Вокруг романов Гюнтера Вайзенборна

Вокруг романов Гюнтера Вайзенборна

С. Львов

Прозаик и драматург Гюнтер Вайзенборн в годы фашизма принимал участие в деятельности подпольной организации «Красная капелла», несколько лет находился в заключении, после разгрома фашизма стал издавать в Берлине сатирический журнал «Уленшпигель», был одним из основателей Берлинского театра имени Геббеля. Его воспоминания «Мемориал» и пьеса «Нелегальные» широко известны во многих странах.

В прошлом году вышли в свет два романа Гюнтера Вайзенборна. Один из них называется «Построено на песке», название другого (“Der dritte Blick”) можно условно перевести «Ясновидец».

Я узнал об этих романах из очередного номера выходящего в Западном Берли­не журнала «Монат», который посвятил романам Вайзенборна большую статью. Начиная от заголовка «Weisenborn ad portas!» («Вайзенборн у ворот!»), вся статья написана в фельетонном стиле, призванном создать у читателя впечатление, что объект критики не заслуживает серьезного к себе подхода, что от него можно отмахнуться, отшутиться, свести его к пустяку.

Сделано это так. В начале рецензии приведен десяток фраз из новых романов Гюнтера Вайзенборна. Тут есть речи разных действующих лиц и речь автора. Определить, хороши эти фразы или плохи, можно, естественно, только сообразуясь с тем, кто их произносит и по какому поводу. Однако в рецензии они приведены «навалом», безо всякой связи с действием, из обоих романов вперемежку. Рецензент Годи Зутер, стараясь показать, что он не чужд гуманитарного образования, приводит изречение: «Стиль — это человек». Этим и ограничивается его критический анализ фраз, вырванных из романов. Предполагается, что тем самым читатель сделает следующий вывод: раз приведенные фразы плохи, следовательно, стиль Вайзенборна плох, следовательно, Вайзенборн — плохой человек. Затем рецензент, упомянув вскользь, что в романе изображается взяточничество в деловых кругах Бонна и махинации, связанные с поставками для западногерманской армии, пишет: «Управление материального снабжения (11-й отдел) находится в г. Кобленце и не имеет в Бонне даже своего филиала». Предполагается, что это замечание рецензента должно подсказать читателю второй логический вывод: Вайзенборн изобличает коррупцию в управлении материального снабжения. При этом он утверждает, что это управление находится в Бонне. Но поскольку управление находится не в Бонне, а в Кобленце, оно свободно от коррупции.

Вот такая могучая логика да несколько выхваченных из контекста цитат, плюс два-три замечания о фактических неточностях в изображении Берлина, плюс бессчетное количестве грубостей по адресу автора — все критическое оснащение Годи Зутера. Чем больше вчитывался в эту рецензию, тем больше убеждался, что автор сосредоточил свое внимание на мелочах и частностях книг Гюнтера Вайзенборна потому, что не может полемизировать с ним по существу. Поэтому он и старается избежать сколько-нибудь связного изложения содержания рецензируемых романов.

Что же все-таки в них происходит? Что вызвало такое раздражение журнала «Монат»? И вот передо мной лежат оба романа Гюнтера Вайзенборна. Содержание романа «Построено на песке» вкратце сводится к следующему. Молодой служащий фирмы, которой принадлежит несколько крупных мукомольных предприятий, узнает, что при производстве муки применяются химические вещества, которые улучшают внешний вид хлеба, но вредны для здоровья потребителей. Наивный и неопытный, он взывает к совести владельца фирмы, и тот мгновенно увольняет его. Буцбах, так зовут молодого человека, решив изучить проблему, которая стоила ему места, выясняет, что большинство пищевых продуктов в Западной Германии фальсифицируется при помощи различных вредных для здоровья химических средств. Объединившись с несколькими молодыми энтузиастами — врачами и журналистами, он начинает издавать кустарный бюллетенчик, в котором восстает против вреда, наносимого здоровью народа фальсифицированными продуктами, и рассылает его депутатам Боннского парламента, профсоюзным и политическим деятелям, врачам и так далее.

Кампания, поднятая Буцбахом, тревожит владельцев немецких фирм, производящих пищевые продукты. Они организуют политический бойкот, делают Буцбаха объектом слежки и провокаций. Обезвреживание Буцбаха берет на себя так называемая «Лига борьбы за права и правду». Изображение этой организации составляет другую важную линию романа Вайзенборна.

В этой лиге, финансируемой крупными предпринимателями, Вайзенборн изображает одно из многих в Западной Германии полуофициальных бюро расследований, занимающихся политическим шпионажем, слежкой за «неблагонадежными», собирающих материал против прогрессивных деятелей на случай фашистского переворота. Во главе этого бюро стоят бывшие крупные нацисты.

В романе есть несколько сатирических зарисовок боннского «высшего общества», показано всевластие крупных промышленников, для которых парламент является только благопристойной демократической ширмой, разоблачается коррупция, политический шантаж, влияние нацистов на политическую жизнь Западной Германии. Теперь понятно, почему этот роман вызвал такое возмущение журнала «Монат» и почему, посвятив ему большую статью, журнал не решился прямо сказать о том, что же написано в этом романе!

В романе «Ясновидец» совмещены два плана: фантастический и реальный. Герой романа молодой врач Бель наделен даром ясновидения, способностью угадывать истинные побуждения людей. Этот дар становится для него роковым. Его берет на службу ловкий делец, который использует Беля в корыстных интересах своей фирмы.

Можно по-разному относиться к жанру фантастического романа. Но не о правомерности или неправомерности фантастического жанра пишет рецензент журнала «Монат». Обходит он и реалистическую сторону книги — изображение политической обстановки в Западном Берлине, близкое к изображению Бонна в «Построено на песке». В этих главах большое место занимает изображение полицейского чиновника в Западном Берлине, в прошлом агента гестапо.

Рецензент «Моната» иронизирует по поводу того, что действующие лица романа спустя десять лет после разгрома фашизма обнаружили в здании, где некогда находились застенки гестапо, предсмертное завещание замученного фашистами рабочего. Однако он полностью умолчал о том, что попытка дочери убитого антифашиста разоблачить виновника трагической гибели отца и отдать его под суд в Западном Берлине, как, основываясь на фактах, пишет Вайзенборн, оказывается безнадежным делом.

Конечно, не все хорошо б обоих романах Вайзенборна. Мы не можем не видеть, что постановке серьезных и острых проблем современности мешают сцены, приближающиеся то к банальному детективу, то к не менее банальному великосветскому роману. Не оправдан, на наш взгляд, «хэппи энд» романа «Построено на песке», композиция обоих романов перегружена множеством самостоятельных сюжетных линий. Однако главное в этих книгах — ненависть автора к фашизму и милитаризму, стремление разоблачить тех, кто возрождает в Западной Германии идеи вермахта, реванша, расовой ненависти, «дранга нах Остен»

Журнал «Монат» попытался отшутиться от романов Гюнтера Вайзенборна. Однако разухабистый фельетон Годи Зутера невольно выдал ту большую тревогу, которую вызвали в Западной Германии эти книги. Недаром западногерманская газета «Рейнише меркур» прямо потребовала запрещения романа «Построено на песке».

Л-ра: Иностранная литература. – 1957. – № 4. – С. 271-272.

Биография


Произведения

Критика


Читати також