элементы. В 1924 году 51% акций фабрики выкупила компания “Giesche”, которая в перестроенных помещениях бывшего завода по производству кормов в Богутицах открыла современную фабрику фарфора под названием “Фабрика фарфора “Giesche”, ранее “Чудай Катовице-Богутице”. В межвоенный период фабрика была главным производителям фарфора на польском рынке, конкурируя с изделиями из Цмелева и Ходежы. Как ассортимент изделий, так и их качество получили настолько высокое признание, что в 1939 году фабрика представляла Польшу на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Во время Второй мировой войны фабрика под названием ”Giesche Porzellanfabrik” продолжала производство благодаря огромным финансовым затратам, назначенным немецкими властями. После окончания войны фабрика стала собственностью государства и называлась АО “Фабрика фарфора “Giesche”. С 1952 года работала под названием “Фабрика фарфора Богутице”. Богутицкая фабрика – перед Второй мировой войной как мастерская в Цмелеве – производила наборы посуды для польских дипломатических учреждений. В 1994–2008 годы мастерская работала под названием ООО “Силезский фарфор”, в 2009 году фабрику приобрела фирма АО “BGH Network”, вводя в производство новые формы и отделку.

ГУТА ФРАНТИШКА – БЫКОВИНА

Создание мастерской в Быковине связано с фабрикой “Giesche” через ее основателя Рихарда Чудая – директора фабрики в Богутицах. На территории закрытого 25 лет назад цинкового завода “Франтишек” в Быковине Чудай создал собственную фабрику фарфора. В 1928 году было подписано соглашение о сотрудничестве между владельцами обеих мастерских, а через год фабрика в Быковине АО “Фабрика фарфора “Чудай” начинает производство фарфора. Неблагоприятные экономические условия заставили Чудая закрыть фабрику уже в 1930 году. Она возобновила деятельность в 1932 году под названием ООО “Фабрика фарфора “Быковина”, но и на этот раз новый владелец не осилил финансовые трудности, и все имущество фабрики в связи с долгами было заложено в сберкассу Катовицкого уезда в 1933 году. Тогда произошла не только смена владельца, но также названия фабрики, которая действовала как “Польская фабрика фарфора Гута Франтишка – Верхняя Силезия”. В период Второй мировой войны мастерскую захватило Немецкое представительное ведомство, поручив управление ею бывшему владельцу Рихарду Чудаю, который вскоре выкупил фабрику и изменил ее название на “Porzellanfabrik Franzhütte Richard Czuday KG”. После войны фабрику приватизировало государство и вернуло название с 1933 года (“Польская фабрика фарфора Гута Франтишка – Верхняя Силезия”). В 1950 году мастерской завладела фабрика в Богутицах, сделав ее своим филиалом. В 1988 году остановилось производство в Быковине и фабрика была закрыта. Весь период самостоятельной деятельности Гута Франтишка производила высокого качества фарфоровые столовые сервизы, кофейные и чайные наборы, наборы для завтрака, вазы для фруктов, пепельницы, емкости для приправ, а также характерные для этой мастерской миниатюрные сервизы для кукол, часто позолаченные или посеребренные.

 Выставка “Польская керамика XVIII–ХХ вв.” организована совместно Верхнесилезским музеем в Бытоме, Польским Институтом в Минске и Национальным художественным музеем Республики Беларусь. Экспозиция не только знакомит с интереснейшим материалом – произведениями силезских керамических и фарфоровых мануфактур, но и является презентацией одного из ведущих польских музеев. Основанный в 1910 году Верхнесилезкий музей на протяжении многих лет выполнял функции окружного музея – центрального учреждения музейного дела Верхней Силезии. Сегодня коллекции музея насчитывают около полутора миллионов предметов из основных отраслей: археологии, этнографии, истории, естествознания, а также искусства.

 
Выставка “Польская керамика XVIII–XX веков из собраний Верхнесилезского музея в Бытоме” (с 15 февраля по 25 марта 2013)



Читайте также