Николай Лесков


(1831-1895)

Богатое, сложное и чрезвычайно «затейливое» творчество Н. С. Лескова, несмотря на известную противоречивость, представляет собой образец удивительной художественной и эстетической цельности. Эта цельность проистекает из определенности нравственной задачи писателя и яркой самобытности его поэтики. В то же время в произведениях Лескова сосуществуют иногда, казалось бы, самые разные литературно-художественные тенденции. Его повести и рассказы насыщены конкретными, иногда документальными деталями и фактами, почти натуралистическими зарисовками, и вместе с тем образы, созданные писателем, отмечены глубокой художественной обобщенностью. Детерминированность характеров и обстоятельств во многих лесковских произведениях сопутствует вдохновенному изображению «чудесных» случаев и необыкновенных героев, в своем роде исключительных.

Рассказы и повести Лескова интересны как со стороны разнообразия использованных устно-прозаических жанров, так и с точки зрения характера их использования в разных формах повествования.

Особенно сильное влияние оказали на творчество Лескова виды устной народной прозы, представляющие собой рассказывание о былом или выдаваемом за былое. Писатель часто обращается к услышанным им рассказам о странных, диковинных, страшных или, напротив, забавных событиях и происшествиях, отмечая общую особенность повествований такого рода: сочетание установки на достоверность с вымыслом, иногда самым фантастическим.

В основе многих коротких рассказов или композиционно выделенной части более распространенных произведений Лескова лежит анекдот. Даже в небольших рассказах Лескова анекдот редко сохраняет присущую этому устному жанру краткость. Обычно он превращается в новеллу и получает развернутую повествовательную разработку: обрастает изобразительно-описательными элементами, характеристиками персонажей, диалогами. Благодаря этому в рассказе появляются яркие характеры, интересные социально-бытовые зарисовки, что вместе с тем нисколько не умаляет сюжетной остроты анекдота.

                                


БИОГРАФИЯ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

КРИТИКА