268
Основные мероприятия МУЗЕЯ ИСТОРИИ БЕЛОРУССКОГО КИНО

Основные мероприятия Музея истории белорусского кино (на май)

Сб, 01 июня 2013
Минск, Беларусь
ул. Свердлова, 4 [на карте]

Основные мероприятия МУЗЕЯ ИСТОРИИ БЕЛОРУССКОГО КИНО

(ул. Свердлова, 4;  тел. 327-10-75; +375 29 627-10-75) 

в мае 2013 г.


 

02 – 08 мая в 15-00 «Музей истории белорусского кино» в рамках специальной, посвященной Дню Великой Победы ретропрограммы «С ВЕРОЙ В ПОБЕДУ!» показывает подборку советских кинокомедий 1941-1945 гг., а именно:

02 мая (15-00) – «Чапаев с нами!» (СССР, 1941), реж. В. Петров, ч/б, 06 мин; «Новые похождения Швейка» (СССР, 1942), реж. С. Юткевич, ч/б, 67 мин.

06 мая (15-00) – «Сердца четырех» (СССР, 1941), реж. К. Юдин, ч/б, 94 мин.

07 мая (15-00) – «Аршин мал алан» (СССР, 1945), реж. Р. Тахмасиб, ч/б, 93 мин.

08 мая (15-00) – «Сильва» (СССР, 1944), реж. А. Ивановский, ч/б, 79 мин.

 

03 – 31 мая в 15-00 и 18-30 «Музей истории белорусского кино» в рамках тематической ретропрограммы «ЗВУКИ МУЗЫКИ» показывает подборку из 08 знаменитых музыкальных фильмов, а именно:

03 мая (15-00, 18-30) – «Певец джаза» (США, 1927), реж. Алан Кросланд, ч/б, 88 мин.

10 мая (15-00, 18-30) – «Под крышами Парижа» (Франция, 1930), реж. Рене Клер, ч/б, 95 мин.

15 мая (15-00, 18-30) – «Время свинга» (США, 1936), реж. Джордж Стивенс, ч/б, 103 мин.

17 мая (15-00, 18-30) – «Вечер трудного дня» (Великобритания, 1964), реж. Ричард Лестер, ч/б, 85 мин.

22 мая (15-00, 18-30) – «Звуки музыки» (США, 1965), реж. Роберт Уайз, 174 мин.

24 мая (15-00, 18-30) – «Бал» (Франция-Италия-Алжир, 1983), реж. Этторе Скола, 115 мин.

29 мая (15-00, 18-30) – «Около полуночи» (Франция-США, 1986), реж. Бертран Тавернье, 127 мин.

31 мая (15-00, 18-30) – «Сладкий и гадкий» (США, 1999), реж. Вуди Аллен, 95 мин.

04 – 25 мая в 15-00 «Музей истории белорусского кино» в рамках персональной ретроспективы «ЭКРАНИЗАЦИИ ВАЛЕРИЯ ПОНОМАРЁВА» (к 70-летию [27.V.1943] белорусского кинорежиссера) показывает подборку поставленных им фильмов, а именно:

04 мая (15-00) – «Дебют». СССР («Беларусьфильм»), 1978, 29 мин.; «Соседи». СССР («Беларусьфильм»), 1979, 64 мин.;

11 мая (15-00) – «Амнистия». СССР («Беларусьфильм»), 1980, 74 мин.

18 мая (15-00) – «Тутэйшыя». Беларусь - Россия, 1993, 93 мин.

25 мая (15-00) – «На Черных лядах». Беларусь, 1995, ч/б, 69 мин.

 

13 – 30 мая в 15-00 «Музей истории белорусского кино» в рамках персональной ретроспективы      «САМЫЙ СЕРДИТЫЙ ЧЕЛОВЕК В БРИТАНИИ!» (к 85-летию со дня рождения [05.05.1928 – 14.11.1991] знаменитого английского кинорежиссера Тони Ричардсона) показывает подборку из 06 поставленных им фильмов, а именно:

13 мая (15-00) – «Оглянись во гневе». Великобритания, 1956, ч/б, 00 мин.

16 мая (15-00) – «Комедиант». Великобритания, 1960, ч/б, 100 мин.

21 мая (15-00) – «Вкус мёда». Великобритания, 1961, ч/б, 97 мин.

23 мая (15-00) – «Одиночество бегуна на длинную дистанцию». Великобритания, 1962, ч/б, 104 мин.

28 мая (15-00) – «Том Джонс». Великобритания, 1963, 124 мин.

30 мая (15-00) – «Атака лёгкой кавалерии». Великобритания, 1968, 125 мин.

 

ВЫСТАВКИ:

По 11 мая 2013 г. в выставочном зале Музея истории белорусского кино экспонируется юбилейная персональная выставка ветерана к/с «Беларусьфильм», заслуженного работника культуры БССР,  художника-гримера Григория Храпуцкого «55 лет в кино», на которой будут представлены образцы его работы над персонажами более чем 50 художественных фильмов самых разных жанров, а также авторская живопись.

 

С 22 мая по 01 июня 2013 г. в выставочном зале Музея истории белорусского кино будет экспонироваться персональная выставка живописи «Я вижу свет» художника Аллы Кушнер. На выставке будут представлены 40 авторских работ 2005 - 2013 гг. (натюрморты, пейзажи, абстрактные композиции, гобелены). Презентация выставки – 23 мая в 18.00.

Аннотации к ретропрограмме

«С ВЕРОЙ В ПОБЕДУ!»

02 мая (15-00)

ЧАПАЕВ С НАМИ!  СССР, 1941, ч/б, 06 мин.

Сцен. Л.Арнштам, С.Герасимов. Реж. В Петров.  В главной роли – Борис Бабочкин. 

Снятая в самом начале войны героико-патриотическая киноновелла, развивающая финальный эпизод знаменитого фильма братьев Васильевых «Чапаев». Переплыв волей авторов Урал, легендарный начдив обращается с пламенной речью к уходящим на фронт бойцам. Его призыв беспощадно громить врага иллюстрируется кадрами хроники, отражающими силу и мощь Красной армии.

НОВЫЕ ПОХОЖДЕНИЯ ШВЕЙКА  СССР, 1942, ч/б, 67 мин.

Сцен. Е. Помещиков, Н. Рожков. Реж. Сергей Юткевич. Комп. А. Лепин. В ролях: Борис Тенин, Сергей Мартинсон, Сергей Филиппов, Фаина Раневская, П.Суханов, С.Троицкий, П.Шпрингфельд. 

Сатирическая кинокомедия с великолепными актерскими работами, авторы которой используют классический образ бравого солдата Швейка для создания антифашистского произведения, высмеивающего «главного врага человечества».

06 мая (15-00)

СЕРДЦА ЧЕТЫРЁХ. СССР, 1941, ч/б, 94 мин.

Сцен. А.Файко, А.Гранберг. Реж. Константин Юдин. Комп. Ю.Милютин. В ролях: Вера Серова, Евгений Самойлов, Людмила Целиковская, Павел Шпрингфельд . 

Чрезвычайно популярная (19,44 млн. зрителей за первые 15 месяцев демонстрации) лирическая комедия положений об амурных взаимоотношениях двух обаятельных сестер и их кавалеров, сердца которых после череды забавных приключений обретают мир и безмятежное счастье. Необычайная легкость ленты достигается виртуозной игрой актеров, отточенностью диалогов и реплик, восхитительной музыкой и текстами песен Е.Долматовского. Монтаж фильма был завершен буквально накануне Великой Отечественной войны. Однако в прокат он вышел лишь в январе 1945 г., когда разгром фашизма был уже предрешен: в тяжелейшее для страны время лента, где командир Красной Армии был фактически водевильным персонажем, казалась слишком «легкомысленной».  

07 мая (15-00)

АРШИН МАЛ АЛАН. СССР, 1945, ч/б, 93 мин.

Сцен. С.Рахман. Реж. Рза Тахмасаб, Николай Лещенко. Комп. У. Гаджибеков. В ролях: Р. Бейбутов, Л. Джеванширова,Л.  Бадирбейли,  А. Гусейн-заде, И. Эфендиев, М. Алиев. 

Музыкальная комедия по самой популярной оперетте (1913) азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова о том, как мечтающий о женитьбе по любви молодой купец и его возлюбленная преодолевают консервативный семейно-бытовой уклад жизни на пути к заветному счастью. Любопытно, что названием шедевра стал характерный для Востока выкрик уличных продавцов тканей. Четвертая по счету (и, кстати, осуществленная по личному указанию И.Сталина) экранизация оперетты (как и она сама) в буквальном смысле покорила мир: если оперетта была переведена более чем на 75 языков и поставлена в 187 театрах 76 стран, то фильм был дублировали на 86 языков и показан в 136 странах. А в СССР за первые 15 месяцев демонстрации его посмотрели 16 млн. зрителей; при бюджете в 5,8 млн. руб. сборы превысили 5 млрд.!  Сталинская премия (1946).

08 мая (15-00)

СИЛЬВА. СССР, 1944, ч/б, 79 мин.

Сцен. М. Долгополов, Г. Ярон. Реж. Александр Ивановский. Комп. И. Кальман. В ролях: Зоя Смирнова-Немирович, Нияз Даутов, М. Сакалис, С. Мартинсон, П. Кугушев, С. Дыбчо, Н. Динтан.. 

Музыкальная кинокомедия по одноименной оперетте Имре Кальмана о перипетиях любви эстрадной певицы и блестящего офицера, преодолевающей в конце концов аристократические предрассудки. Первая из шести советских экранизаций произведений знаменитого венгерского композитора. Единственная киноработа З.Немирович-Данченко – актрисы московского академического музыкального театра  имени К.С.Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

 

Аннотации к ретропрограмме

«ЗВУКИ МУЗЫКИ»

 

03 мая (15-00 и 18-30)

ПЕВЕЦ ДЖАЗА. (The Jazz Singer). США, 1927, ч/б, 88 мин.

Реж. Алан Кросланд. В ролях: Эл Джолсон (Джек Робин), Мэй МакЭвой, Уорнер Оланд, Юджин Бессерер, Отто Ледерер, Бобби Гордон, Ричард Таккер, Джейн Арден, Эрнест Белчер.

Музыкальный фильм по рассказу Алфреда Кона «День искупления» о перипетиях становления эстрадного певца, конфликте семейных традиций и призвания, где очень хорошо показана жизнь Бродвея того времени. День премьеры этой ленты 06 октября 1927 г. навсегда останется в истории кино как начало его звуковой эры. Да, в целом фильм остается верен принципам немого кино (титры, манера актерской игры, музыкальное сопровождение), звуковым он является лишь на четверть. Но и те впервые включенные в него синхронные разговорные эпизоды (всего-то несколько слов!) и песенные номера произвели на публику неизгладимое впечатление, доказав коммерческое превосходство нового типа кинозрелища. Прокатный успех ленты подстегнул интерес к скорейшему внедрению звуковых технологий, что и вызвало революцию в мировом кино. Для современного зрителя фильм остается уникальным свидетельством того, как мучительно звук завоевывал экран. Почётный «Оскар» «за создание первой звуковой картины, произведшей революцию в отрасли» (1929).

 

10 мая (15-00 и 18-30)

ПОД КРЫШАМИ ПАРИЖА (Sous Les Toits De Paris). Франция, 1930, ч/б, 95 мин.

Реж. Рене Клер. В ролях: Альбер Прежан, Гастон Модо, Пола Иллери, Эдмон Гревиль, Поль Оливье. 

Лирическая комедия о взаимоотношениях внутри некоего любовного треугольника, которую вскоре после выхода на экран назвали «самым красивым фильмом в мире». Не в последнюю очередь потому, что возможности звучащего слова в этой ранней звуковой ленте используются крайне сдержано, акцент сделан на обилии музыкальных лейтмотивов и визуальном ряде. Наивный сюжет послужил постановщику канвой для создания стилизованной картины жизни «маленьких людей». Благодаря тонкому юмору, проникновенному лиризму, запоминающимся мелодиям фильм имел большой успех за границей, для которой стал иллюстрацией расхожих представлений о Париже, как городе неунывающих бедняков, веселых песен и прелестных, но легкомысленных девушек.

15 мая (15-00 и 18-30)

ВРЕМЯ СВИНГА (Swing Time). США, 1936, ч/б, 103 мин.

Реж. Джордж Стивенс. В ролях:Джинджер Роджерс, Фред Астер, Виктор Мур, Хелен Бродерик, Эрик Блор, Бетти Фернес, Джордж Метакса . 

Танцевально-песенная кинофантазия в жанре музыкальной комедии о череде забавных недоразумений, сквозь которые проходит опоздавший на собственную свадьбу профессиональный танцор. Киноведы называют это аудиовизуальное зрелище «самым волшебным» из 10 фильмов с участием знаменитого дуэта Дж.Роджерс – Ф.Астер, высшим достижением жанра середины 30-х гг. ХХ века. «Оскар» за лучшую песню “The Way You Look Tonight” (1937).

17 мая (15-00 и 18-30)

ВЕЧЕР ТРУДНОГО ДНЯ (A Hard Day’s Night). Великобритания, 1964, ч/б, 85 мин.

Реж. Ричард Лестер. В ролях: Джон Ленон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Ринго Стар.

Остроумный, окрашенный характерным «английским юмором» фильм-наблюдение, представляющий «обычный» день из жизни самой знаменитой в мире рок-группы, ставшей заложницей собственной известности. Камера следует за «битлами» буквально по пятам, фиксируя их в стычках с фанатами, репортерами, в редкие минуты одиночества и, разумеется, в момент выступлений перед публикой: по сути незатейливый сюжет лишь связывает номера из популярного альбома «Битлз». По мнению журнала Village Voice снятая в русле социально-реалистических тенденций времени и не без влияния британского сюрреализма картина имела такое же значение для представления поп-музыки средствами кино, как “Гражданин Кейн» для мирового кинематографа. Во всяком случае фильм, которым восхищались многие талантливые деятели культуры, полностью изменил стиль создания фильмов с участием поп-музыкантов. 

22 мая (15-00 и 18-30)

ЗВУКИ МУЗЫКИ (The Sound of Music). США, 1965, 174 мин.

Реж. Роберт Уайз. В ролях: Джули Эндрюс, Кристоффер Пламмер, Элеанор Паркер, Чармиан Карр, Хидер Мензис, Николас Хэммонд, Анджела Картрайт, Дебби Тернер. . 

Музыкальная мелодрама по мотивам романа Говарда Линдсея и Рассела Краузе «Семейство Трапп» и одноименно мюзикла Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна об амурных страстях в богатом особняке под Зальцбургом на фоне исторических событий 1938 г. Органичный сплав сентиментальной жизнеутверждающей истории и талантливой музыки принесли фильму огромный успех: при затратах в $8 млн. он принес прибыль в $43 млн.; три года подряд был чемпионом кассовых сборов, опередив даже «Унесенные ветром». «Оскары» за лучшие фильм, режиссуру, музыкальное сопровождение, монтаж и звук; «Золотой глобус» за лучший музыкальный фильм (1966).    

24 мая (15-00 и 18-30)

БАЛ (Le Bal). Франция – Италия – Алжир, 1983, 115 мин.

Реж. Этторе Скола. Комп. Владимир Косма. В ролях: Этьен Гишар, Режи Буке, Франческо де Роза, Арно Лекарпентье, Лилиана Дельваль, Мартин Шовен и др.

Музыкальный фильм-реконструкция танцевального спектакля-пантомимы театра «Кампаньоль», воспроизводящего историю Франции ХХ века через призму изменений в некоем французском кафе-дансинге с 1936 г. Зрители становятся свидетелями эпизодов из 1940, 1942, 1944, 1945, 1956, 1968 и 1983 годов. Э.Скола о фильме: «С помощью 204 актеров я создал почти 140 образов. Каждый из них представляет определенный человеческий тип, существующий в каждой эпохе в нескольких ипостасях... Я предпочитаю реализм аллегорический, символический, в определенном смысле магический. «Бал» – это некая европейская и даже мировая история, поскольку события касаются всего мира. История определяет судьбу человека, но тем не менее в человеке остается и еще какая-то индивидуальная сила. Надежда остается, несмотря на самые трагические события... В фильме нет диалога. Живая речь теряет свое значение, поскольку мы чрезвычайно часто ею пользуемся. Здесь совершенно иной язык... Люди приходят на бал, чтобы познакомиться... Они ищут здесь все возможные виды коммуникации, кроме слова». «Серебрянный медведь» на XXXIV МКФ в Западном Берлине (1984); «Сезары» (1984) за режиссуру, лучший фильм и музыку.

29 мая (15-00 и 18-30)

ОКОЛО ПОЛУНОЧИ (Autour de Minuit). Франция – США, 1986, ч/б, 131 мин.

Реж. Бертран Тавернье. В ролях: Декстер ГордонФрансуа Клюзе, Габриэль Хэйкер, Сандра Ривз-Филлипс, Лонетт МакКи, Кристин Паскаль, Херби Хэнкок, Пьер Трабо,  Мартин Скорсезе.

Виртуозная, документальная в своей основе психологическая драма из жизни выдающегося американского саксофониста (композитора и импровизатора), обретающего второе дыхание благодаря поддержке фанатичного поклонника-француза. Фильм музыкален по настроению и построению (великолепные джазовые мелодии звучат буквально в каждом кадре), по драматической и пластической композиции, по чередованию темпов и ритмов, даже по стилю актёрского исполнения. Это одна из самых прекрасных киноисторий мужской дружбы, возникающей здесь как своего рода музыкальный аккорд, созвучие душ. Редкий образец органического и плодотворного слияния и взаимодействия национальных культурных традиций, раскрывающих в этом взаимодействии то лучшее, человечески ценное и художественно плодотворное, что в них заключено. – американской, представленной культурой джаза и документализмом «нью-йоркской школы», и французской, восходящей к Жану Ренуару и его принципу «доверия к жизни». Львиной долей своего успеха фильм обязан исполнителю главной роли. Среди действующих лиц много и других джазовых артистов-профессионалов. Исполняя музыку, они не изображают игру, а «работают» по-настоящему. А когда играют драматические сцены, то и это делают по-настоящему, ибо, во-первых, играют такие чувства и ситуации, которые им жизненно близки, а во-вторых, приученные джазом к импровизации и ощущению партнера, они мгновенно входят в ситуацию, находят психологический контакт. Отсюда, вероятно, то ощущение документальной правдивости фильма.

31 мая (15-00 и 18-30)

СЛАДКИЙ И ГАДКИЙ (Sweet and Lowdown). США, 1999, 95 мин.

Реж. Вуди Аллен. В ролях: Шон Пенн, Саманта Мортон, Ума Турман, Вуди Аллен, Кэти Хэмилл, Джон Уотерс, Винсент Гуастаферро, Энтони Ла Палья, Гретхен Мол, Брэд Герретт. 

Захватывающая, искрометная музыкальная комедия и в то же время пронзительная драма о жизни (любовных подвигах, творческом кризисе и долгожданном успехе) вымышленного гитариста-виртуоза 30-х гг. ХХ века, украшенная музыкой, записанной для фильма одним из лучших джазменом времени Ховардом Холденом. И все же главный плюс фильма, переводящий его в разряд раритетов,– божественный и почти неизвестный нам (в отличие от трубы и саксафона) гитарный саундтрек с полным букетом эстрадной и джазовой классики. По две номинации на «Оскар» и «Золотой глобус» (2000).

 Аннотации к ретропрограмме

«ЭКРАНИЗАЦИИ ВАЛЕРИЯ ПОНОМАРЁВА»

04 мая (15-00)

ДЕБЮТ. СССР (“Беларусьфильм”), 1978, 29 мин.

Сцен. Алексей Дударев. Реж. Валерий Пономарев. Комп. Игорь Лученок. В ролях: Владимир Носик, Николай Ерёменко (старший), Иосиф Матусевич, Иван Матвеев, Владимир Сичкарь, Виктор Тарасов. 

Комедийная телевизионная новелла с символическим для постановщика названием про обыкновенного деревенского парня, случайно (по типажному принципу) приглашенного сыграть в фильме эпизодическую роль, который, однако, так и не сумел перевоплотиться в фашиста... Казалось бы, бесхитростный сюжет и показанный с изрядной долей юмора конфликт сочетается со смысловой ёмкостью. Двойной талантливый дебют (в качестве киносценариста тут впервые выступил ныне известный белорусский писатель Алексей Дударев). Приз за лучшую режиссуру на Республиканском смотре-конкурсе фильмов за 1978 год; Приз за лучший к/м фильм на Республиканском смотре ТВ-фильмов (1979).

СОСЕДИ. СССР (“Беларусьфильм”), 1979, 64 мин.

Сцен. Алексей Дударев. Реж. Валерий Пономарев.Комп. Валерий Иванов.Вролях: ГеоргийБурков, ЛеонидКрюк, ИванМатвеев, СашаХмелевский, ВладимирНосик, ВладимирКулешов, ЕлизаветаНикищихина, НинаРозанцева.

Эксцентрическая телевизионная комедия, состоящая из трех новелл ("Попугай, яблоко и…", "Лесник и…", "Карпы и…"), повествующих о забавно-парадоксальных случаях из жизни обитателей одной белорусской деревушки. Их колоритные образы создаются авторами на экране в «шукшинской» манере – как галерея эдаких чудиков. Хотя порой комедийность в ленте кажется самоигральной, действие строится на внешнем, ситуационном комизме. Лучшей в фильме представляется новелла про вынужденного идти на подгол беззащитно-честного, совестливого лесника, где есть живой характер, вызывающий не только улыбку, но и сопереживание. 

11 мая (15-00)

АМНИСТИЯ. СССР («Беларусьфильм»), 1980, 74 мин.

Сцен. Николай Матуковский. Реж. Валерий Пономарев. Комп. Евгений Глебов. В ролях: Георгий Бурков, Ролан Быков, Елена Санаева, Иван Рыжов, Елена Козлитина, Виктор Ильичёв, Татьяна Ухарова, Леонид Крюк, Тамара  Муженко, Галина Орлова, Николай Ерёменко-старший, Валерий Филатов.

Киновариант телевизионной сатирической комедии «Троянский конь» по мотивам пьесы белорусского драматурга Николая Матуковского «Амнистия» (1970), высмеивающей, с одной стороны, обнаглевшего тунеядца, пьяницу и дебошира, спекулирующего на социальной защищенности рабочего человека в советском обществе, а с другой – руководящих перестраховщиков-демагогов, способствующих (под прикрытием красивых фраз о рабочнй совести и гуманизме коллектива) углублению социального зла. Психологически убедительный образ, эволюцию безнаказанности главного «героя» виртуозно создает-передает Г.Бурков. Впечатляет образная достоверность и взрывной комедийный темперамент Р.Быкова. Ощущая, что затронутый жизненный материал содержит мощные резервы смешного, авторы фильма используют богатый комедийный арсенал. Обилие самоигральных трюков, откровенного фарса на колоритно-забавном фоне фабрики детских игрушек, грамотный монтажный темпо-ритм «держат» внимание зрителей до финального титра. Хотя в конечном итоге увлечение чисто кинематографическими приемами идет в разрез с темой и сатирической задачей фильма. 

18 мая (15-00)

ТУТЭЙШЫЯ. Беларусь - Россия, 1993, 93 мин.

Сцен. Валерий Пономарев. Реж. Валерий Пономарев. Комп.Сергей Бельтюков. В ролях: Александр Баринов, Александр Тимошкин, Татьяна Мархель, Геннадий Гарбук, Валентина Брауде, Семён Фарада, Борислав Брондуков, Елена Внукова, Виктор Арасов, Сергей Иванов, Михаил Федоровский, Виктор Рыбчинский, Владимир Кулешов, Юрий Ступаков, Маргарита Криницына, Владимир Носик. 

Трагикомедия по одноименной (запрещенной на территории Беларуси на протяжении 70-лет) пьесе Янки Купалы, воспроизводящая атмосферу политического хаоса в годы гражданской войны на территории Беларуси, и попытках местных жителей – тутэйшых – как-то удержаться и выжить в предлагаемых Историей обстоятельствах на родной земле, которая стала проходным двором для Запада и Востока. Ориентация авторов на маски-типажи знаменитых комедийных актеров не всегда учитывала творческие традиции белорусской театральной и кинематографической культуры. Хотя основной пафос злоключений главного персонажа – веселого и находчивого "человека из народа" – передан в целом адекватно. 

25 мая (15-00)

НА ЧЕРНЫХ ЛЯДАХ. СССР (“Беларусьфильм”), 1995, ч/б, 69 мин.

Сцен. Василь Быков. Реж. Валерий Пономарев. Комп.Сергей Бельтюков. В ролях: Александр Лабуш, Геннадий Гарбук, Александр Аржиловский, Александр Тимошкин, Александр Беспалый, Владимир Кулешов, Виктор Гоголев, Максим Гаврилов, Виктор Манаев, Владимир Шелестов, Ростислав Шмырёв. 

Историческая трагедия по мотивам произведений Василя Быкова «На черных лядах» и «Перед концом» на впервые затронутом игровым кино материале Слуцкого восстания 1920 г. Увы, редкий образец подлинно национального кино привлекает визуальным рядом (тщательно воссозданной атмосферой времени), качественным подбором исключительно белорусских актеров, способных создать яркие и колоритные образы героев-борцов за свободу и независимость Беларуси, умелым использованием языка в качестве драматургического элемента. Хотя познавательный потенциал ленты мог быть более глубоким: в принципе удачный прием ретроспективного рассказа о каждом из повстанцев не разработан в такой мере, чтобы через их индивидуальные судьбы дать исчерпывающее представление о сути и истории события. Не хватает авторам и мастерства сюжетной метафорики, чтобы вывести экранное действие на уровень архиактуальной притчи о том, что жизнь как таковая важнее любого, пускай и освещенного возвышенной целью, социального потрясения-эксперимента, осуществление которого ставит эту самую жизнь под угрозу.

Аннотации к ретропрограмме

«САМЫЙ СЕРДИТЫЙ ЧЕЛОВЕК В БРИТАНИИ!»

 

13 мая (15-00)

ОГЛЯНИСЬ ВО ГНЕВЕ (Look Back in Anger). Великобритания, 1956, ч/б, 100 мин.

Сцен. Найджел Нил. Реж. Тони Ричардсон. Оператор Освальд Моррис. Комп. Крис Барбер.  В ролях: Ричард Бёртон, Клэр Блум, Мэри Юр, Клер Блум, Эдит Эванс.

Основанная на реалиях Лондона 50-х гг. прошлого века социально-психологическая драма по одноименной пьесе Джона Осборна о судьбе не нашедшего своего места в жизни выпускника университета, вынужденного, проклиная все вокруг, торговать на вещевом рынке. Талантливая экранизация оказалась значительнее своей первоосновы: расширив в ней рамки действия, авторы также углубили психологический и социальный конфликт. Вслед за пьесой этот этапный для британского кино фильм стал манифестом группы молодых интеллектуалов – писателей, драматургов и кинематографистов, ярко отразивших в своих произведениях нигилизм своего поколения и названных прессой и критикой «рассерженными молодыми».  Непривычно достоверная форма киноповествования (недаром постановщик назвал свой творческий метод «поэтическим натурализмом») сочетается со значительной актерской работой будущей звезды англо-саксонского экрана Р. Бертона, буквально излучающего с экрана свой бешеный темперамент, создавшего образ болезненно-нервного, но искренне страдающего человека, чьи несимпатичные порывы выражают пафос недовольства «рассерженных» опостылевшей обыденностью: «Высоких и прекрасных идеалов больше не существует… Мы погибаем во имя Ничто…»

16 мая (15-00)

КОМЕДИАНТ (TheEntertainer). Великобритания, 1960, ч/б, 100 мин.

Сцен. Найджел Нил. Реж. Тони Ричардсон. Оператор Освальд Моррис. Комп. Джон Эддисон. В ролях: Лоуренс Оливье, Бренда Де Банзи, Роджер Ливси, Джоан Плаурайт.

Психологическая драма по пьесе Джона Осборна об отчаянно-безрассудной попытке стареющей звезды прогорающего провинциального мюзик-холла «поправить дела», использовав «последний шанс» – желание богатой родственницы начать карьеру актрисы. Великий Л. Оливье повторил здесь свой сценический успех: его утративший всякую непосредственность человеческого чувства конферансье с помощью показного бодрячества прячет от самого себя понимание полного жизненного краха. Приз лучшему актеру (Л.Оливье) на МКФ в Карловых Варах (1960); номинации на «Оскар» за лучшую мужскую роль (Л.Оливье) и премии Британской киноакадемии (BAFTA) за лучшие сценарий, мужскую роль (Л.Оливье) и актера-дебютанта (Дж. Плаурайт) (1961).

21 мая (15-00)

ВКУС МЁДА (A Taste of Honey). Великобритания, 1961, ч/б, 97 мин.

Сцен. Тони Ричардсон, Шела Делани. Реж. Тони Ричардсон. Оператор Уолтер Лассали. Комп. Джон Эддисон. В ролях: Рита Ташингем, Дора Брайан, Роберт Стивенс, Мюррэй Мелвин, Мойра Кей.

Взывающая к человечности и состраданию социально-психологическая драма по пьесе молодой писательницы из рабочей среды Шейлы Делани о судьбе изломанной жизнью (истосковавшейся по нормальной семье, заботе и ласке, измученной ощущением ненужности и бесприютности) и потому озлобленной школьницы-подростка. В банальной, на первый взгляд, но полной поэзии и тайны истории вступления одинокого юного существа во взрослую жизнь выше всех похвал проявила себя молодая большеглазая дебютантка Р.Ташингем, сумевшая передать сосуществующие в душе ее героини горечь от первого соприкосновения с жизнью и сохранившееся, несмотря ни на что, доверие к ней. Один из наиболее ярких фильмов кинематографа «рассерженных», утвердивших Ричардсона как ведущего режиссера этого направления. Тонкий психологический рисунок фильма, его искренность, аутентичность среды (убогого портового городишки), замечательная игра актеров произвели большое впечатление на публику и критику. Журнал «Нью-Йоркер» писал о фильме «Богатое, полнокровное произведение, поставленное режиссером с непоколебимым чувством своей правоты». Премии за лучшие роли Р.Ташингем и М.Мелвину на XV МКФ в Канне, премии на XIII МКФ в Каловых Варах, премии Британской киноакадемии (BAFTA) за лучшие фильм, режиссуру и женскую роль (1962).

23 мая (15-00)

ОДИНОЧЕСТВО БЕГУНА НА ДЛИННУЮ ДИСТАНЦИЮ

(The Loneliness of the Long Distance Runner). Великобритания, 1962, ч/б, 104 мин.

Сцен. Алан Силлитоу. Реж. Тони Ричардсон. Оператор Уолтер Лассали. Комп. Джон Аддисон. В ролях: Том Кортни, Майкл Редгрейв, Эвис Баннедж, Питер Мадден, Джеймс Болэм, Джулия Фостер.

Программная для «нового английского кино» 1960-х гг. социально-психологическая драма по роману Алана Силлитоу о судьбе подростка, безрадостные жизненные обстоятельства которого не могли не привести его в колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Имея много общего с лентой «Четыреста ударов» Ф.Трюффо (общий пафос, стилистические приемы, финальный стоп-кадр), эта картина отразила активное неприятие подростками мира взрослых с его ханжеством, конформизмом, жестокостью, которое в данном случае из чувства протеста выливается в дерзкий поступок – демонстративный срыв казалось бы предрешенного результата важного соревнования. Бег на длинную дистанцию превращается в фильме в метафору жизни героя: только в нем он обретает ощущение свободы и покоя. С тех пор изображение одинокого бегуна стало расхожим сюжетом мирового кино.  Яркий дебют будущей кинозвезды Т.Кортни.

28 мая (15-00)

ТОМ ДЖОНС (TomJones). Великобритания,1963, 124 мин.

Сцен. Джон Осборн. Реж. Тони Ричардсон. Оператор Уолтер Лассали. Комп. Джон Эддисон. В ролях: Альберт Финни, Сюзанна Йорк, Хью Гриффит,  Джордж  Дивайн.

Драматическая комедия по роману Генри Филдинга «История Тома Джонса, найдёныша» о злоключениях  легкомысленного авантюриста, мошенника и ловеласа. Самый популярный фильм во всех англоязычных странах мира в 1963 году ознаменовал начало нового этапа как в творчестве Т.Ричардсона, так и во всем социально ангажированном британском кино. Дух демократического самоутверждения получил в нем форму гедонизма, что существенно расширило зрительскую аудиторию и открыло источники американского финансирования английских фильмов. Герой А.Финни, молодой «естественный человек» XIX века, повинуясь только своему сердечному чувству, торжествует над всевозможными запретами и условностями, включая условность исторического костюмного фильма, обращаясь с экрана прямо в кинозал совершенно в духе брехтовского «эпического театра». «Оскары» за лучшие фильм, режиссуру, сценарий и музыку (1964); Премия Британской киноакадемии (BAFTA) за лучшие фильм и сценарий; Премия Гильдии американских режиссеров за лучшую режиссуру; «Золотой глобус» за лучшие кинокомедию и англоязычный фильм года; Премии нью-йоркской кинокритики за лучшие фильм и мужскую роль (А.Финни); премия за лучшую мужскую роль (М.Финни) на XVI МКФ в Канне (1963).  

30 мая (15-00)

АТАКА ЛЁГКОЙ КАВАЛЕРИИ  (The Charge of the Light Brigade). Великобритания,1968, 125 мин.

Сцен. Джон Осборн, Чарлз Вуд. Реж. Тони Ричардсон. Оператор Дэвид Уоткин. Комп. Джон Эддисон. В ролях: Тревор Ховард, Ванесса Рейдгрейв, Марк Бернс, Джон Гилгуд, Гарри Эндруюс.

Решенный в сатирической манере кинопамфлет на викторианскую эпоху на материале одного из самых фальсифицированных официальной историей эпизодов «славной» и «победоносной» Крымской войны – бездарной гибели (из-за некомпетентности и соперничества командиров-лордов) под Балаклавой 25 октября 1854 г. элитной части британской армии, где служили самые «сливки общества». Сама по себе атака в финальном эпизоде – олицетворение всего того, с чем ассоциируется «добрая старая Англия» и что изображается с яростной издевкой в течение фильма, постановщику не слишком важна. Основной акцент он делает на «документальных» эп

© md-eksperiment.org

Опубликовано: 07 мая 2013