Биография Ильи Ильфа и Евгения Петрова

Илья Ильф (Иехиел-Лейб бен Арье Файнзильберг) и Евгений Петров (Евгений Петрович Катаев). Подробная биография. Читать онлайн

Ильф и Петров — советские писатели-соавторы Илья Ильф (настоящее имя — Иехиел-Лейб бен Арье Файнзильберг; 1897—1937) и Евгений Петров (настоящее имя — Евгений Петрович Катаев; 1902—1942). Уроженцы города Одесса.

Двух талантливых авторов-юмористов, в соавторстве написавших романы-бестселлеры «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», трудно разделить, как сиамских близнецов. Ильф и Петров, десятилетие творившие вместе, даже порознь писали так, что ценители их творчества не отличали, перу которого из них принадлежат главы повести «Одноэтажная Америка».

Но у каждого из писателей – своя жизнь. Впрочем, и в биографиях двух кумиров есть сходство: оба прожили яркие, но короткие жизни, в которых нашлось место голоду, войне, преданной дружбе, славе, гонениям и трагической кончине.

Илья Ильф (псевдоним; настоящие имя и фамилия Илья Арнольдович Файнзильберг) родился 15 октября (3 октября по старому стилю) 1897 года в Одессе, в семье банковского служащего.

Иехиел-Лейб – третий их четырех наследников Арье и Миндль Файнзильбергов. Глава семьи, скромный служащий Сибирского торгового банка, мечтал дать сыновьям приличное образование. Старшего отпрыска Саула видел бухгалтером, но тот после учебы в коммерческом училище назвался Сандро Фазини и стал художником-кубистом (позже переехал во Францию, погиб в Освенциме).

Второй сын – Мойше-Арон – окончил училище с отличием, но повторил опыт брата и тоже ушел в искусство, подписывая полотна творческим псевдонимом Ми-Фа.

Горький опыт и напрасно потраченные деньги подсказали Арье не вкладывать сбережения в обучение третьего сына в дорогом коммерческом училище. Иехиэль-Лейб стал студентом ремесленного училища, где не было «лишних» (по мнению старого Арье) предметов, таких как рисование. Отец не знал, что на уроках мальчик прятал под партой книги Редьярда Киплинга, Роберта Стивенсона и Антона Чехова, которые тайком читал.

В 1913 году окончил техническую школу. 16-летний юноша получил образование и порадовал отца: прошел путь от токаря до мастера кукольной мастерской, а в 1919 году сел за бухгалтерские отчеты в финансовом отделе губернской продкомиссии, ведавшей снабжением Красной армии. Позже опыт работы в продкомиссии Илья Ильф использует, описывая события в конторе «Геркулес» в «Золотом теленке».

Хрустальные мечты отца разбились, когда 23-летний Иехиел бросил службу, объявив о вступлении в одесский «Коллектив поэтов». Теперь третий отпрыск звался Илья Ильф, соединив в фамилии псевдонима первые буквы «старого» труднопроизносимого имени.

Забегая наперед, скажем, что оправдал надежды отца четвертый сын: оставив родную фамилию, стал топографом. К радости Арье, искусство не заинтересовало Беньямина. В 1919-ом объявили мобилизацию. Илья Ильф прибыл на сборный пункт с романом Анатоля Франса под мышкой.

После войны будущий романист вернулся в Одессу, сделал первые шаги в журналистике и стал членом Союза поэтов.

После подведения баланса выяснилось, что перевес оказался на литературной, а не бухгалтерской деятельности, и в 1923 году И. Ильф приехал в Москву: в Одессе литературная жизнь окончательно заглохла. С первой работой помог Валентин Катаев: став именитым литератором, он устроил коллегу по одесскому поэтическому сообществу в газету «Гудок».

Илью Ильфа взяли правщиком никем не читаемой 4-ой полосы, поручив обработку писем рабкоров. В первые недели работы правщик превратил полосу в самую популярную, наполнив едкими фельетонами на злобу дня. Под рабкоровскими заметками, превращенными в фельетоны, стояли подписи авторов, но, обработанные Ильфом, узнавались мгновенно по афористичности и тонкому сарказму.

Евгений Петров (псевдоним; настоящие имя и фамилия Евгений Петрович Катаев) родился 13 декабря (30 ноября по старому стилю) 1902 года в Одессе, в семье учителя истории.

Когда люди, не знакомые с творчеством и жизнью Евгения, читают его автобиографию, у них складывается впечатление, что творец жил не в реальном, а идеальном Советском Союзе. Был свободным, писал, что хотел, путешествовал по всему миру и чудесным образом избежал ареста и репрессий во времена, когда сажали всех вокруг.

Правда, если копнуть глубже, выясняется, что реальная жизнь журналиста отличалась от официальной биографии. Известно, что на протяжении пары лет никто точно не знал подлинную дату рождения Евгения, поэтому во всех энциклопедиях указывался октябрь 1903 года. Только когда в 60-х годах сотрудники одесского архива отыскали метрическую книгу, в которой была записана дата рождения и крещения, все встало на свои места.

Отец писателя - Петр Васильевич Катаев - работал преподавателем в епархиальном и юнкерском одесских училищах. Мать Евгения - украинка из Полтавы, умерла от воспаления легких через пару месяцев после рождения второго сына (у писателя был старший брат Валентин).

Известно, что у Катаевых была обширная семейная библиотека, но классическая литература не привлекала Евгения. Любознательный парень зачитывался книгами Густава Эмара, Роберта Льюиса Стивенсона и Джека Лондона.

В 1920 году Евгений окончил 5-ю одесскую классическую гимназию, в которой его одноклассником и лучшим другом был Александр Козачинский (мальчики даже принесли клятву братской верности: надрезали кусочком стекла пальцы и смешали кровь). Затем будущий публицист на протяжении пары месяцев работал корреспондентом Украинского телеграфного агентства, а после в течение трех лет - инспектором уголовного розыска в Одессе. Первым его литературным произведением был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины.

Мало кто знает, но 1922 году во время погони с перестрелкой Катаев лично задержал своего друга Козачинского, возглавлявшего банду налетчиков. Впоследствии писатель добился пересмотра его уголовного дела. В итоге Александра не расстреляли, а отправили в лагерь.

Эта история позднее легла в основу приключенческой повести «Зеленый фургон», прототипом главного героя которой - Володи Патрикеева – стал Петров. Также по произведению в 1959 и 1983 годах были сняты одноименные фильмы.

Через три года Катаев переехал в Москву. Там юноша занялся самообразованием и журналистикой. Уже в 1924-ом в сатирическом журнале «Красный перец» появились первые фельетоны и рассказы под псевдонимом Петров. За период своей литературной карьеры сатирик использовал другие псевдонимы. Делалось это, потому что писатель не хотел, чтобы его произведения приписывали брату.

До начала сотрудничества с Ильей Ильфом Евгений Петров опубликовал более полусотни юмористических и сатирических рассказов в различных периодических изданиях и выпустил три самостоятельных сборника.

Знакомство будущих соавторов произошло в 1925 году, и с 1926 года началась их совместная работа, на первых порах состоявшая в сочинении тем для рисунков и фельетонов в журнале «Смехач» и обработке материалов для газеты «Гудок».

В 1928-ом Ильфа уволили из «Гудка» по сокращению штата. За ним ушел и Петров. Журналистов приютил юмористический еженедельник «Чудак», в котором Илья Ильф вел отдел литературных рецензий. Соавторы делали совместные рецензии на кинокартины и театральные спектакли, ставя общий творческий псевдоним «Дон Бузилио». Еще один псевдоним Ильфа и Петрова – Ф. Толстоевский.

Роман «12 стульев» литераторы начали писать в 1927 году. Отправной точкой стала идея Валентина Катаева, предложившего Ильфу и младшему на 6 лет Петрову поработать на него «литературными рабами». Мэтр подкинул авторам авантюрный сюжет, предложив подумать над развитием событий вокруг «спрятанных в стуле сокровищ». Роман был опубликованн в 1928 в журнале «30 дней» и в том же году вышел отдельной книгой, принесши авторам славу. Он примечателен множеством блестящих по выполнению сатирических эпизодов, характеристик и подробностей, явившихся результатом злободневных жизненных наблюдений.

В том же году любители юмористического жанра получили от романистов еще один приятный сюрприз – сатирическую повесть, вышедшую под названием «Светлая личность». В следующем 1929 году опубликовали гротескные новеллы, объединенные в цикл «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» и сборник новелл «1001 день, или Новая Шахерезада».

В 1931 году Илья Ильф с соавтором подарил читателям новый шедевр – продолжение романа о Комбинаторе, который назвали «Золотой теленок», история дальнейших похождений героя «Двенадцати стульев» Остапа Бендера. Роман напечатали в журнале «30 дней», книга появилась спустя 2 года.

Перу Ильи Ильфа и его соратника принадлежат десятки рассказов, фельетонов и очерков. По их комедии поставлена мелодрама «Под куполом цирка», снятая режиссером Григорием Александровым и вышедшая в 1936 году под названием «Цирк». В главной роли фильма блистала Любовь Орлова, но Ильф и Петров потребовали убрать их фамилии с титров: сценарий подвергся изменениям, которые авторы не одобрили.

В 1932—1937 годах Ильф и Петров писали фельетоны для газет «Правда», «Литературная газета» и журнала «Крокодил». В 1935—1936 годы они совершили путешествие по США, результатом которого явилась книга «Одноэтажная Америка». Она вышла в 1936 году и стала первым совместным сочинением, написанным литераторами порознь. Ильф и Петров из-за болезни Ильи Арнольдовича писали главы, не встречаясь, но за 10 лет совместного труда у них выработался единый стиль.

Творческое сотрудничество писателей прервала смерть Ильфа в Москве 13 апреля 1937 года. После поездки по Америке в открытой машине у Ильи Ильфа обострилась болезнь: туберкулез, диагностированный в 1920-х, открылся и перешел в острую форму. Боль в груди романист почувствовал в Новом Орлеане. Закашлявшись, увидел кровь на платке.

После возвращения из Америки Илья Ильф прожил еще 2 года. Но жить в столице не мог – задыхался. Поселился на даче в Красково, где писал главы «Одноэтажной Москвы», гулял по сосновому лесу.

Илья Ильф подарил читателям замечательные, изданные после его смерти, «Записные книжки» – дневник, состоящий из сотен афоризмов, очерков, наблюдений, смешных фраз и горестных размышлений, записанных за 12 лет. «Записные книжки» увидели свет после основательного сокращения и цензуры, но и в сокращенном виде афоризмы Ильфа стали крылатыми.

Петров после смерти соавтора написал ряд киносценариев (совместно с Георгием Мунблитом), «Музыкальная история» (1940 год), «Антон Иванович сердится» (1941 год), пьесу «Остров мира» (опубликована в 1947), «Фронтовой дневник» (1942). В 1940 он вступил в Коммунистическую партию и с первых дней войны стал военным корреспондентом «Правды» и «Информбюро». Он писал для советских печатных изданий и по работе, часто подолгу, бывал на фронте. Однажды писатель вернулся из-под Малоярославца контуженный взрывной волной.

Несмотря на то, что публицист практически не разговаривал, он как мог скрывал свое состояние от коллег и родных. Известно, что как только ему стало немного легче, журналист сразу же взялся писать о боях за Малоярославец.

Самостоятельно Катаев написал сценарии к фильмам «Тиха украинская ночь» и «Воздушный извозчик». Также известно, что писатель работал над сценарием фильма «Цирк», но в итоге потребовал не указывать свою фамилию в титрах.

Петров пережил своего друга Илью на пять лет. После кончины Ильфа смерть в буквальном смысле ходила за Евгением по пятам. Однажды писатель в гимназической лаборатории наглотался сероводорода, и его едва откачали на свежем воздухе. Затем в Милане публициста сбил велосипедист, и он чуть не попал под колеса проезжающей мимо машины.

Во время финской войны снаряд попал в угол дома, в котором автор рассказа «Блудный папа» ночевал. Под Москвой журналист попал под минометный огонь немцев и едва уцелел. В тот же год сценаристу прищемило пальцы дверью фронтовой «эмки». Случилось это, когда на писателя налетела немецкая авиация, и ему необходимо было в срочном порядке покинуть машину и бежать в кювет.

Погиб творец в годы Великой Отечественной войны. Когда второго июля 1942 года Евгений возвращался самолетом в Москву, пилот, уходя от бомбардировки, снизил высоту полета и врезался в курган. Из нескольких человек, находившихся на борту, погиб только Петров, которому на тот момент было 38 лет.

Останки писателя похоронили в Ростовской области в селе Маньково-Калитвенское.

Собрание сочинений Ильи Ильфа и Евгения Петрова в пяти томах было повторно (после 1939 года) издано в 1961 году Госиздательством художественной литературы. Во вступительной статье к этому собранию сочинений Д. И. Заславский писал: «Судьба литературного содружества Ильфа и Петрова необычна. Она трогает и волнует. Они работали вместе недолго, всего десять лет, но в истории советской литературы оставили глубокий, неизгладимый след. Память о них не меркнет, и любовь читателей к их книгам не слабеет. Широкой известностью пользуются романы „Двенадцать стульев“ и „Золотой телёнок“».

Сочинения

  • роман «Двенадцать стульев» (1928);
  • роман «Золотой телёнок» (1931);
  • новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» (1928);
  • фантастическая повесть «Светлая личность» (1928);
  • новеллы «Тысяча и один день, или Новая Шахерезада» (1929);
  • сценарий фильма «Однажды летом» (1936);
  • художественно-документальная повесть «Одноэтажная Америка» (1937).

Издания

  • Собрание сочинений в четырёх томах. — М.: Советский писатель, 1938—1939.
  • Как создавался «Робинзон». Л.—М., «Молодая гвардия», 1933.
  • Двенадцать стульев. Золотой телёнок. — М.: Советский писатель, 1936
  • Двенадцать стульев. — М.—Л., ЗиФ, 1928.
  • Золотой телёнок. — М.: Федерация, 1933

Экранизации произведений

  1. 1933 — Двенадцать стульев (Польша—Чехословакия)
  2. 1936 — Цирк
  3. 1936 — Однажды летом
  4. 1938 — 13 стульев
  5. 1961 — Совершенно серьёзно (очерк Как создавался Робинзон)
  6. 1968 — Золотой телёнок
  7. 1970 — The Twelve Chairs (Двенадцать стульев)
  8. 1971 — Двенадцать стульев
  9. 1972 — Ехали в трамвае Ильф и Петров (по мотивам рассказов и фельетонов)
  10. 1976 — Двенадцать стульев
  11. 1989 — Светлая личность
  12. 1993 — Мечты идиота
  13. 2004 — Двенадцать стульев (Zwölf Stühle)
  14. 2006 — Золотой телёнок

Читати також