29-05-2019 Кино 337

Что посмотреть. Космополис

Что посмотреть. Космополис

Эта картина появилась в результате творческого переосмысления Кроненбергом одноименного бестселлера американского писателя Дона Делилло. Главным героем ленты выступает 28-летний миллиардер и финансовый магнат Эрик Пеккер, который в начале повествования принимает не очень удачное решение постричься в памятной для него парикмахерской на другом конце города. Он садится в белый лимузин, нашпигованный различными высокотехнологичными принадлежностями, и отправляется в свою Одиссею по опасным улицам мегаполиса.

Роман "Космополис", который вышел еще в 2003 году, в прессе хвалили за критику капитализма, а после акции "Захвати Уолл-стрит", вообще окрестили "пророчеством". Кроненберг сохранил "антикапиталистическую" составляющую первоисточника, однако, вполне очевидно, что режиссера интересовал не политический пафос, а типичная для него история внешней и внутренней трансформации главного героя.

Современный Улисс имеет колоссальные состояния, собственный бомбардировщик, который, правда, не может летать, и нелюбимую, но весьма богатую молодую жену. Однако единственное, что его беспокоит в жизни - это курс юаня, изменения которого не могут предсказать даже самые лучшие аналитики компании. И пока он пытается проникнуть в тайны этой валюты, внешний мир, от которого он так упорно прятался, нагло врывается в его лимузин и даже его собственное тело.

Дорога в парикмахерскую станет для Эрика незаурядным жизненным опытом. Каждая встреча, каждый разговор, каждый выход из лимузина понемногу будет лишать героя внешнего лоска и, в конце концов, приведет к полному разрушению его мира. В конце концов, все, что будет происходить с Эриком - это чистая абстракция, как и его общение с окружающими. К диалогам в картине приспособиться крайне трудно, ведь глубокомысленные слова героев по всей видимости не имеют никакого смысла и ничего не меняют.

Подобный сценарный ход можно легко истолковать как метафору существования современного капитализма, который функционирует на чистой абстракции, легко зарабатывая колоссальные деньги из воздуха и так же легко теряя их. И Кроненберг совсем не призывает выходить на улицы и забрасывать богачей дохлыми крысами. Он сосредотачивается на распаде идеального и холодного образа (здесь трудно говорить о личности) Эрика Пеккера, который в конце фильма наконец станет способным на настоящие эмоции.

Главная роль в фильме досталась звезде "Сумеречной саги" Роберту Паттинсону, который смог доказать, что дорос до действительно драматических ролей... ну или же режиссёру нужен был именно такой актёр с минимальными эмоциональными возможностями... и быть может Кроненберг захотел подшутить над фанатами Сумерек, которые выбегали из зала к середине фильма. Кроме Паттинсона в фильме появились Джей Барушель, Жюльет Бинош, Матьё Амальрик и непревзойденный Пол Джиаматти, сыгравший "жертву капитала", такую же неприглядную, как и ее притеснители.

С другой стороны, "Космополис" можно рассматривать и как комедию, правда, полную какого-то извращенного и причудливого юмора. По крайней мере лента имеет несколько сцен, от которых хочется зайтись истерическим смехом. А кульминацией "шоу уродов" станет сцена с осмотром простаты, которая бесспорно станет незабываемой и для поклонников Кроненберга, и для всех фанатов Паттинсона.

И тем не менее "Космополис" остается одной из самых неоднозначных и недружественных к зрителю картин Кроненберга. Смотреть ее можно и нужно, но перед этим необходимо рассчитать свои силы и любовь к подобному кинематографу.


Читати також