Роман М. Спарк «Пособничество и соучастие»: от триллера к притче

Роман М. Спарк «Пособничество и соучастие»: от триллера к притче

Е.Г. Чалая

С самого начала книги, даже с заглавия, читатель сталкивается с многофункциональной имитацией примет детективного жанра. Уже в названии используются термины юридической и криминалистской практики: aiding и abetting (пособничество и соучастие) вместо увлекательно-загадочных заголовков современных интеллектуальных детективов («Клуб Дюма», «Кожа для барабана, или Сицилийская вечерня» А. Переса-Риверте») - установка на сухость, точность, «документальность». Близкое по смыслу использование терминов встречаем и в названиях других ее книг: «The Public Image» (1968), «The Takeover» (1976), «Loitering with Intent» (1984). Сам сюжет романа является детективным: действие разворачивается вокруг «Счастливчика Лукана» - преступника, который скрывается от полиции вот уже 25 лет и который по ошибке убил няню своих детей, приняв ее за свою жену. В данном случае детективное и криминальное начало, нередкое у Спарк, усложняется: убийство, мошенничество, преступная фальсификация святыни - и множественное «пособничество» (светские друзья поддерживают графа Лукана, верующие - мошенницу, подделавшую раны Христа, пациенты - парижскую знаменитость, доктора - психоаналитика, все ту же мошенницу Хильдегард-Беату). В более ранних произведениях автору хватало одного криминального мотива, чаще всего убийства, как в «Балладе о Пэкем Рай», «Месте водителя», «Пире».

Читатель в меру своей образованности или восприимчивости может принимать художественное произведение по-разному. Так, можно прочитать этот роман как детектив или триллер с обилием крови, погонями и убийствами; как «роман среды и характеров», обличающий высшие классы, наконец, как притчу, касающуюся веры, жизни и смерти. Каждый читатель, как и писательница, активно участвует в создании книги. Исходя из собственного опыта, читатель «высвечивает» ту или иную сторону книги. Такая многоуровневость произведения и особенно характерный для Спарк «скачок» от самого «низкопробного» массового жанра, триллера, к жанру, освященному многовековой традицией, - притче, позволяют трактовать «Aiding and Abrtting» как произведение постмодернистской эпохи.

В силу невообразимого и мгновенного расширения границ мира с помощью новейших технологий, отдельной темой постмодернистской литературы можно считать диалог цивилизаций, противопоставление или сравнение «цивилизации» и «варварства». Сравнение это далеко не всегда в пользу цивилизованного общества. М. Спарк в своих книгах неоднократно поднимает тему Африки. Писательница прожила там несколько лет, что очень повлияло на все ее творчество. Африканская тема поднимается не только в рассматриваемом романе, ярче всего она выражена в рассказах писательницы. В «Aiding and Abrtting» показан своеобразный диалог европейской и африканской культур. Причем культуры соприкасаются на самом страшном для европейского человека феномене - на убийстве себе подобных. Граф Лукан убивает невинную женщину и совсем не чувствует раскаяния. Точно так же не чувствуют раскаяния и африканцы, в свою очередь убившие и съевшие Лукана. Но если от европейца было бы естественно ждать раскаяния, то для африканцев убийство играет роль ритуала и не является преступлением. Еще более интересным и сложным, при кажущейся простоте, является образ африканца-парижанина, европейского врача и внука африканского царька. Приехав в Европу и «цивилизовавшись» - получив образование, усвоив язык, привычки и манеру одеваться, молодой человек не меняется внутри. Он по-прежнему не воспринимает убийство как преступление, и в этом он оказывается похож на «высокоцивилизованную» немку Хильдегард, прославившуюся в роли врача-психоаналитика. Мы видим, насколько похожи эти два героя, насколько схожи их представления о морали и справедливости. Тут возникает еще один вопрос: а не является ли современная цивилизация лишь внешней оболочкой, по сути своей, как и раньше, основываясь на праве сильнейшего или «благороднейшего». Вопрос крови, вернее, голубой крови, иронически обыгрывается в романе. Кровь одинакова и ее одинаково много и у «благородного» (только в силу своего происхождения, а не каких-то личных качеств) графа, и у простой няни. Этот момент особенно подчеркивается в романе. Граф Лукан неоднократно упоминает, что он был поражен обилием крови во время убийства няни. Этот феномен он объясняет низким происхождением девушки и говорит, что у людей благородного происхождения (к каковым несомненно причисляет и себя) не могло бы быть так много крови. И В то же время, когда он сам погибает, крови у него было не меньше. И еще один характерный признак постмодернистского сознания. Физические границы мира невообразимо расширились (и наоборот, мир стал гораздо более тесен, чем раньше): Интернет, мобильная связь, доступные перелеты, все это позволяет чувствовать себя дома в самом далеком уголке земного шара. Герои книги свободно перемещаются из одной страны в другую, с одного континента на другой, не теряя связи друг с другом и не исчезая из поля зрения автора или читателя. Концепция мира как «большой деревни» может еще проявляться и в постоянном случайном столкновении героев - в аэропорту или монастыре. Вероятность встречи знакомого человека в огромном аэропорту чрезвычайно мала, тем не менее, это часто происходит в «Aiding and Abrtting», впрочем, как и в реальной жизни. У Спарк меняется смысл трактовки традиционной романной случайности - она становится гораздо более обыкновенной и в то же время характерной для современной «техногенной» цивилизации.

Границы морали XX века сильно размыты, что тоже находит свое отражение в романе М. Спарк. В современном обществе ценностями являются совсем не моральные достоинства человека, а ценности материальные. Тем острее звучат христианские аллюзии в романе. Здесь много отсылок к Библии: принцип воздаяния (и в виде ветхозаветного принципа «око за око», и в виде христианского последнего суда); Лукан (воплощение зла) все время пожирает мясо ягненка и рыбу (агнец и рыба - христианские символы); воссоздается преломление христианских принципов в сознании африканцев. Постмодернистский принцип нониерархии, нонселекции семантически сказывается в том, что ни на уровне обсуждения, ни на уровне изображения ни одному из типов культуры или цивилизации не отдается явное предпочтение.

Литературе XX века свойственно нарушение четкого и условного деления героев на положительных и отрицательных. Общий контекст произведения настраивает читателя, что скорее нет именно положительных героев, можно даже говорить о дегероизации произведения. На протяжении всей книги писательница интригует читателя недосказанностью.

Одной из ярких особенностей произведения можно считать гротеск. Самым показательным примером может служить диалог негров-носилыциков, перефразирование христианской доктрины о смывании грехов: негры понимали это буквально - в прямом смысле умываться кровью. Много, чрезмерно много крови проливается на страницах романа. Автор словно насмехается над современным детективным чтивом, где успех книги во многом определяется количеством трупов.

Черты детектива и триллера в этом романе - у всех на виду: преступление, сокрытие преступника, двойничество (граф Лукан и Уокер), двойная роль «разоблачителя», который сам оказывается им моралистам и преступником («доктор Хильдегард»). Черты притчи менее явны: ее герои (если ориентироваться на главный жанровый прототип притчи в христианской культуре - притчи Христа в Евангелиях) - тоже современники, действующие в современных обстоятельствах; но их роли предельно обобщены, для них важны не столько социальные характеристики (хозяин, работник, сборщик налогов, священнослужитель, богач, неимущий в Евангелиях), сколько моральные качества, которые олицетворены этими персонажами (милосердие и человечность, зависть и ненависть, вера и нечестивость); и именно поэтому они обладают широчайшей применимостью. Этому следует история, рассказанная Спарк; в ней олицетворены в фигурах наших современников жестокость, порожденная себялюбием и корыстью, равнодушие, бездумная корпоративная круговая порука, цинизм, смерть мысли и совести. В этой притче нет героев, а высшим судией, который обнаруживает себя смехом и сатирой, оказывается мысль и вера: внятная для всех, а не только для приверженцев христианства, вера в высшие ценности и смысл бытия.

Л-ра: Від бароко до постмодернізму. – Дніпропетровськ, 2007. – Вип. 11. – С. 200-203.

Биография

Произведения

Критика


Читати також