106
ПЕРВОЦВЕТ. РАННИЙ ЦВЕТ В РУССКОЙ ФОТОГРАФИИ. Русский музей фотографии

ПЕРВОЦВЕТ. РАННИЙ ЦВЕТ В РУССКОЙ ФОТОГРАФИИ. Русский музей фотографии

18 января — 18 марта 2018
Нижний Новгород, Россия
Русский музей фотографии [на карте]
(831) 437-37-43

«ПЕРВОЦВЕТ. РАННИЙ ЦВЕТ В РУССКОЙ ФОТОГРАФИИ»

Из собрания Мультимедиа Арт Музея, Москва

Открытие выставки – 18 января в 17.00, Русский музей фотографии

В 2017 году Русский музей фотографии одержал победу в грантовом конкурсе на поддержку программ межмузейного сотрудничества Благотворительной программы «Музейный десант» Благотворительного фонда В. Потанина. Музей подавал заявку на участие в номинации «Приглашение передвижных выставок и выставок из фонда других музеев». С 18 января по 18 марта 2018 года в Русском музее фотографии будет демонстрироваться выставка «Первоцвет. Ранний цвет в русской фотографии», посвященная истории цветной фотографии в России.

Выставка с метафорическим названием «Первоцвет», демонстрирует появление и развитие цвета в русской фотографии в 1860-1970-е годы и одновременно является историей России в фотографии. На примерах работ как классиков российской фотографии: П. Павлова, А. Эйхенвальда, А. Родченко, В. Микоши, Д. Бальтерманца, Б. Михайлова и др., так и неизвестных авторов – можно проследить, как в течение столетия менялась жизнь в стране, пережившей исторические и социально-политические катастрофы, и какую разную роль в течение этого периода играла фотография.

Широкое распространение цвета в русской фотографии происходит приблизительно тогда же, когда и в европейской – в 1860-е годы. Это связано с ручной раскраской фотографических отпечатков акварельными и масляными красками. И прежде всего это относится к портретам. К концу XIX века раскрашенная фотография дополняется архитектурными, пейзажными и индустриальными сюжетами.

Фотодокументация жизни Российской империи в начале ХХ века стала государственной задачей во многом потому, что император Николай II и его семья были страстными фотолюбителями. В 1902 году Прокудин-Горский сделал первое сообщение о способе создания цветных фотографий, а в 1903 году опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами». Восхищенный этим изобретением, Император Николай II поручил фотографу заснять в цвете все возможные стороны жизни областей, составлявших тогда Российскую империю.

Советская власть в первые послереволюционные годы активно поддерживала фотографию, видя в ней важное орудие пропаганды. Сначала упор делался на фоторепортаж, но уже с середины 1920-х годов в СССР огромное распространение получает фотомонтаж, позволявший соединить документальную достоверность и новые советские мифы. Фотомонтаж, которым занимаются талантливые модернисты: А. Родченко, Г. Клуцис, Эль Лисицкий, В. Степанова – берет цвет на вооружение и становится идеологическим «визуальным оружием». Тогда же А. Родченко возрождает забытую технику ручной раскраски в своих фотографиях.

Одним из важнейших течений в русской фотографии начала ХХ века был пикториализм. Он отличался не только методом съемки и сложными техниками печати, приближавшими фотографию к живописи, но и набором традиционных тем. Романтические пейзажи и архитектурные руины, обнаженная натура с точки зрения социалистического реализма были опасными пережитками прошлого. Поэтому часть фотографов-пикториалистов попала в сталинские лагеря, получила запрет на профессию или запрет на проживание в столице и крупных городах. Те из них, которые оказались на свободе, как, например, Василий Улитин ‒ участник крупнейших международных фотовыставок, с трудом приспосабливались к новой реальности, изображая революционные сюжеты и получая индульгенцию и право на работу у большевиков.

Производство цветной пленки в СССР было налажено с помощью немецкого трофейного оборудования в 1946 году. Первоначально она была доступна немногим фотографам - классикам советской фотографии – И. Шагину, В. Микоше, Дм. Бальтерманцу, Вс. Тарасевичу и другим. Все они вынуждены были следовать канонам социалистического реализма и заниматься постановочным репортажем.

С конца 1950-х годов допускается определенная свобода в эстетике, позволяющая приблизить фотографию к реальности.

В послевоенное время жизнь постепенно налаживается, и на массовый рынок снова поступают раскрашенные фотопортреты на память. Они выполняются, как правило, неизвестными и «нелегальными» фотографами, так как частные фотоателье к 1930-м годам были запрещены и государство получило полную монополию на фотографию. Подобные китчевые фотографии Борис Михайлов для заработка переснимает и увеличивает в своей фотолаборатории в Харькове в начале 1970-х. Они лягут в основу новой эстетики, разрабатываемой им в серии «Лурики» с начала 1980-х. Раскрашивая эти наивные фотографии, он будет проявлять и деконструировать природу советских мифов.

Ольга Свиблова

Выставка работает с 18 января по 18 марта 2018 года

Обращаем Ваше внимание на то, что телевизионная съемка и фотосъемка выставки «Первоцвет.

Ранний цвет в русской фотографии» по требованию стороны, предоставляющей выставку, разрешается исключительно на официальной церемонии открытия. Подписи к фотографиям в информационных материалах должны быть полными и соответствовать прилагаемому списку.

Адрес музея: ул. Пискунова, 9а; т/ф.: (831) 437-37-43

e-mail: rmfmuseum@mail.ru

Музей работает: Пн.– Ср.: с 11.00 до 19.00; Чт.: с 12.00 до 20.00;Пт.: выходной;

Сб. – Вс.: с 11.00 до 17.00. Касса закрывается на полчаса раньше.



© md-eksperiment.org

Опубликовано: 11 января 2018

Нижний Новгород - Выставки

Фотографический фестиваль Светопись 2021

Русский музей фотографии 01 марта - 15 августа
Показать все

Нижний Новгород - Скоро

Фотографический фестиваль Светопись 2021

Русский музей фотографии 01 марта - 15 августа

Фестиваль Горький Fest 2021

Нижний Новгород 09 июля - 23 июля

Фестиваль Рок Чистой воды 2021

пл. Минина и Пожарского 24 июля - 25 июля
Показать все