08-09-2014 Всё о кино 1377

Классика психоанализа в «Незнакомцах в поезде» Альфреда Хичкока

Классика психоанализа в «Незнакомцах в поезде» Альфреда Хичкока

Альфреду Хичкоку, бесспорно, повезло - его фамилия в истории кинематографа оказалась четко закрепленной за определенным киножанром, причем таких фамилий существует всего две - его и Уолта Диснея. Если вы до сих пор не знакомы с творчеством этих великих режиссёров, то заходите в интернет, выбирайте выбирайте фильм и смотрите онлайн.

Именно ему удалось, создавая свои киносюжеты, из психических комплексов, которые в реальной жизни связаны как для самого человека, так и для его окружения с тяжелыми переживаниями и размышлениями, мучительными рефлексиями, сделать захватывающий детектив. Собственно, эти комплексы, основу которым можно найти в биографии самого режиссера (например, отец юного Альфреда однажды отправил его в полицейский участок с запиской, в которой просил посадить своего сына в камеру на десять минут, а мать заставляла его каждый вечер со всеми подробностями рассказывать ей, что происходило с ним в течение дня) переносились в картину такими, какие они есть, без поисков ответов на вопрос, почему и откуда они взялись.

Кроме того, развязка детективного сюжета (как, в частности, и в "Незнакомцы в поезде") далеко не всегда освобождена от комплексов одного из главных героев (в фильмах Хичкока всегда "пружиной" детективного сюжета является чьи-либо комплексы или бессознательные мотивы поведения). Вы всегда можете посмотреть фильм онлайн и убедиться в этом самостоятельно. Другими словами, хеппи-энд многих фильмов режиссера, в частности, и данной картины отнюдь не является счастливым завершением для всех, лишением всех страхов и терзаний - собственно, не является настоящим счастьем.

Наверное, Гая Хейнса и Анну Мортон до конца жизни будет преследовать навязчивый страх начинать разговор с незнакомцами в поезде. Почему же развязка же не приносит счастья?

Психическое отклонение Бруно Энтони, на котором, собственно, выстроен сюжет "Незнакомцев в поезде", является предметом не только психоанализа по Фрейду (собственно, в картине показана "классика" психоанализа - навязчивое желание сына убить отца), но и социологии, поскольку напрямую связано с таким общественным феноменом, как "американская мечта".

В частности, одной из составляющих идеала американской нации является "self-made-man (woman)", то есть человек всего в жизни достигший своими силами, не прибегая к помощи или связей родителей, друзей, жены (мужа). В "Незнакомцы в поезде" таким успешным человеком кажется Гай, спортсмен-теннисист, победную игру которого зритель увидит на экране. У него есть двое антиподов - Бруно, с которым Гай случайно познакомился в поезде, и его жена Мириам. На них идеал как раз и дает трещину.

Бруно ненавидит отца за то, что тот совсем не хочет делиться с ним своими капиталами и будит его каждое утро, чтобы тот ехал на учебу или работу - словом, подталкивает его "самого себя создавать". Мириам, которая пока Гай был молодым начинающим и, главное, небогатым теннисистом, пыталась развестись с ним, а только он стал хорошо зарабатывать в спорте, передумала, потому что хотела хорошенько им воспользоваться. Ее жизненная мечта тоже имеет слишком мало общего с "самосозданием": благодаря спортивным успехам мужа обычная продавщица грампластинок хочет "запрыгнуть" в высший свет, притом продолжает встречаться с любовником и даже надеется родить ребенка от него.

Поэтому идеал, завещанный американцам "отцами-основателями" нации, оказался деформированным - вместо упорного труда - подлость, наглость и желание воспользоваться ближним. Искажение коснулось и всего общества - в ходе тщательно обдуманных и прописанных диалогов фильма медленно выясняется, что у каждого есть ближний, которого хотелось бы лишить жизни.

Говоря про режиссерскую работу Альфреда Хичкока, прежде всего следует сказать о его большом внимании к литературной основе, которой стал роман Патрисии Хайсмит, и к усердной работе над сценарием, в которую был вовлечен известный автор детективов Рэймонд Чандлер.
Заслуживают внимания также продуманные планы изображения, мелкие на первый взгляд, но совсем не лишние детали, старательный подбор актерского состава (в частности, роль Барбары Мортон исполнила дочь Альфреда Хичкока Патриция), работа композитора Дмитрия Темкина.

Путь режиссера к признанию был долгим - прошло четырнадцать лет, пока Хичкока пригласили работать в Голливуд, а премию "Оскар" он получил лишь за полгода до смерти. Он так до конца и не стал "своим" в американской киноиндустрии. Он пришел в Голливуд, где тогда все "пели и танцевали" и предложил - давайте мы сговоримся в поезде и убьем кого-нибудь. Однако, в конце концов, отношение Альфреда Хичкока и Голливуда сейчас уже не так важны - важно то, что он является бесспорно большим мастером кино...


Читати також