Рейнольдс Прайс. Добрые сердца

Рейнольдс Прайс. Добрые сердца

М. Сахоненко

Первое произведение Рейнольдса Прайса (род. в 1933 г.), «Долгая и счастливая жизнь», вышло в свет в 1962 году. Книга была переведена на многие языки мира, а ее автор получил премию Фонда Уильяма Фолкнера — высшую награду начинающему писателю «южной школы».

Незатейливый сюжет повести о любви юной девушки Розакок Мастиан к своему сверстнику Уэсли Биверсу при всей видимой камерности вместил и отразил философские раздумья прозаика о человеческом бытии вообще, о любви, о познании человеком самого себя и окружающего его мира, о семье как древнейшем из общественных институтов.

Развитая в повести масштабная тема требовала своего продолжения. И вот спустя четверть столетия автор вновь приглашает читателя к размышлению над судьбами уже знакомых героев в своем последнем, седьмом по счету романе «Добрые сердца».

Новая книга Прайса повествует о событиях, настигающих Розу и Уэсли долгие годы спустя. Они женаты уже около тридцати лет и живут в городке Роли, штат Северная Каролина. Оба довольны своей работой. Она исполняет обязанности секретаря на факультете английского языка в местном университете, Уэсли — механик. Несмотря на случающиеся порою разногласия, героям кажется, что жизнь их размеренна, спокойна, и обретенный порядок, сам стиль повседневного существования их устраивает.

Но мнимая гармония нарушается, когда в один из последних декабрьских дней, в канун Рождества, Уэсли неожиданно решает покинуть Розу без предупреждения или какого-либо предварительного объяснения. Он едет на Запад. «Все сбудется» — таков рефрен популярной песенки в городе Нэшвилл, куда приезжает Уэсли. Возможно, в эти слова облекается невысказанное, да и не вполне осознанное героем чувство, толкнувшее его на этот шаг. Ощущение несвободы, долго томившее его, в конце концов достигло апогея. Он знакомится с молодой женщиной, и на время персонажа пьянит иллюзорное ощущение самореализации. Впереди зима тревог и сомнений, нерешительного топтания между долгом и радостью обретенной «свободы». Но радостью ли?

Чувства, волнующие Розу, мало походят на раздирающие Уэсли страсти. Его метания лишь подчеркивают силу чувства Розы, вернее — победу духовного начала в ее любви к нему. Долгая холодная зима способствует нелегким раздумьям. Роза ведет дневник — неиссякаемый поток воспоминаний о разговорах, встречах с друзьями, ссорах и примирениях с Уэсли, о своих несбывшихся мечтах и надеждах. Пестрой вереницей пробегают картины прошлого; мгновения счастья, недолгие разлуки, годы молчаливого одиночества рядом с супругом. Но, переосмысляя прошлое, Роза отчетливо осознает, что в решающие моменты она всегда оставалась опорой для любимого человека. Долгими бессонными ночами приходит она к одной и той же, до обидного ясной в своей неприглядности мысли, что не всегда человек, даже если у него за плечами целая жизнь, может правильно понять, в чем смысл его бытия, где источник его бед.

В отличие от «Долгой и счастливой жизни» в новом романе Прайс стремится передать подробности и оттенки душевных движений не только Розы, но и Уэсли. Шаг за шагом читатель с удивлением осознает, что персонажем движет неудовлетворенное чувство тщеславия, непоколебимая уверенность в собственной исключительности. Культивируемое им самомнение приводит Уэсли к мысли, что Роза недостаточно ценит его и, возможно, даже не нуждается в нем, попросту не способна его разглядеть.

Уэсли может показаться тривиальным и жалким в своих амбициях; однако несомненным достижением автора является то, что он сумел раскрыть своенравные поиски терпящего неудачу героя так, что они не выглядят ни незначительными, ни бессодержательными. Привыкший укладывать в рамки готовой схемы все, с чем ему приходилось встречаться и сталкиваться, разве может Уэсли помыслить, что побег заставит его по-новому увидеть свою жизнь с Розой, а заодно — пристально вглядеться в самого себя? По плечу ли ему нелегкое сознание того, что, сделав своей второй натурой удобное скольжение по поверхности, он тем самым оказался неспособным всерьез откликнуться на глубокое чувство Розы, так как ему, ценящему в любви, браке удобную и отлаженную свободу отношений, оно попросту не под силу?

Уэсли, подобно некоторым другим персонажам предыдущих произведений Рейнольдса Прайса, одержим противоречивыми устремлениями. С течением лет мерный, устоявшийся ход событий все больше тяготит героя. Сначала подспудно, а затем все отчетливее проступает в нем потребность в перемене. Уэсли еще не видит конкретных проявлений своей будущей свободы. Для него она лишь способ уйти от надоевших привычных отношений. Но оказывается, что не меньшая, а даже гораздо более властная потребность, испытываемая персонажем, — это потребность в человеческой, родственной близости.

Путь разрешения этого конфликта, по мысли Р. Прайса, предельно ясен: попытка обретения подобия жизненной цельности в индивидуалистической замкнутости трактуется писателем как самообман или грех, в который впадают по слабости.

Но вот уходит долгая холодная зима. Ее завершение знаменует начало нового этапа в духовной жизни Розы и Уэсли. С обновленным чувством ответственности, с ясным осознанием необходимости и высокой правоты своего союза, благодаря помощи друзей, родственников, а главное — собственному прозрению обретают герои романа утраченную гармонию совместного существования.

Неизменные свойства прозы Рейнольдса Прайса — пафос правдоискательства, четкость и недвусмысленность нравственных критериев, неустанный поиск человеческих ценностей, погруженность в этические вопросы — делают автора романа «Добрые сердца» достойным преемником классиков американской прозы и еще раз доказывают, что в богатой разнообразием форм и манер литературе Соединенных Штатов и поныне жива, являя свою неисчерпаемость, традиция гуманизма.

Л-ра: Современная художественная литература за рубежом. – Москва, 1990. – Вып. 4. – С. 73-74.

Биография

Произведения

Критика


Читати також