Биография Жака Превера

Биография Жака Превера

Жак Превер – французский поэт и кинодраматург – родился 4 февраля 1900 года в ближнем предместье Парижа, в Нёйи-сюр-Сен, в буржуазно-аристократической семье.

В 15 лет, получив первый аттестат зрелости, Жак оставил наскучившую ему школу, предпочтя парижские бульвары, бистро, праздную толпу и богему как среду своего обитания. Эпоха была насыщена бурными событиями, и Превер ими жил, в них участвовал. Сразу же после Первой мировой войны настроениями и умами интеллигенции завладело течение сюрреалистов, и Превер был с ними, с провозгласившим сюрреализм Аполлинером. Последовали дружба с Пикассо, Танги, Дали, Эрнстом, Магриттом. В ту же пору он сблизился с коммунистами, входил в театральную группу эстрадных агитаторов ФПК «Октябрь», писал для неё много едких, обличающих капитализм памфлетов, сценариев и стихов.

Группа «Октябрь» имела большой успех в стране и вместе с Превером в 1933 была приглашена в Советский Союз, где её выступления прошли при переполненных аудиториях. Перед возвращением во Францию участникам было предложено подписать восторженное обращение со словами благодарности Сталину. Превер, несмотря на уговоры, отказался от этого наотрез. Авторитет его был настолько велик, что вся труппа, в которой были только члены французской компартии, последовала его примеру.

Активно сотрудничая с левыми, с Луи Арагоном, возглавлявшим отдел культуры ЦК ФКП, Превер и здесь выдерживал дистанцию, вёл себя независимо и в партии не состоял. На приглашения отвечал каламбуром: «Я, конечно, мог бы вступить в Коммунистическую партию, но ведь вы меня тут же упрячете в ячейку!» (По-французски «ячейка» и «тюремная камера» – омонимы). Политикой не занимался, оставаясь антимилитаристом, антиклерикалом, ненавистником буржуазии, обывательщины и любой казёнщины. Сальвадор Дали подметил: «Жак воюет с ненавистным ему злом не бомбами, а петардами».

Чтобы не попасть на военную службу, притворялся сумасшедшим. Одевался безукоризненно опрятно, но на свой манер, с артистичной небрежностью, с неизменной сигаретой или трубкой; был ловеласом, имел успех у женщин, причём у известных актрис, кинозвёзд. Расставаясь со своей пассией, оставался с ней в прекрасных дружеских отношениях.

Превер писал киносценарии и тексты к песням. Фильмы по его сценариям ставились знаменитыми режиссёрами (такими, как Марсель Карне, Поль Гримо и Жан Ренуар), с участием знаменитых актёров: «Набережная туманов», «Забавная драма», «Вечерние посетители», «День начинается», «Дженни», «Ночные двери», «Дело в шляпе».

Особенность сценариев Превера, подкупавшая постановщиков и актёров, заключается в пропорционально умеренном сочетании возвышенной поэзии и реализма. Вершиной такого сочетания признан фильм по его сценарию «Дети райка», который жюри из 600 специалистов признало лучшим кинематографическим произведением века и решением ЮНЕСКО в числе ещё трёх лент объявлен мировым достоянием культуры. Актриса Арлетти, снимавшаяся в главной роли, назвала Превера «великим поэтом экрана».

Не меньшую славу обрёл Превер и как автор песен – с 1928 по 1972 сделано 175 записей вокальных исполнений на его стихи. Все звезды эстрады имели в своём репертуаре песни на слова Превера: Катрин Соваж, Ив Монтан, Жюльетта Греко, Марлен Дитрих, Симона Синьоре, Тино Росси, Серж Генсбур. Коронным исполнением в программе Эдит Пиаф были преверовские «Опавшие листья»… В 1954 за те же «Опавшие листья» Ив Монтан награждается «Золотым диском» – по случаю продажи миллионного экземпляра этой пластинки в его исполнении.

Первый свой поэтический сборник «Слова» Превер издал, будучи маститым литератором, в 1946. Ныне эта широко известная книжечка в 250 страниц издана таким тиражом, о котором не может мечтать ни один поэт – три миллиона экземпляров! В сборник вошло то, что Превер писывал для себя, сочинял в разное время, не помышляя о публикации. Это хаотичная, бессистемная мозаика впечатлений, размышлений, наблюдений. В послевоенной Франции «Слова» прозвучали как задушевное откровение человека, влюблённого в жизнь. Книга наделала много шума и шла нарасхват.

Принимали его поэзию отнюдь не все и беспощадно-разгромных статей в прессе было не меньше, чем хвалебных. Если Сартр восхищался «смелым реформатором стиха» и «анархистом-мечтателем», то Камю называл его не иначе, как «лирическим клоуном, возомнившим себя Гойей».

Превер при неоднозначности отношения к нему был дерзким реформатором свободного стиха – без рифмы, но с определённым внутренним ритмом и музыкальностью строф. Нет в его стихах и знаков препинания.

Жак Превер умер 11 апреля 1977 года в Омонвиль-ла-Петит (Omonville-la-Petite).

Мультфильм «Король и птица» (Le Roi et l'oiseau; англ. The King and the Mockingbird), над которым он работал к моменту ухода из жизни, вышел в 1980 с посвящением памяти Жака Превера

Сценарии к фильмам:
Преступление господина Ланжа („Le Crime de monsieur Lange“, 1936)
Забавная драма („Drôle de drame“, 1937)
Набережная туманов („Le Quai des brumes“, 1938)
Исчезнувшие из Сент-Ажиля („Les Disparus de Saint-Agil“, 1938)
День начинается („Le Jour se lève“, 1939)
Буксиры (1941)
Летний свет (1942)
Вечерние посетители (1942)
Дети райка („Les Enfants du paradis“, 1945, номинация на Оскар за лучший сценарий)
Маленький солдат (1948)
Собор Парижской Богоматери („Notre Dame de Paris“, 1956)
Король и птица (1980)

Произведения:
«Семейные воспоминания, или Ангел-охранник» (1930)
«Попытка изобразить обед голов в Париже, во Франции» (1931)
«Штык в землю» (1936)
«События» (1937)
«Слова» („Paroles“, 1946)
«Истории» (1946)
«Сказки» („Contes pour enfants pas sages“, 1947)
«Зрелище» („Spectacle“, 1951)
«Дождь и ведро» („La pluie et le beau temps“, 1955)
«Цирк Изиса» („Le Cirque d'Izis“, с фотографиями Изиса Бидерманаса и работами Марка Шагала, 1965)

Биография

Произведения

Критика


Читати також