848
Ветковские иконы XVIII-XIX вв. в шитых бисерных окладах

Ветковские иконы XVIII-XIX вв. в шитых бисерных окладах (24 мая - 23 июля)

Пн, 23 июля 2012
Минск, Беларусь
ул. Ленина 20 [на карте]

Национальный художественный музей Республики Беларусь приглашает Вас на выставку «Ветковские иконы XVIII-XIX вв. в шитых бисерных окладах».

 Открытие экспозиции 24 мая.


Выставка продлится до 23 июля

24 мая в 17 часов в Национальном художественном музее Республики Беларусь состоится открытие выставки: «Ветковские иконы XVIII–XIX вв. в шитых бисерных окладах» из фондов Ветковского музея народного творчества им. Ф.Г. Шклярова и частных коллекций. На выставке представлено 50 предметов: иконы в бисерных окладах, отдельные бисерные оклады на иконы, бисерные лестовки.

    тел. +375 17 227 45 62, +375 17 227 71 63.

   г. Минск, ул. Ленина, 20  


ПРЕСС-РЕЛИЗ

 С 24 мая по 23 июля 2012 г. в Национальном художественном музее Республики Беларусь будет проходить выставка: «Ветковские иконы XVIII–XIX вв. в шитых бисерных окладах» из фондов Ветковского музея народного творчества им. Ф.Г. Шклярова и частных коллекций. На выставке представлено 50 предметов: иконы в бисерных окладах, отдельные бисерные оклады на иконы, бисерные лестовки.

Автор этнографического очерка о Ветке Иван Абрамов еще в 1907 видел здесь «богатые древние женские уборы: ...красивые парчовые кокошники с сеткой жемчуга, спускавшейся на глаза, ...огромные жемчужные сережки, так называемые «корзинки» и «малинки».

Любили «одевать» и иконы. Оклады, точнее, «ризы» на образа, шили бисером и «земчугом». Искусство их изготовления известно на Ветке, по словам старожилов, «с праку веку», т.е. изначально. Восходя еще к византийским, а затем и древнерусским образцам, шитьё во многом сохраняет архаические приемы до 1930-х гг. В Ветковском музее восстановили старинные местные технологии и реставрируют уникальные произведения искусства.

Когда «иконами и книгами Ветка снабжала весь старообрядческий мир», мастерством шитья славились старообрядческие монастыри. Расширяясь, подобно кругам по воде, искусство это захватывало все слои ветковской культуры – шили и в посадах, и в слободах. Так каноническая система символического смысла наполнилась могучим дыханием народной культуры. Шили золотными нитками, речным жемчугом и бисером, «сажали» камнями и цветными стеклами. «Риза» теперь покрывает весь оклад: представляет и одеяния, и венцы, и окружающую фигуры среду, в которую они как бы погружены, как в фантастическую пейзажную живопись, выполненную бисером. Нити бисера ложатся плотно, выгибаются по форме предмета, фактурно передают объем. В то же время фон полон вертикальных «струй» бисерных нитей, с явной символикой схождения дождя, росы, света.

«Миры» шитых окладов и сегодня восхищают своей цельностью при чрезвычайном многообразии вариантов. Иногда оклад монохромен, а порой это десятки оттенков цвета в одном произведении. Символичность восприятия «обетованной» ветковской земли усилила и расцветила образ райской растительности, воплощавшийся «на Ветке» во всех художествах. 

В орнаменте мастерицы использовали обычно мотив ветки с фантастическими цветами – естественно растущей в её мире. Можно сказать, что «стиль цветущей Ветки» вполне воплотился и в шитье бисером.

Продляется на Ветке символика и самого материала шитья, прежде всего жемчуга и бисера. Византийская традиция обнаруживала в жемчуге мощное духовное звучание. Светоносность и мистическое происхождение жемчужин входят в символику божественного Света. Души праведников, по библейской традиции, входят в рай сквозь ворота-жемчужины. Близко этому древнерусское понятие «жемчужной души». Кроме того, золоченые и жемчужные бусы и сетки в славянских женских нарядах имеют архаическую символику. Образ плодоносного дождя, пронизанного светом, ведёт еще к дохристианской теме «небесной свадьбы». Наконец, в фольклорных представлениях животворящая роса метафорически уподобляется жемчугу и ключам – связывается с образами месяца, солнца и Богородицы.

ПРЭС-РЭЛІЗ

 

З 24 мая па 23 ліпеня 2012 г. у Нацыянальным мастацкім музеі Рэспублікі Беларусь будзе праходзіць выстаўка: «Веткаўскія абразы XVIII–XIX стст. у шытых бісерных аправах» з фондаў Веткаўскага музея народнай творчасці імя Ф.Р. Шклярава і прыватных калекцый. На выстаўцы прадстаўлена 50 прадметаў: абразы ў бісерных аправах, асобныя бісерныя аправы на абразы, бісерныя лесвічкі.

Аўтар этнаграфічнага нарыса пра Ветку Іван Абрамаў яшчэ ў 1907 г. бачыў тут «багатыя старажытныя жаночыя ўборы: ...прыгожыя парчовыя какошнікі з сеткай жэмчугу, што спускалася на вочы, ...велізарныя жамчужныя завушніцы, так званыя« кошыкі» і «малінкі».

Любілі «апранаць» і абразы. Аклады, дакладней, «рызы» на абразы, шылі бісерам і «земчугом». Мастацтва іх вырабу вядома на Ветцы, па словах старажылаў, «з праку веку», г.зн. першапачаткова. Узыходзячы яшчэ да візантыйскіх, а затым і старажытнарускіх узораў, шыццё шмат у чым захоўвае архаічныя прыёмы да 1930-х гг. У Веткаўскім музеі аднавілі старадаўнія мясцовыя тэхналогіі і рэстаўрыруюць унікальныя творы мастацтва.

Калі «абразамі і кнігамі Ветка забяспечвала ўвесь стараверскі свет», майстэрствам шыцця славіліся стараверскія манастыры. Пашыраючыся, падобна кругам па вадзе, мастацтва гэта захоплівала ўсе слаі веткаўскай культуры – шылі і ў пасадах, і ў слабодах. Так кананічная сістэма сімвалічнага сэнсу напоўнілася магутным дыханнем народнай культуры. Шылі залатымі ніткамі, рачным жэмчугам і бісерам, «саджалі» камянямі і каляровым шклом. «Рыза» зараз пакрывае ўсю аправу: паказвае і адзенне, і вянцы, і навакольнае асяроддзе з фігурамі, у якое яны быццам пагружаныя ў фантастычны пейзажны жывапіс, выкананы бісерам. Ніткі бісеру кладуцца шчыльна, выгінаюцца па форме прадмета, фактурна перадаюць аб’ём. У той жа час фон поўны вертыкальных «струмянёў» бісерных ніцей з відавочнай сімволікай сыходжання дажджу, расы, святла.

«Сусвет» шытых апраў і сёння захапляе сваёй цэльнасцю пры надзвычайнай разнастайнасці варыянтаў. Часам аправа манахромная, а іншы раз – гэта дзясяткі адценняў колеру ў адным творы. Сімвалічнасць успрымання «запаветнай» Веткаўскай зямлі ўзмацніла і расквеціла вобраз райскай расліннасці, якая ўвасаблялася «на Ветцы» ва ўсіх мастацтвах.

У арнаменце майстрыхі выкарыстоўвалі звычайна матыў галінкі з фантастычнымі кветкамі, якія натуральна растуць у яе свеце. Можна сказаць, што «стыль квітнеючай Веткі» цалкам увасобіўся і ў шыцці бісерам.

Працягваецца на Ветцы сімволіка і самога матэрыялу шыцця, перш за ўсё жэмчугу і бісеру. Візантыйская традыцыя выяўляла ў жэмчугу магутнае духоўнае гучанне. Святланоснасць і містычнае паходжанне жамчужын уваходзяць у агульную сімволіку божага Святла. Душы праведнікаў, згодна з біблейскай традыцыяй, уваходзяць у рай скрозь вароты-жамчужыны. Блізка да гэтага старажытнарускае паняцце «жамчужнай душы». Акрамя таго, пазалочаныя і жамчужныя каралі і сеткі ў славянскіх жаночых уборах маюць архаічную сімволіку. Вобраз пладаноснага дажджу, прасякнутага святлом, вядзе яшчэ да дахрысціянскай тэмы «нябеснага вяселля». Нарэшце, у фальклорных паданнях жыватворчая раса метафарычна прыпадабняецца жэмчугу і рачным ключам – звязваецца з вобразамі месяца, сонца і Багародзіцы.





Антиквариат, картины, иконы



© md-eksperiment.org

Опубликовано: 22 мая 2012