Проблема конфликта и героя в романе Э. Троллопа «Финиас Финн, ирландский член парламента»

Проблема конфликта и героя в романе Э. Троллопа «Финиас Финн, ирландский член парламента»

Б.М. Проскурнин

Среди исследований английских и американских историков литературы творчества писателей «викторианского века» выделяется значительная группа работ, посвященных одному из самых популярных писателей Англии прошлого столетия — Энтони Троллопу (1815-1882), что позволило внести в обиход термин «помешательство на Троллопе». Только за последние годы появился ряд крупных работ, среди них «Изменяющийся мир Энтони Троллопа» Р.М. Полхемуса, «Энтони Троллоп» Дж Хеннеси, «Троллоп. Его жизнь и искусство» Ч.П. Сноу «Троллопп и политика» Дж. Хэлперина.

Российские и зарубежные историки английской литературы анализируют, в основном, цикл романов Троллопа «Барсетширские хроники». «Парламентский» цикл, включающий романы «Финиас Финн, ирландский член парламента» (1869), «Финиас возвратившийся» (1874), «Первый министр» (1876), «Дети герцога» (1880), почти не исследован в российской науке, хотя он представляет особый этап в творчестве писателя. Лишь Б. Кузьмин и В. Ивашева пытаются дать развернутую оценку некоторым из этих произведений. И это вполне закономерно, ибо они знаменуют взлет реализма писателя.

Для части английских и американских историков литературы характерно следующее отношение к «парламентскому» циклу: «Если светская жизнь значительно превосходит политическую в Парламентских романах, то это происходит главным образом потому, что эти книги вообще не являются действительно политическими». Б. Браун, Дж, Хардвик, Ар. Майзинер, но особенно Дж. Хеннеси и Дж. Хэлперин более внимательно анализируют цикл «парламентских» романов, говоря об особом, «троллоповском» вводе политики в сюжет этих романов.

Взглядам российских исследователей (Б. Кузьмин, В. Ивашева) близка позиция Б. Бута. Так, В. Ивашева полагает, что «политическими, в нашем понимании этого термина, романы Э. Троллопа не были — в них не было ни коллизий, ни конфликтов политической жизни, в них не ставились проблемы политического характера». Вместе с тем критик видит в этих романах больше критицизма, больше сатирических мотивов, что объясняется не усилением критического отношения писателя к действительности, а самим материалом. По мнению В. Ивашевой, центральная задача политических романов — дать хронику жизни высшего света, аристократии и крупной буржуазии. Название же цикла — «Паллизеровские романы», с ее точки зрения, возникло по имени аристократа Плантадженета Паллизера, чей образ переходит из одного романа в другой.

При написании романа «Финиас Финн» Троллоп «постоянно видел перед собой необходимость показать развитие характера, подчеркнуть те изменения в мужчинах и женщинах, которые естественно происходят с течением времени». Вот почему в «парламентских» романах главное внимание уделяется человеку, его личности, психологии; политика же рассматривается не столько как такова, сколько как очень важный и сам по себе чрезвычайно интересный толчок в цепи внутренних, душевных реакций, которые следует проанализировать. Как заметил Б. Бут, Троллоп «решил сделать особый акцент на чисто человеческой стороне английской политической жизни».

В произведениях Троллопа, действительно, не анализируются значительные политические проблемы. Правда, они не стоят ни в романах кумира Троллопа — В.М. Теккерея («История Генри Эсмонда», «Виргинцы»), ни в романах «Карьера Бьючемпа» Дж. Мередита и «Феликс Холт, радикал» Дж. Элиот, где политика, выборы в парламент - сюжетное, идейное ядро произведений. Кроме того, Троллоп стремился показать процесс самооценки человека, в основном, в рамках обыденного сознания, что, безусловно, сближало его е Дж. Элиот.

На наш взгляд, роман Э. Троллопа «Финиас Финн, ирландский член парламента» имеет некоторые существенные черты социально-политического романа, что обусловлено прежде всего его конфликтом и героем. Центральный персонаж романа — Финиас Финн, сын лекаря из небольшого местечка на юго-восточном побережье Ирландии. Роман представляет собой еще один столь типичный для западноевропейской литературы XIX в. вариант краха иллюзий молодого героя. Ар. Майзинер полагает, что основой построения образа Финиаса является самообман, постепенный приход героя к мысли, что он всю жизнь себя обманывал, принимая кажущийся успех за истинный.

История Финиаса — повествование о политической и светской карьере молодого человека, имеющего определенные социально-политические иллюзии. «Стать членом Британского парламента! Во всех горячих спорах, в которых он принимал участие, будучи членом двух дискуссионных клубов, именно это желание было главным, оно двигало им». После избрания Финиас быстро начинает понимать, что факт пребывания в парламенте еще ничего не решает, так как «ирландские члены парламента обычно третировались с гораздо большим безразличием, чем другие». Поэтому герой приходит к мысли о женитьбе на, какой-нибудь аристократке, чтобы не пропасть среди 658 членов Палаты общин и таким образом войти в правительство. Именно эти два пути приведут его сначала к политическому и светскому успеху, а затем к краху.

Троллоп считает своего героя политическим: политика стала смыслом его жизни, и повествует о его политической деятельности. Мы видим Финна на заседаниях парламента, знакомимся с лидерами тори и вигов Добени, Майлдмэем, Монком, Грешэмом, Тернбуллом, Плантадженетом Паллизером и другими; наблюдаем политических деятелей (Монк, Паллизер) в семейной обстановке, где они не перестают говорить и думать о политике; именно здесь светское и политическое наиболее тесно сплетены. Мы следим за продвижением главного героя от незаметного члена парламента до члена правительства, умеющего заставить Палату слушать его выступления с особым вниманием, что является несомненным доказательством политической значительности.

Вместе с тем Троллоп достаточно подробно рассказывает о светской жизни молодого политика: о его неудачной любви к леди Лоре Стэндиш и мисс Эффингам, развлечениях (охоте, дуэлях, званых вечерах и обедах — полусветских и полуполитических).

Однако полного впечатления о собственно политической деятельности Финиаса составить нельзя. Например, мы не знаем достаточно точно, о чем говорил герой в парламенте. Писатель ограничивается кратким пересказом отдельных — чаще пикантных и неожиданных — положений речи, иногда дает ее в изложении парламентского хроникера или вообще умалчивает о содержании речи, описывая лишь реакцию на нее. В частности, рассказывая о выступлениях Финиаса в начале его парламентской карьеры, Троллоп изображает сложную борьбу между страхом новичка, впервые обращающегося к Палате; и честолюбием, стремлением добиться признания у членов парламента. Впечатляюще передает Троллоп переживания Финиаса Финна во время второго выступления в Палате: «Когда он обнаружил себя на ногах среди этих переполненных скамей, на несколько мгновений к нему вернулось знакомое чувство благоговейного страха. Опять все поплыло в какой-то дымке перед глазами, и опять он с трудом соображал, где же, в каком конце этой, ставшей вдруг такой огромной, Палаты сидел Спикер. Но вместе с тем в нем откуда-то появилась храбрость, и она росла, по мере того как все отчетливее он осознавал звуки своего голоса, и после пары-другой фраз весь страх, весь трепет исчез».

В романе значительное место занимают парламентские сцены, но описание политических дебатов носит характер скорее нравоописательный. Автор постоянно обращает внимание на нравы, обычаи и традиции английского парламента, иронически осмысляя их, подчеркивая подчас некоторую абсурдность парламентских процедур, а иногда и оправдываясь перед читателем, особенно зарубежным, за нелепости парламентских обычаев, что свидетельствует об ориентации художника на нарочитое «снятие» блеска и благородства с британского законодательного органа. Такой прием позволил Троллопу органично ввести своего героя не только в высшее аристократическое общество Англии, но и в круг высших политиков. Кроме того, прием дает возможность не сосредоточиваться на чисто политических проблемах и коллизиях и не выражать четко политические взгляды героя. Даже когда Финиас Финн становится, членом правительства и занимает сначала место ирландского члена Казначейства, а затем помощника министра колоний, Троллоп не раскрывает сути деятельности героя, он описывает лишь собственно переживания Финиаса, вызванные быстрыми продвижениями по служебной лестнице.

Как видим, повествуя о своем политическом герое, автор менее всего заботится о создании его политического лица. Ему прежде всего важно выяснить, как отразится на человеке, на его внутренней жизни тот или иной политический спор, какие переживания вызовет у парламентария или человека, близкого к политике, тот или иной законопроект или то или иное выступление в Палате общин.

Финиас — политический герой, а поскольку он объединяет все сюжетные линии романа, они тоже получают известную политическую окраску в зависимости от той роли, которую играет в их развитии главный персонаж. В каждой сюжетной линии, в каждом сюжетном повороте мы находим сложное переплетение светского и политического начал. Как отмечает М. Сэдлиер, «Троллоп... пришел к собственному мнению об обществе, которое говорит о политике и выдвигает политические аргументы, а затем устраивает перерыв для скачек и для пунша из виски, а после этого вновь обращается к политике».

Конфликт в политическом романе отражает конфликт противоположных воззрений, формирующий противоположные политические лагери. В отношении же к герою конфликт такого романа носит характер политической альтернативы: перед многими, если не всеми, персонажами так или иначе встает проблема выбора пути, линии поведенная: и в политике и в морально-этическом плане.

Уже в начале своей политической карьеры Финиас Финн заявляет о желании честно исполнять свой политический долг перед страной, парламентом и избирателями; его понимание политической честности предполагает прежде всего независимость и самостоятельность политических убеждений, не ограниченных партийными интересами.

Указанная проблема была, как свидетельствуют романы «Карьера Бьючемпа» Дж. Мередита и, «Феликс Холт, радикал» Дж. Элиот, актуальна для англичан 1860-1870-х гг. В этих произведениях отрицается узкопартийный подход к политике, ибо он чрезвычайно далек от истинных интересов народа и страны. Неслучайно герои Мередита и Элиот объявляют себя радикалами, заранее противопоставляя собственные политические позиции взглядам увлекшихся межпартийной борьбой вигов и тори и забывших о стране в пылу своей схватки. Э. Троллоп не наделяет своего героя ультрарадикальными взглядами, тем не менее уже в первом серьезном разговоре с Баррингтоном Ирлем, выдвинувшим его кандидатом в парламент, Финиас заявляет: «Если я вступлю в парламент, то вступлю как либерал; не, для того, чтобы поддерживать партию, но чтобы сделать все, что я могу для страны...

Баррингтон Ирль отвернулся с отвращением. Такой язык был для него просто противен. Он звучал в его ушах, как фальшивый, глупый, сентиментальный вздор звучит в ушах обыкновенного светского человека... Но он ненавидел даже слово «независимость» в парламенте...».

Однако Финиас Финн независим в парламенте; неслучайно его политическим воспитателем стал мистер Монк, который слыл среди парламентариев независимым либералом, могущим в любое время четко и недвусмысленно заявить о своем несогласии с Политикой партийного руководства.

Некоторые зарубежные исследователи (Дж. Хеннеси, Дж. Динвидди, Б. Кинни, Дж. Хэлперин и др.) полагают, что позиция Монка, как и взгляды любимого политического героя Троллопа — Плантадженета Паллизера, весьма близка политическим взглядам автора. Близость Финиаса к Монку делала его более влиятельным членом парламента, независимость же политического наставника героя и стремление к самостоятельности породили немало врагов среди тех членов Палаты, которые ради должности заранее отказывались от какой-либо независимости (Рэтлер, Бонтин, Баррингтон Ирль и др.). Так, уже в этой части дилогии возникают враждебные отношения между Финиасом и Бонтином, драматически завершающиеся в романе «Финиас возвратившийся». Противопоставляя Финиаса различным рэтлерам и бонтинам, Троллоп еще больше углублял конфликт между героем и политической машиной Англии.

Тем не менее Финиас Финн — ирландец. И это сделано Э. Троллопом намеренно: неангличанин мог более трезво взглянуть на парламентскую систему Англии, оценить высший свет Лондона. Кроме того, среди определенной части англичан бытовало мнение об ирландцах, как пассивных людях, способных вместе с тем на неожиданный эмоциональный взрыв, что безусловно, сказалось при создании образа Финикса, например, далеко не лестно отзываются о нем Рэтлер, Бонтин, Квинтуэс Слайд; сам Троллоп писал о герое как о «пассивной личности с очень слабой волей».

Писатель наделил Финна инертностью как отражением возросшей общей пассивности, самоуспокоенности буржуазии после 1848 г., а особенно ее молодого поколения. Интересно, что и в парламент Финиас каждый раз попадает как-то случайно, не затрачивая много сил, страстно желая этого, но практически не борясь за место. Особенно легко проходит Финиас в парламент от родового местечка отца леди Лоры Стэндиш. Троллоп с едкой иронией рисует процедуру «избрания» члена парламента, внося свой вклад в сатирическое обличение английских парламентских выборов подобно Ч. Диккенсу, В.М. Теккерею, Дж. Элиот, Дж. Мередиту: «Он выступил всего с одной речью с небольшого балагана, названного почему-то трибуной, и это было все, что от него требовалось». Финиас, страстно желая, выделиться среди членов парламента, подчас не в состоянии сделать это, и только благоприятное стечение обстоятельств позволяет ему выступить с первой речью; Финн пассивно принимает должность помощника министра по делам колоний, и лишь удовлетворенное, а чаще всего неудовлетворенное честолюбие заставляет его как-то оценивать то или иное выдвижение. Финиас живет по принципу: что ни случается — все к лучшему. Троллоп постоянно подчеркивает обычность своего героя; а если врожденная интеллигентность, гибкий ум, искренняя честность и красивая внешность и выделяют его из общей массы молодых людей, то это «растворяется» писателем в ошибках Финиаса, его сомнениях, неведении собственных преимуществ. Иначе, Троллоп усредняет своего героя. Общую неустойчивость и покорность судьбе помогают осознать внутренние монологи Финиаса, несобственно прямая речь, особенно в моменты душевной депрессии, которые весьма часты у него. В силу своей нерешительности и безынициативности Финиас склонен не только к глубокому самоанализу, но и к недооценке себя, самобичеванию. Главную роль в самоанализе героя, конечно же, играет его социальное сознание (почти все герои Троллопа наделены этим качеством). Не случайно при очередной неудаче Финн мысленно возвращается к родине.

Троллоп неоднократно подчеркивает своеобразное раздвоение Финиаса. Так, во время одного из парламентских отпусков он приходит к выводу, что у него «две ипостаси, что он состоит из двух частей: одна из них может быть страстно влюбленной в Вайолет Эффингам, когда он светский человек, член парламента и в Англии, а вторая может испытывать теплую привязанность к милой малютке Мэри Флад Джоунз, когда он ирландец из Киллалоу». Причем раздвоенность особенно остро давала о себе знать в самые драматические моменты жизни, когда решался вопрос, быть ли ему в парламенте и правительстве, пожертвовав своей честностью и своим долгом перед ирландскими избирателями, или остаться честным и независимым и уйти из парламента. Все последние главы третьего тома — сплошной внутренний монолог героя, в котором отражается борьба между честолюбием Финиаса и его внутренней порядочностью, безусловно, детерминированная его социальным положением.

М. Сэдлиер полагает, что в основе романа лежит конфликт «между индивидуальной благопристойностью и общественной хитростью». Без сомнения, он сужает конфликт, выделяя лишь внешнее проявление социальной коллизии. Крах Финна предопределен его социальной инородностью в той среде, в которой герой хотел утвердиться. Об этом откровенно оказала Вайолет: «Мистер Финн приятный человек, но есть одна причина, которая не позволяет мне выйти за него замуж... он сын доктора и явился из болот Ирландии...».

Таким образом, Финиас Финн терпит поражение как политический деятель, не сбываются мечты простого ирландца о возможности утвердиться в политической и аристократической Англии.

Анализ финала романа, позволяет выяснить авторское отношение к герою, понять, как разрешается конфликт романа, и наконец обнаружить ориентацию Э. Троллопа на создание цикла романов о парламентской жизни. Не случайно политический ментор Финна мистер Монк и его юридический наставник мистер Лоу неоднократно выражали свою уверенность в том, что Финиас обязательно вернется к политической деятельности. И даже премьер-министр Грешэм, правительство которого получило меньшинство при первом чтении билля, поддержанного Финиасом, заявил ему не просто из вежливости: «Я надеюсь, что, возможно, скоро настанет время, когда мы опять будем сидеть рядом на одной парламентской скамье».

В самом деле, весь финал романа, а главное, психологическое состояние героя дают все основания быть уверенным в скором возвращений Финиаса Финна в Лондон. Но в рамках данного романа он оканчивает свою «одиссею», найдя утешение в бесхитростной любви своей «малютки Мэри». Однако мысль, к которой приходит Финиас в результате конфликта с политическими устоями Англии, носит иной характер: «Мы должны принимать мир таким, каким он есть, с борьбой за то, чтобы быть более честным, чем все вокруг тебя».

С одной стороны, герой все же выстоял в сложной борьбе, остался верен самому себе, с другой стороны, он готов принять этот мир, пойти на известные компромиссы. Тем более, что в «Эпилоге» Троллоп успевает сообщить о явно тяжелой моральной и материальной жизни героя в Дублине, где он пытался сделать карьеру стряпчего, но быстро почувствовал себя совершенно чужим. Поэтому роман заканчивается тем, что Финиас получает от одного из своих лондонских друзей письмо, в котором содержится предложение премьер-министра Грешэма занять место государственного инспектора домов призрения в графстве Корк. Следовательно, Э. Троллоп не только оставляет открытым вопрос о дальнейшей судьбе героя, но и еще раз подчеркивает двойственность натуры Финиаса Финна. Благое намерение «быть более честным, чем все вокруг тебя» осталось лишь намерением: он пошел на компромисс, приняв пост, предложенный теми самыми людьми, которые, как знает Финиас по себе, вынуждены забывать о собственном мнении и подчиняться интересам некоей «высокой» политики.

Троллеп заканчивает хронику политического воспитания и созревания Финиаса Финна, но оставляет открытым вопрос об эволюции своего политического героя. Через два года была написана, а через пять лет опубликована вторая часть дилогии под названием «Финиас возвратившийся», в которой не просто продолжается рассказ о сложных, подчас противоречивых отношениях героя с политической и аристократической средой, а завершается формирование Финиаса — человека и политика.

Л-ра: Из истории реализма в литературе Англии. – Пермь, 1980. – С. 72-82.

Биография

Произведения

Критика


Читати також