Биография Пьера Корнеля

Биография Пьера Корнеля

Пьер Корнель – французский поэт и драматург, отец французской трагедии; член Французской академии – родился 6 июня 1606 года в Руане. Сын руанского чиновника.

Окончил коллеж иезуитов (1622; ныне — лицей имени Корнеля). Лиценциат юриспруденции (1624). На протяжении четырёх лет стажировался в качестве адвоката при Руанском парламенте. В 1628 получил место прокурора, однако мало интересовался служебной карьерой. До 1635 занимал различные чиновничьи должности, в 1647 стал членом Французской академии, в 1662 переехал в Париж.

Чиновников в академию не выбирали, и, стало быть, Корнелю, как и прочим академикам, нужно было отличиться в изящной словесности. К моменту своего избрания он был известен как сочинитель «галантных» стихов и комедий «Мелита, или Подметные письма», «Клитандр, или Освобождённая невинность», трагедии «Медея», трагикомедии «Сид», в центре которых — отношения между личностью и абсолютистским государством, что ознаменовало собою начало театра французского классицизма, где симпатии автора были на стороне власти.

Эти симпатии стали ещё более явными в трагедиях «Гораций», «Цинна, или Милосердие Августа». К началу 1644 у Корнеля, начиная с трагедий «Родогуна», «Теодора» и «Гибель Помпея», происходит разочарование в абсолютизме, и эти его трагедии получили в литературоведении название «второй манеры», ибо их содержание — это не судьбы нации, а образ монарха-тирана и кипящие вокруг него страсти придворных интриганов и проходимцев.

После избрания его академиком пишет трагедии «Никомед» и «Сурена», свидетельствующие о резком падении его таланта.

Последние годы жизни Корнель провёл очень уединённо и был в крайне стеснённых обстоятельствах. Только благодаря хлопотам его друга Буало, Корнелю была назначена маленькая пенсия.

Пьер Корнель умер 1 октября 1684 года в Париже в полной нищете, и лишь Великая французская революция 1789 принесла ему посмертную славу.

Первой пьесой Корнеля обычно считается комедия «Мелита» (1629), однако в 1946 году была обнаружена анонимная рукопись выдержанной в традициях «Астреи» Оноре д’Юрфе пасторальной пьесы «Алидор, или Безразличный» (соч. между 1626 и 1628 годов, опубл. в 2001), которую, возможно, следует считать подлинным дебютом великого драматурга (по другим версиям, её автор — Жан Ротру). За «Мелитой» последовал ряд комедий, которыми Корнель создал себе положение и расположил к себе Армана Ришелье.

С 1635 Корнель писал трагедии, сначала подражая Сенеке; к числу этих первых, довольно слабых попыток принадлежит «Медея» (1635). Затем, вдохновившись испанским театром, он написал «Комическую иллюзию» (1636) — тяжеловесный фарс, главное лицо которого испанский матадор.

В конце 1636 появилась другая трагедия Корнеля, составляющая эпоху в истории французского театра: это был «Сид», сразу признанный шедевром; создалась даже поговорка: «прекрасен как Сид» (beau comme le Cid). Париж, а за ним вся Франция продолжали «смотреть на Сида глазами Химены» даже после того, как парижская академия осудила эту трагедию в Sentiments de l’Académie sur le Cid: автор этой критики Шаплен находил выбор сюжета трагедии неудачным, развязку — неудовлетворительной, стиль — лишённым достоинства.

Написанная в Руане трагедия «Гораций» была поставлена в Париже в начале 1640, видимо, на сцене Бургундского отеля. Премьера трагедии не стала триумфом драматурга, но от спектакля к спектаклю успех пьесы нарастал. Включённая в репертуар театра «Комеди Франсез», трагедия на этой сцене выдержала количество спектаклей, уступающее лишь «Сиду». В основных ролях пьесы выступали такие прославленные актёры, как мадемуазель Клерон, Рашель, Муне-Сюлли и другие.

Впервые «Гораций» был издан Огюстеном Курбе в январе 1641.

К тому же времени относится женитьба Корнеля на Мари де Ламприер (Marie de Lamprière), разгар его светской жизни, постоянные сношения с отелем Рамбулье. В 1647 Корнель был избран членом французской академии (кресло № 14).

Начиная с 1651 Корнель увлёкся религиозной поэзией, и напечатал вскоре стихотворный перевод «Подражания Иисусу Христу» («Imitation de Jésus Christ»). Перевод этот имел огромный успех и выдержал за последующие 20 лет 130 изданий. За ним последовало несколько других переводов, панегирики Деве Марии, псалмы и т. д.

Драматургия Корнеля:
«Алидор, или Безразличный» (Alidor ou l’Indifférent) (атрибуция неокончательная) (между 1626 и 1628)
«Мелита» (Mélite, 1629)
«Клитандр» (Clitandre, 1631)
«Вдова» (La Veuve, 1632)
«Галерея Дворца» (La Galerie du Palais, 1633)
«Компаньонка» (La Suivante, 1634)
«Королевская площадь» (La Place royale, 1634)
«Медея» (Médée, 1635)
«Комедия, сыгранная в саду Тюильри» (Comedie de Tuileries, в соавторстве с Г. Кольте, П. Л’Этуалем, Ж. Ротру и Ф. де Буаробером) (1635)
«Комическая иллюзия» (L’Illusion comique, 1636)
«Сид» (Le Cid, 1636)
«Гораций» (Horace, 1640)
«Цинна» (Cinna, 1641)
«Полиевкт» (Polyeucte, 1642)
«Смерть Помпея» (La Mort de Pompée, 1644)
«Лжец» (Le Menteur, 1644)
«Родогуна» (Rodogune, 1644)
«Теодора» (Théodore, 1646)
«Ираклий» (Héraclius, 1647)
«Андромеда» (Andromède, 1650)
«Дон Санчо Арагонский» (Don Sanche d’Aragon, 1650)
«Никомед» (Nicomède, 1651)
«Пертарит» (Pertharite, 1652)
«Эдип» (Œdipe, 1659)
«Золотое руно» (La Toison d’or, 1660)
«Серторий» (Sertorius, 1662)
«Софонисба» (Sophonisbe, 1663)
«Отон» (Othon, 1664)
«Агесилай» (Agésilas, 1666)
«Аттила» (Attila, 1667)
«Тит и Береника» (Tite et Bérénice, 1670)
«Психея» (Psyché, в соавторстве с Мольером и Филиппом Кино, 1671)
«Пульхерия» (Pulchérie, 1672)
«Сурена» (Suréna, 1674)

Биография

Произведения

Критика


Читати також