30-09-2016 Литература 11526

Татьяна Щербина

9 вопросов писателю. Татьяна Щербина

Чем писатель отличается от графомана?

Хороший писатель (не графоман) отличается от плохого (графоман) тем же, чем умный человек от глупого, красивый от некрасивого. Учтем, что пишут сегодня все. И графоман может стать писателем, а писатель графоманом, эта граница не на замке.

Кого из современных авторов Вы читаете?

Из русскоязычных читаю (то есть прочла больше одной книги или одной страницы) многих. Например, Владимира Сорокина, Евгения Чижова, Евгения Водолазкина, Дину Рубину, Людмилу Улицкую, из киевлян читала Андрея Куркова, Марину и Сергея Дяченко, Алексея Никитина. Это первые, кто приходит на ум, если говорить о прозе. Список длинный, вообще-то. Поэтов читаю, можно считать, всех. В последнее время больше читаю нон-фикшн. Полина Жеребцова (дневники девочки – свидетельницы двух чеченских войн), «Цивилизация» Н. Фергюссона, «Месть географии» Р.Каплана.

Какова роль художника в жизни обычного человека?

Художник, собственно, создает то, в чем мы все живем – культуру и цивилизацию.

Что такое страх и как его преодолеть?

Страх – это реакция на угрозу. Реальную или мнимую, высказанную или предполагаемую. Я не считаю, что страх надо преодолевать. От угрозы надо защищаться, что-то ей противопоставлять.

Какие ценности утратило общество?

Ориентиры, надежду, проекцию будущего (его стали бояться), энергию, творческую атмосферу, дружбу.

Если бы Вы хотели обладать вещью, которой у Вас нет, что бы это было?

«Домик в Греции». У нас дома это уже мем.

Что нового и интересного Вы открыли для себя в последнее время?

Книги и документы о ХХ веке, периоды перед Первой и Второй мировыми войнами (Кен Фоллетт - трилогия о ХХ веке, Дж.Литтелл - Благоволительницы, Флориан Иллиес – Лето целого века). Швейцарию как наилучшее государственное устройство. В Швейцарию и Грецию в последние годы ездила постоянно. Новый литературный журнал «Этажи». Выставку русских художников-нонконформистов в Центре Помпиду в Париже. Современное состояние сознание интересно – как индикатор. Бывало уже такое, перед бурей, но всегда ведь что-то иначе.

Куда бы Вы отправились за прекрасным?

Я туда регулярно отправляюсь – книги, музеи, кино, путешествия. Хотя есть ощущение, что прекрасного становится меньше.

Каким советом Вы бы поделились с молодыми писателями?

Писать постоянно, работать над текстами, вслушиваться в язык, молодые авторы часто удовольствуются самим фактом написания текста, вместо того, чтоб, как скульпторы, отсекать все лишнее, чтоб получилась «голова Праксителя». У каждого она своя, конечно.


Читати також