Открытые мастерские. Интервью с куратором проекта Алёной Юртаевой

Открытые мастерские. Интервью с куратором проекта Алёной Юртаевой

«Открытые мастерские» — образовательный и производственный центр в сфере прикладных искусств, с декабря 2013 года работающий на базе библиотеки «Лиговская». Проект дополняет основную деятельность библиотеки, делая акцент на развитии социально-культурного направления и просвещении в сфере искусства.

"Мастерские" предоставляют возможность творческой реализации для всех посетителей. Обучение происходит в нескольких форматах: открытые лекции, мастер-классы, тренинги «одного дня», а также длительные занятия для небольших групп (участники отбираются по мотивационным письмам и творческим заданиям).

Два года назад Алёна пришла в библиотеку, чтобы работать в команде проекта, а с недавнего времени стала его куратором.

В 2013 году Павел Михайлов создал Открытые мастерские. Как пришла идея создания такого арт-пространства?

Мое появление в проекте случилось на первых этапах его реализации. Мы вместе красили стены, продумывали конструкцию пространства, обсуждали концепцию и больше говорили о планах и будущем, чем о причинах. В настоящее время, достаточно часто выступая на различных конференциях и рассказывая о вещах, уже существующих в проекте, тема возникновения такой идеи даже не возникает, появление места кажется скорее необходимостью и неизбежностью. Люди, впервые попавшие к нам, часто роняют одну и ту же фразу: «Какое у вас замечательное место, как хорошо, что в Петербурге за последний год появилось так много мест, где можно замечательно провести время». И отчасти они правы, но главное отличие в том, что мы пытаемся создать поле для нашей совместной работы. В Петербурге большое количество художников постоянно в поисках мастерских. Мастерскую можно ждать десятки лет, можно пытаться на нее заработать и на это уйдет не меньше времени, а работать хочется сейчас. И, конечно, особенно тяжело молодым художникам. А мы предоставляем место для работы и реализации своих проектов и просим взамен только поделиться своими знаниями с людьми еще сомневающимися, и дать им возможность попробовать себя.

Сегодня в библиотеках часто проводятся различные культурные мероприятия: литературные встречи, кинопросмотры, заседания философских клубов. В чем отличие таких встреч от Ваших мастерских?

«Различные культурные мероприятия» - это чаще всего встречи одного дня, подобное проходит на многих площадках города. При создании таких мероприятий людьми часто движет не стремление к самореализации, а «тупое» выполнение плана, и тут речь идет уже о количестве в ущерб качеству. Конечно, так происходит не со всеми. В Открытых Мастерских каждый участник, прежде всего, работает на свое личное образование и развитие, оттого рождаются новые идеи и реализуются авторские проекты, которые привлекают внимание людей. Происходит все это на базе библиотечной системы им. М.Ю. Лермонтова, и нам стоит только порадоваться наличию адекватного руководства и поблагодарить их за доверие, потому как очень часто наши проекты представляют собой одну большую авантюру.

Кто входит в команду проекта и чем сейчас занимаются ребята?

У нас есть пара мастеров, которые работают с самого основания – столяр Максим Нисонов, фотограф Дмитрий Пряхин и Наталья Максимова, преподающая станковую графику. Модельер Шейда Тахирова, флорист Анастасия Царевская и фотограф Всеволод Коновалов пришли около года назад. А с осени у нас будут преподавать два очень известных в Петербурге художника – Константин Поляков, Григорий Кацнельсо, и очень хочется попробовать поработать с творческой группой Intervallo Lucido. Костя планирует преподавать основы рисунка и техническую сторону работы с картиной, а Гриша попытается рассказать о том, как сделать неправильную книгу (книгу художника). В употреблении слов «планирует» и «попробует» кроется очень важный механизм работы проекта «Открытые Мастерские». Мы находимся в состоянии постоянного, непрекращающегося эксперимента, ищем новые возможности для диалога и хотим, чтобы процесс был интересен не только ученику, но и преподавателю.

Планируете ли Вы модернизировать в будущем своей проект и какова его сверхзадача?

Мне бы очень хотелось видеть Открытые Мастерские стартовой площадкой для молодых художников, у которых пока нет возможности обзавестись своей мастерской, но есть много энергии для воплощения собственных идей. Поэтому со всеми мастерами проекта мы условились, что работаем вместе в течение будущего года, а потом приходят новые люди. Возможно, это даже будет кто-то из учеников. На данный момент у нас налажены постоянные контакты с некоторыми площадками города, но в мае этого года нам посчастливилось выступать на конференции перед коллегами из Германии, и проект вызвал большой интерес, надеюсь, у этой истории будет свое продолжение.

Какими Вы видите библиотеки в будущем?

Вы представляете насколько часто звучит этот вопрос? - Развивающимися, и, надеюсь, такими будут не только библиотеки.

Расскажите подробнее про журнал Лось.

Лось – был первоначально нашим символом и являлся аббревиатурой (Людей Открытое Сообщество Ь), на этой основе Павел Михайлов решил создать свой журнал. Нужно понимать, что подобная идея возникает у всякого мало-мальски сформировавшегося сообщества, но только не каждый понимает, что по-настоящему качественное издание практически невозможно сделать приложением к месту, он должен быть самостоятельным, он сам должен быть проектом. Нужны люди, занимающиеся поиском контента, дизайном, версткой, редактурой. Поэтому затея ушла после второго или третьего номера, это было неизбежно. Но нужно признать, что сейчас эти номера могут претендовать на свою художественную ценность, сделаны они были достаточно качественно и в них чувствовалась личность автора и посыл. Сейчас журнал и даже образ ЛОСЬ ушли в прошлое, но мне очень хочется напомнить об этом символе и вкладываемый в него смысл.

Что необходимо сделать, дабы создать аналог проекта Открытые мастерские в любом городе? Считаете ли Вы, что было сложно реализовать эту идею?

Мне бы очень хотелось, чтобы проекты подобного формата существовали в других городах. А сложности зависят только от типа организации, в которой все это происходит. Мы находимся в помещении, принадлежащем государству, но также есть опыт работы с некоммерческими организациями и частными структурами. Только это разговор точно выйдет за рамки данного интервью. Если кто-то решится на организацию пространства подобного нашему, то мы с удовольствием подключимся к этому процессу и постараемся помочь как словом, так и делом.

Поделитесь своими планами на ближайшее время. Какие мероприятия ждут ваших посетителей?

Осенние месяцы будут для нас одним сплошным экспериментом. Помимо основной группы, которую набирают мастера, практически каждый будет проводить теоретические лекции для свободного посещения. В последнее время мы сильно ушли в сторону практики, а очень хочется прийти к балансу. Помимо основных наших кураторских проектов, для реализации которых мы ищем лекторов, художников, но это не всегда бывает интересно, поэтому я и еще один сотрудник библиотеки Никита Аргановкий, пытаемся воплощать свои собственные идеи. Происходит это от разработки концепции до создания художественных объектов в наших мастерских. Прекрасно понимаю, что в данном случае мы пытаемся работать на поле художника, абсолютно чужом для нас, но именно этот опыт - этапы воплощения идеи и его результат, являются самыми интересными. Первым проектом, выполненным в подобном формате, стала выставка «Место бездействия» посвященная пятидесятилетию со дня открытия легендарного для Петербурга места – кафе «Сайгон». Тогда экспозицию, состоящую из фотографий, мы дополнили объектом, послужившим метафорой гимна советской действительности. В мае 2015 годы мы создали инсталляцию «Помни обо, - мне шепчет прах» о возможностях трансформации несуществующих/стихийных/мифических воспоминаний в сознании современного человека. А сейчас Никита открыл выставку, связанную с польским авангардом, а я готовлюсь к бумажному проекту «Жертва», посвященному столетию со дня рождения американского писателя Сола Беллоу.


Читати також