10 вопросов музыканту. Даниил Крамер

Что для Вас есть счастье? Считаете ли себя счастливым человеком?

Я не могу точно сказать, что именно для меня есть счастье. Я счастлив на сцене, если концерт был по-настоящему хорош, тогда я начинаю ощущать, что я живу и хочу жить. Я готов ради этого терпеть перелеты, переезды, непрерывные отели вместо дома, постоянные недосыпы, смены еды и воды и многое другое. Осознание удачной игры и искренние, а не дежурно-вежливые аплодисменты публики - дают ощущение счастья. Счастлив с семьей, мне тепло и ощущение искренней любви и заботы родных приносят чувства уюта и счастья. У меня не очень много друзей, и нечасто удается видеться, но тем более счастливы наши встречи. И еще - иногда я счастлив воспоминаниями. Правда, иногда они же могут принести грусть... В общем, лично я воспринимаю счастье очень индивидуально... И я не могу сказать, считаю ли я себя счастливым. Наверное, если обобщить мою жизнь, то можно в общем сказать, что я счастлив, хотя мое счастье, скорее всего, из разряда "трудных"...

Какова главная задача художника?

Основную задачу художника я определил для себя довольно давно. Тогда, когда по-настоящему, изнутри, а не на словах, уяснил разницу между художником и ремесленником, пусть даже ремесленником высочайшего класса. И задача, на мой взгляд, может быть сформулирована так: с помощью всего имеющегося в распоряжении художника арсенала средств создать такой образ, который тронет душу чужого, незнакомого человека, но не поверхностные ее слои, для чего достаточно слезливого шансона под рюмку водки, а глубинные, как можно более глубокие, именно те, которые определяют глубинные причины нашего поведения и восприятия мира, а до них добраться очень и очень нелегко, и далеко не всегда это получается. Именно поэтому музыкант, выходя на сцену, по моему глубокому убеждению, перед концертом обязан задать себе очень тяжкий вопрос: а зачем я сегодня туда иду? Заработать денег? Потешить свое тщеславие? Насладиться заранее известным триумфом? Почувствовать удовольствие от того, что удалось "сломать" публику? Или выйти на сцену, чтобы с помощью искусства сказать нечто, что никаким иным способом не скажешь и не почувствуешь? И тут у музыканта возникнет, как следствие, самый страшный вопрос: а есть ли мне, что сказать? Там же сидят сотни и сотни людей, иногда тысячи. Что ж, художник тем и отличается, что он имеет в своей душе нечто, чем он может поделиться, это нечто подкреплено высоким уровнем профессионализма, и это нечто таково, что действительно интересно сидящим в зале сотням и тысячам незнакомых людей...

Что Вам помогает, когда одолевает уныние

Как таковое, "уныние" в полном смысле этого слова, меня одолевает редко. Хотя пару раз бывало. Лучший рецепт для меня лично - работа, и, не удивляйтесь, компьютерные игры. Они помогают мне уйти из этой реальности, которая очень часто мне совсем не нравится. Поэтому я увлекаюсь двумя вещами - историей и компьютерными играми, в основном РПГ и стратегиями вроде Цивилизации или Total War. Однако, увлекаясь РПГ и стратегиями, я никогда не был компьютерным маньяком, и это увлечение не мешало мне работать. Вот вам заодно и ответ на ваш четвертый вопрос - о моих увлечениях.

Как Вы считаете, возможность быть услышанным, или, иначе говоря, популярность в нынешнее время – это результат упорной работы либо же везение?

Что до популярности - у меня к этому двойственное отношение. Увы, я слишком ясно вижу, что большинству не удается с честью пройти испытание медными трубами. Является ли популярность результатом везения или труда - я бы не стал здесь ставить союз "или". Совершенно ясно, что популярность результат и труда, и везения, хорошо, если к этим двум составляющим, которые я считаю побочными, добавятся две главные составляющие - природный талант, и направленность своей известности не на себя, любимого...

Закончите фразу: “Я никогда …”

Я никогда не смогу не играть.

Каких музыкальных исполнителей Вы недавно для себя открыли?

Я постоянно открываю для себя новых, интересных людей. Не имеет смысла в моем случае называть кого-то конкретно. Я непрерывно на концертах, на гастролях, все время с разными музыкантами и разными проектами.
В моем случае "новое и интересное" можно иногда открыть в давно знакомых людях... И наоборот, иногда вызывают откровенную усмешку те, кого общество, давно и вряд ли излечимо больное снобизмом и "фэшеном" считает интересными. Впрочем, это не сегодняшняя болезнь, ей сотни лет...

Первый архитектор, который приходит на ум и почему

Растрелли. Очень уж люблю Эрмитаж.

Если бы у Вас была возможность перемещаться во времени, где бы Вы выступили?

Я бы захотел выступить везде. Во всех временах. В эллинском театре, перед римлянами, древними египтянами, индийцами, хеттами, ассирийцами. Я бы захотел выступить с менестрелями средних веков и музыкантами Возрождения. Осмелился бы попробовать себя в эпоху титанов XVIII - первой половины XX веков. Обязательно попробовал бы себя с джазменами Америки 20х - 60х годов. И от выступления в каком-нибудь будущем тоже не отказался бы.

Какую книгу или книги Вы бы посоветовали прочитать каждому человеку?

Есть несколько книг, которые стали вехами в моей жизни. Все не назову, но некоторые - Война и Мир, читал девять раз и собираюсь читать еще, Мастер и Маргарита Булгакова, читал раз пятнадцать и каждый раз как заново, Кролики и Удавы Фазиля Искандера, Дао Дэ Цзин Лао Цзы.



Ключевые слова: 10 вопросов музыканту, интервью порталу Эксперимент, Даниил Крамер, Я счастлив на сцене, между художником и ремесленником, компьютерные игры, Растрелли, В эллинском театре, перед римлянами, древними египтянами, индийцами, хеттами, ассирийцами, Кролики и Удавы Фаз