Неизвестное село Бучак

Неизвестное село Бучак


Село Бучак на Каневщине концентрирует в себе невероятно мощный пласт информации - от геологии и палеонтологии до археологии, народной архитектуры и истории украинского поэтического кино.


Спасти эту легенду от разрушения и загребущих рук может создание заповедной историко-рекреационной зоны 
«Юрий Ильенко в своей книге «Докладная апостолу Петру» утверждает, что название Бучак происходит от слова «бузьок», то есть аист. Я склонен считать, что это выдумки. А само название имеет тюркские корни», - рассказывает украинский режиссер Олег Черный. Упомянутое им место уже давно при благоприятных обстоятельствах и общественном внимании могло стать уникальной рекреационной, музейной зоной не только для Украины, но и для всего мира. Собственно, в этом и заключался замысел архитектора Вадима Бородина, который пытался добиться того, чтобы это место получило на государственном уровне статус заповедной, неприкосновенной территории. Теперь про Бучак среди украинцев знают в основном геологи, археологи, киношники и те, кто случайно туда забредает из любопытства. Но тот, кто оказывается здесь, возвращается еще и еще. От Довженко, Параджанова, Тарковскогодо Олега «Фагота» Михайлюты из ТНМК и Любко Дереша, который в этих местах писал свой ​​роман «Голова Якова», и еще немало представителей украинской творческой среды. «В это место много людей попадает в известной степени независимо друг от друга», - говорит Олег Черный, один из авторов свежей документальной ленты про Бучак «Голливуд над Днепром. Сны из Атлантиды». «Сергей Буковский, который снимал в Бучаке в конце 1980-х годов документальный фильм «Сон», очень четко определил, что Букрин, Трахтемиров, Бучак, Канев - это один географический ареал. Порой кажется, что по Бучаку бродят привидения, потому что очень многие выдающиеся люди ходили этой землей», - отмечает режиссер. Именно здесь был снят ряд классических украинских кинолент. И это действительно был, как выразился историк Станислав Цалик, настоящий Голливуд над Днепром. Собственно, такие места не пустуют никогда. Хотя понемногу, но и в настоящее время здесь ведутся съемки. 
Здешние ландшафты привлекательные не только для киношников. Раскопки середины 1970-х годов и 1990-х, которыми руководила Валентина Петрашенко, доказали, что Бучак уникальная для археологии местностью. Археолог Виталий Козюба отмечает, что уже и открыто 14 поселений, 5 городищ и 2 могильника, которые представляют практически все археологические культуры, известные в Среднем Поднепровье. Перепад уровней расположения памятников достигает 150 м, что не повторяется больше нигде, кроме небольшого участка в Каневском заповеднике. 
Журналист и один из инициаторов создания общества творческих инициатив «Бучак» Дмитрий Иванов рассказывает, что именно рядом с Бучаком хотел построить себе дом, чтобы доживать, Тарас Шевченко. «Также рядом был похоронен актер Малого театра Ленский, могилу которого впоследствии перенесли в Канев. Очевидно, что актеры этого театра либо имеющие там свои дачи, или приезжали к одному из коллег в гости по тогдашней распространенной традицией», - добавляет он. Дача Тальберга, имение над Днепром, принадлежавшее Владимиру Германович Тальбергу, родственнику одного из известных в Российской империи киевских криминалистов конца XIX века, находилась в окрестностях Бучака. Самой дачи, конечно, уже давно не существует - лишь некие очертания ее фундаментов и большие заросли винограда. 

Эти места очень любили художники. Есть определенные версии, некоторые пейзажи Куинжи увидел в Бучаке и окрестностях. Сюда же на пленэр в конце 1960-х и позже вывозили Киевский художественный институт. Это место страшных боев Второй мировой войны - Букринский плацдарм. Еще в начале 1970-х годов можно было наткнуться в Бучачском лесу на остатки окопов, где можно найти каски, остатки оружия, гильзы и человеческие кости. Дмитрий Иванов утверждает, что в мемуарах есть упоминание об участии в боях на Букринском плацдарме Григория Чухрая, украинского советского режиссера,  который начинал работать на Киностудии им. А. Довженко, а затем переехал в Москву. 
По воспоминаниям кинорежиссера Александра Денисенко, в 1990-х годах он узнал про самодеятельный театр в Бучаке, где играли преимущественно мужчины. Действовал этот театр в сельском клубе в то время, когда строили Каневской ГЭС. Также одна из жительниц села рассказала ему, что театральный коллектив был в деревне и раньше, еще до войны, и руководил им один из учеников Леся Курбаса. Спектакли и любительская труппа играла на открытой сцене на берегу Днепра. 

Местные жители сейчас рассказывают, что к Бучаку первыми попали довженковцы, а потом появились все остальные. Активная фаза как киносъемок, так и летних лагерей Киностудии им. А. Довженко, приходится на конец 1960-х начало 1970-х годов, хотя есть свидетельства, что в селе снимали еще и немое кино. В конце 1950-х здесь создавали первый советский широкоэкранный фильм «Сказка об Илье Муромце» режиссера Александра Птушко, оператором которого был Юлий Кун. Здесь было снято, по замыслу Довженко, «Поэму о море», работу над которой закончила его жена Юлия Солнцева. Далее Бучак стал площадкой для натурных съемок художественных фильмов «Украинская рапсодия» Параджанова, «Ночь на Ивана Купала» Юрия Ильенко, «На киевском направлении» и «Сон» Владимира Денисенко, «Иваново детство» Андрея Тарковского и «Бумбараш» Народитского и Рашеева. Здесь бывали Иван Миколайчук, Лариса Кадочникова, режиссеры Леонид Осыка, Михаил Ильенко. Здесь прошло детство художника Сергея Якутовича. Местный исследователь Михаил Ищенко рассказывает, что в село приезжал также и Виктор Астафьев, выдающийся русский писатель-антисталинист. 
Бучак до середины 1980-х годов оставался неасфальтированной Надднепрянской деревней с белыми домами-мазанками под камышовой крышей, без электрификации и водопровода. До последнего жили там, как во времена Шевченко. 

«В самом Каневе Бучак считают краем мира, хотя до него оттуда - 20 км. Но правда, что в этом селе ты словно проваливаешься сквозь время. Когда проводишь съемки, то чувствуешь, что теми же тропами с тобой ходил Довженко, Параджанов», - делится впечатлениями Олег Черный. Навсегда утраченное и уникальное старинное казацкое кладбище с каменными крестами, на месте которого выкопали котлован для возведения Каневской ГАЭС. Ее до сих пор так и не достроили, а котлован превратился в озеро. 
Создание заповедника в Бучаке, бесспорно, требует больших сил и энергии, но именно такой шаг продемонстрирует еще раз, что украинская культура жива и интересна, что украинцы способны не только сохранять свои культурные и природные достояния, но и делиться опытом, как это делать эффективно, и они не дадут легендарному поднепровскому селу тихо пропасть в водах искусственного моря.



Читайте также