143
Кинематограф Ларисы Шепитько. Музей истории белорусского кино.

Кинематограф Ларисы Шепитько. Музей истории белорусского кино. (05, 12, 19, 26 февраля)

Вт, 26 февраля 2013
Минск, Беларусь
ул. Свердлова, 4. [на карте]

Музей истории белорусского кино представляет!


 

05, 12, 19, 26 февраля «Музей истории белорусского кино» в рамках персональной ретроспективы «КИНЕМАТОГРАФ ЛАРИСЫ ШЕПИТЬКО» (к 75-летию со дня рождения [06.01.1938 - 02.07.1979] знаменитого кинорежиссера, сценариста и актрисы) показывает подборку поставленных ею фильмов, а именно:

05 февраля (вторник) в 15-00 и 18-30
ЛАРИСА. СССР, 1980, 25 мин.
Сцен. Элем Климов. Реж. Элем Климов. Комп. Альфред Шнитке.
Документальный фильм о жизни и творчестве Ларисы Шепитько, трагически погибшей в авто-катастрофе в возрасте 40 лет. Кадры из ее картин чередуются с архивными репортажами со съёмочных площадок, фрагментами интервью Шепитько, множеством уникальных фотографий. О режиссёре рассказывают её муж Элем Климов, актрисы Стефания Станюта и Майя Булгакова, писатель Валентин Распутин, по повести которого «Прощание с Матёрой» Л. Шепитько начала снимать фильм незадолго до гибели.

КРЫЛЬЯ. СССР, 1966, ч/б, 82 мин.
Сцен. Валентин Ежов, Наталья Рязанцева. Реж. Лариса Шепитько. Комп. Роман Леденев. В ролях: Майя Булгакова, Жанна Болотова, Леонид Дьячков, Николай Граббе, Юрий Медведев, Петр Должанов, Сергей Никоненко, Жанна Александрова, Ольга Гобзева, Римма Маркова, Евгений Евстигнеев.
Принесшая молодому кинорежиссёру широкую известность, уникальная в своем роде, исполненная искреннего сострадания к героине социально-психологическая драма о судьбе бывшей военной летчицы, которая не способна (или просто не желает с высоты героических идеалов) приспособиться к мирной, обыденной, меняющейся жизни. Фильм заставляет посмотреть со стороны на поколение фронтовиков через 20 лет после победы. Шепитько отказала в заведомой охранной грамоте воевавшим, показав драму людей, для которых война стала пиком биографии, обнажив социальные конфликты, взаимное непонимание поколений, которые множились, накапливались за официальным, парадным фасадом. Внешне камерный фильм стал по сути комментарием ко всей советской истории, к реальным отношениям сменявших друг друга поколений. Лучшая – и единственная главная – роль в кино талантливой актрисы М.Булгаковой. Однако это не "актерское", а "режиссерское" кино. Снятый в доминировавшей тогда «эстетике документальности» фильм, благодаря изысканному изобразительному решению (открываемой символическим прологом череде иносказательных сцен), обнажает свой подлинный смысл на метафорическом уровне. А могут ли герои одного времени быть героями другого времени только потому, что были ими в прошлом? Об этом объективном и, увы, всегда актуальном парадоксе Истории до Л.Шепитько в советском кино еще никто не задумывался…

12 февраля (вторник) в 15-00 и 18-30
РОДИНА ЭЛЕКТРИЧЕСТВА. СССР, 1967, ч/б, 37 мин.
Сцен. Лариса Шепитько. Реж. Лариса Шепитько. Комп. Роман Леденев. В ролях: С.Горбатюк, Е.Горюнов, В.Кондратюк, А.Попова, Ф.Гладков, И.Турченков.
Новелла по мотивам рассказа Андрея Платонова из киноальманаха «Начало неведомого века», удачная попытка найти кинематографический эквивалент платоновской образности. Удивительный по ёмкости и художественной силе едва ли не каждого кадра фильм-метафора. Киноальманах, в который также должны были войти новеллы «Ангел» А.С. Смирнова и «Мотря» Г.С. Габая, снимался к 50-летию Октябрьской революции. Однако по цензурным соображениям ни «Родина электричества», ни «Ангел» не были выпущены на экран. Их удалось восстановить на к/с «Мосфильм» и показать зрителям только через 20 лет, в 1987 году. Свою новеллу Л.Шепитко снимала в деревне Сероглазка Астраханской области, причём в картине были заняты в основном непрофессиональные исполнители, жители деревни.

В ТРИНАДЦАТОМ ЧАСУ НОЧИ. СССР, 1969, 70 мин.
Сцен. Илья Нусинов, Семён Лунгин. Реж. Лариса Шепитько. Комп. Роман Леденев. В ролях: Георгий Вицин, Анатолий Папанов, Виктор Байков, Спартак Мишулин, Зиновий Гердт, Наталья Дрожжина, Вячеслав Царёв, Андрюша Макаренко, Владимир Басов, Александр Ширвиндт, Владимир Долинский, Лев Круглый.
Первый цветной фильм режиссера, музыкальная телесказка – новогоднее ревю с чередой известных артистов. Игровые эпизоды чередуются с эстрадными выступлениями «звезд» той эпохи – польского ансамбля «Червоны гитары», пародиста Виктора Чистякова, исполнителя цыганских романсов Валентина Баглаенко, певицы Ирмы Сохадзе, фокусника Арутюна Акопяна, танцевальных ансамблей…

19 февраля (вторник) в 15-00 и 18-30
ТЫ И Я. СССР, 1971, 92 мин.
Сцен. Лариса Шепитько, Геннадий Шпаликов. Реж. Лариса Шепитько. Комп. Альфред Шнитке. В ролях: Леонид Дьячков, Юрий Визбор, Алла Демидова, Наталья Бондарчук, Леонид Марков, Владимир Носик, Олег Ефремов, Александр Январёв, Александр Ширвиндт, Мстислав Запашный.
Посвященная своему поколению психологическая драма о судьбах двух талантливых учёных-медиков, которые вместе начинали важную научную работу, но, изменив своему призванию ради материально-должностных завоеваний, не довели ее до конца. Отличавшаяся новизной драматургических принципов и приёмов работы с актерами картина отмечена медалью в конкурсе молодого кино на МКФ в Венеции (1971).

26 февраля (вторник) в 15-00 и 18-30
ВОСХОЖДЕНИЕ. СССР, 1975, ч/б, 105 мин.
Реж. Лариса Шепитько. Комп. Альфред Шнитке. В ролях: Борис Плотников, Владимир Гостюхин, Анатолий Солоницын, Сергей Яковлев, Людмила Полякова, Николай Сектименко, Дима Буранов.
Один из самых сильных фильмов мирового кино по мотивам повести В. Быкова «Сотников», имевший оглушительный международный успех. Крайне реалистическая и психологически достоверная трагедия-размышление о цене предательства, жертвенности, святости через страдания (на примере истории двух оказавшихся в фашистском плену партизан) с на редкость точно подобранным, сработавшим на пределе человеческих возможностей актерским ансамблем и блестящей режиссурой. "Ничто не проходит бесследно, – говорит режиссер Л.Шепитько. – Одно оказывается примером для подражания, другое – жесточайшим уроком, который не забывается. С одними умирает всё: и они сами, и их бесчеловечный мир. Другие останутся жить даже после смерти". В своей первой большой роли в кино, которая фактически определила его дальнейшую судьбу, В.Гостюхин потрясающе находит единственно возможный приём, способный передать многообразие перепадов чувств и страстей своего героя, осознающего кошмар своего положения и переживающего невыносимую душевную муку. Речь идет о гипертрофированной, подчеркнутой мимике. Лицо актера постоянно в движении, на нем – гримаса испуга и боли, его словно корёжит от нехватки воздуха. В потрясающе выразительных глазах читается противоречивая, меняющаяся ежесекундно гамма чувств и эмоций (смятение, испуг, растерянность, надежда) такого накала, такой степени достоверности, какую редко встретишь в кино. И уж совсем необычная деталь – полуоткрытый в немом крике рот. Этот беззвучный крик словно слышишь – так он отчетлив и пронзителен. Парадокс: подчеркнутая мимика, свойственная скорее условному искусству древнегреческого театра, в данном случае «работает» на усиление реалистического эффекта. Гран-при Л.Шепитько, приз зрителей, приз Союза кинематографистов Латвии фильму на Х ВКФ в г. Рига; Приз «Статуя Свободы» фильму, приз Б.Плотникову на VI МКФ в г. Сопот (Югославия); «Золотой медведь» и премия ФИПРЕССИ Л.Шепитько, премия ОСИК и премия Интерфильм на XXVII МКФ в Западном Берлине (1977); Госпремия СССР Л.Шепитько и оператору В.Чухнову (1979). 

 

 



© md-eksperiment.org

Опубликовано: 01 февраля 2013