Биография Бернарда Шоу

Биография Бернарда Шоу

Один из двух человек в истории (второй — Боб Дилан), удостоенный и Нобелевской премии в области литературы (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искромётную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой»), и премии «Оскар» (1939, за сценарий фильма «Пигмалион»). Активный пропагандист вегетарианства.

Джордж Бернард Шоу – выдающийся ирландский драматург и романист, лауреат Нобелевской премии в области литературы и один из наиболее известных ирландских литературных деятелей – родился в Дублине 26 июля 1856 года в семье Джорджа Шоу, торговца зерном, и Люсинды Шоу, профессиональной певицы. У него было две сестры: Люсинда Франсес, театральная певица, и Элинор Агнес, умершая от туберкулёза на 21 году жизни.

Шоу посещал Wesley College в Дублине и грамматическую школу. Среднее образование получил в Дублине. В одиннадцать лет его отдали в протестантскую школу, где он был, по собственным его словам, предпоследним или последним учеником. Школу он называл самым вредным этапом своего образования. В пятнадцать лет он стал клерком. У семьи не было средств для того, чтобы послать его в университет, но дядины связи помогли ему устроиться в довольно известное агентство Таунзэнда по продаже недвижимости. Одной из обязанностей Шоу был сбор квартплаты с обитателей дублинских трущоб, и грустные впечатления этих лет впоследствии нашли воплощение в «Домах вдовца». Он был, по всей вероятности, довольно способным клерком, хотя однообразие этой работы надоедало ему. Он научился аккуратно вести книги учета, а также писать вполне разборчивым почерком. Все написанное почерком Шоу (даже в преклонные годы) было легко и приятно читать.

Когда Шоу было 16 лет, его мать убежала из дома с любовником и дочерьми. Бернард решил остаться с отцом в Дублине. Он получил образование и поступил служащим в контору недвижимости. Этой работой он занимался несколько лет, хотя она ему не нравилась.

В 1876 Шоу уехал к матери в Лондон. Семья встретила его очень тепло. В это время он посещал публичные библиотеки и музеи. В библиотеках начал усиленно заниматься и создал свои первые произведения, а позже вёл газетную колонку, посвящённую музыке. Однако его ранние романы не имели успеха до 1885, когда он стал известен как творческий критик.

В первой половине 1890-х годов работал критиком в журнале «London World», где его сменил Роберт Хиченс.

В это же время увлёкся социал-демократическими идеями и вступил в Фабианское общество, цель которого — установить социализм с помощью мирных средств. В этом обществе он встретил Шарлотту Пейн-Таунсхенд, на которой он женился в 1898. Бернард Шоу имел связи на стороне.

В последние годы драматург жил в собственном доме в Хартфордшире (Англия) и умер 2 ноября 1950 года от почечной недостаточности. Его тело было кремировано, а прах развеян вместе с прахом его жены.

Первая пьеса Бернарда Шоу была представлена в 1892. В конце десятилетия он стал уже известным драматургом. Шоу написал шестьдесят три пьесы, а также романы, критические произведения, эссе и больше чем 250 000 писем.

Шоу написал пять безуспешных романов в начале своей карьеры между 1879 и 1883 гг. Позднее они все были опубликованы.

Первый напечатанный роман Шоу был «Профессия Кашеля Байрона» (1886), написанный в 1882. Роман «Не социальный социалист» опубликован в 1887. Роман «Love Among the Artists» написан в 1881, опубликован в 1900 в Соединенных Штатах и в 1914 в Англии. В этом романе на примере викторианского общества Шоу показывает свои взгляды на искусство, романтическую любовь и брак.

«The Irrational Knot» — роман, написанный в 1880 и опубликованный в 1905. В этом романе автор осуждает наследственный статус и настаивает на благородстве рабочих.

Первый роман Шоу «Immaturity», написанный в 1879, стал последним опубликованным романом. Он описывает жизнь и карьеру Роберта Смитта, энергичного молодого жителя Лондона. Осуждение алкоголизма — это первый посыл в книге, основанной на семейных воспоминаниях автора.

Шоу начал работать над первой пьесой «Дома вдовца» в 1885. Через некоторое время автор отказался от продолжения работы над ней и доделал её только в 1892. Пьеса была представлена в Лондонском Королевском Театре 9 декабря 1892. В этой пьесе Шоу дал замечательную по своему реализму картину жизни лондонских пролетариев. Очень часто Шоу выступает в роли сатирика, беспощадно осмеивающего уродливые и пошлые стороны английской жизни, особенно — быта буржуазных кругов («John Bull’s Other Island», «Arms and the Man», «How He Lied to Her Husband» и др.).

В пьесе «Профессия миссис Уоррен» (1893) молодая девушка узнаёт, что её мать получает доходы от публичных домов, а потому покидает дом, чтобы самой зарабатывать деньги честным трудом.

Когда опыт и популярность Шоу возросла, его пьесы стали менее сосредоточены на реформах, которые он отстаивал, но их развлекательная роль не уменьшалась. Такие работы, как «Цезарь и Клеопатра» (1898), «Человек и сверхчеловек» (1903), «Майор Барбара» (1905) и «Врач перед дилеммой» (1906), показывают зрелые взгляды автора, которому было уже 50 лет.

До 1910-х Шоу был полностью сформированным драматургом. Новые работы, такие как «Первая пьеса Фанни» (1911) и «Пигмалион» (1912), были хорошо известны лондонской публике.

Взгляды Шоу изменились после Первой мировой войны, которую он не одобрял. Его первой работой, написанной после войны, была пьеса «Дом, где разбиваются сердца» (1919). В этой пьесе появился новый Шоу — юмор остался прежним, но его вера в гуманизм поколебалась.

Ранее Шоу поддерживал постепенный переход к социализму, но сейчас он видел правительство под руководством сильного человека. Для него диктаторство было очевидным. Под конец жизни его надежды также умирали. Так, в пьесе «Миллиарды Буянта» (Buoyant Billions, 1946-1948), его последней пьесе, он говорит, что не стоит надеяться на массы, которые выступают, как слепая толпа, и могут выбирать себе в правители таких людей, как Гитлер.

В 1921 Шоу завершил работу над пенталогией «Назад к Мафусаилу», в которую вошли пять пьес, и которая начинается в Эдемском саду и кончается через тысячу лет в будущем.

После «Мафусаила» была написана пьеса «Святая Иоанна» (1923), которая считается одной из его лучших работ. Идея о написании работы о Жанне Д’Арк и её канонизации появилась в 1920. Пьеса получила мировую известность и приблизила автора к Нобелевской премии (1925 год).

В пьесе «Женева» (1938) автор утверждал мысль, что люди должны развивать технологию продления жизни для того, чтобы они могли развивать мудрость, которая понадобится им для самоуправления.

У Шоу есть и пьесы в психологическом жанре, иногда соприкасающиеся даже с областью мелодрамы («Кандида» и др.).

Автор создавал пьесы до конца своей жизни, но только некоторые из них стали такими же удачными, как его ранние работы. «Тележка с яблоками» (1929) стала наиболее известной пьесой в этот период. Поздние произведения, такие как «Горько, но правда», «На мели» (1933), «Миллионерша» (1935) и «Женева» (1935), не получили широкого признания публики.

Драматургия:

1885-1896:
«Пьесы неприятные» (Plays Unpleasant, опубликованы в 1898)
«Дома вдовца» (Widower’s Houses, 1885-1892)
«Сердцеед» (The Philanderer, 1893)
«Профессия миссис Уоррен» (1893-1894)
«Пьесы приятные» (Plays Pleasant, опубликованы в 1898)
«Оружие и человек» (1894)
«Кандида» (Candida, 1894-1895)
«Избранник судьбы» (The Man of Destiny, 1895)
«Поживем — увидим» (You Never Can Tell, 1895-1896)

1896-1904:
«Три пьесы для пуритан» (Three Plays for Puritans)
«Ученик дьявола» (The Devil’s Disciple, 1896-1897)
«Цезарь и Клеопатра» (Caesar and Cleopatra, 1898)
«Обращение капитана Брасбаунда» (Captain Brassbound’s Conversion, 1899)
«Великолепный Бэшвил, или Невознаграждённое постоянство» (The Admirable Bashville; or, Constancy Unrewarded, 1901)
«Воскресный день среди холмов Суррея» (1888)
«Человек и сверхчеловек» («Man and Superman», 1901-1903)
«Другой остров Джона Булля» (John Bull’s Other Island, 1904)

1904-1910:
«Как он лгал её мужу» (How He Lied to Her Husband, 1904)
«Майор Барбара» (Major Barbara, 1906)
«Врач перед дилеммой» (The Doctor’s Dilemma, 1906)
«Интерлюдия в театре» (The Interlude at the Playhouse, 1907)
«Вступление в брак» (Getting Married, 1908)
«Разоблачение Бланко Поснета» (The Shewing-Up of Blanco Posnet, 1909)
«Дурачества и безделки» (Trifles and tomfooleries)
«Страсть, яд, окаменение, или роковой газоген» (Passion, Poison and Petrifaction; or, the Fatal Gasogene, 1905)
«Газетные вырезки» (Press Cuttings, 1909)
«Очаровательный найденыш» (The Fascinating Foundling, 1909)
«Немного реальности» (The Glimps of Reality, 1909)
«Неравный брак» (Misalliance, 1910)

1910-1919:
«Смуглая леди сонетов» (The Dark Lady of the Sonnets, 1910)
«Первая пьеса Фанни» (Fanny’s First Play, 1911)
«Андрокл и лев» (Androcles and the Lion, 1912)
«Охваченные страстью» (Overruled, 1912)
«Пигмалион» (Pygmalion, 1912-1913
«Великая Екатерина» (Great Catherine, 1913)
«Лечение музыкой» (The Music-cure, 1913)
«О’Флаэрти, кавалер ордена Виктории» (O’Flaherty, V.C.,)
«Инка Перусалемский» (The Inca of Perusalem, 1916)
«Огастес выполняет свой долг» (Augustus Does His Bit, 1916)
«Аннаянска, сумасбродная великая княжна» (Annajanska, the Wild Grand Duchess, 1917)
«Дом, где разбиваются сердца» (Heartbreak House, 1913-1919)

1918-1931:
«Назад к Мафусаилу» (Back to Methuselah, 1918-1920)
Часть I. «В начале» (In the Beginning)
Часть II. «Евангелие от братьев Барнабас» (The Gospel of the Brothers Barnabas)
Часть III. «Свершилось!» (The Thing Happens)
Часть IV. «Трагедия пожилого джентльмена» (Tragedy of an Elderly Gentleman)
Часть V. «У предела мысли» (As Far as Thought Can Reach)
«Святая Иоанна» (Saint Joan, 1923)
«Тележка с яблоками» (The Apple Cart, 1929)
«Горько, но правда» (Too True To Be Good, 1931)

1933-1950:
«Сватовство по-деревенски» (Village Wooing, 1933)
«На мели» (On The Rocks, 1933)
«Шестеро из Кале» (The Six of Calais, 1934)
«Простачок с нежданных островов» (The Simpleton of The Unexpected Isles, 1934)
«Миллионерша» (The Millionairess, 1935)
«Новое окончание „Цимбелина“» (Cymbeline Refinished, 1937)
«Женева» (Geneva, 1938)
«Золотые дни доброго короля Карла» (In Good King Charles’s Golden Days, 1939)
«Миллиарды Байанта» (Buoyant Billions, 1948)
«Притчи о далеком будущем» (Farfetched Fables, 1948)
«Шекс против Шо» (Shakes versus Shav, 1949)
«Почему она не пожелала» (Why She Would Not, 1950)

Биография

Произведения

Критика


Читати також