21-11-2016 Кино 1732

Фильм нуар: расследование в темных тонах

Фильм нуар: расследование в темных тонах

Темные цвета, чрезвычайно увлекательный сюжет, и французский термин подаренный сороковыми годами прошлого века. Несмотря на годы и специфичность жанра, Голливуд до сих пор порождает подобные произведения искусства. В прошлом году в прокате появился сиквел «Города грехов». Рецензии критиков в целом были отрицательными, просмотры не большими и фильму не удалось повторить успех оригинальной ленты, которая стала культовой и имела немалые кассовые сборы.

«Город грехов» - это экранизация графических новелл Фрэнка Миллера, для визуальной стилистики которого характерна общая черно-белая картинка и контрастные цветовые акценты (брызги крови, цвет платья, глаз и т.д.). Образы, которые там используются, знакомые каждому, кто хоть иногда смотрит кино: измученный детектив, который борется со злоумышленниками и коррумпированной властью, аморальные воры, привлекательная «femme fatale», темные городские улицы, и десяток подобных образов. Съемочной команде, в которую входил сам Миллер, удалось перенести эти особенности на экран во всей полноте, и визуальная составляющая была одним из ключевых факторов успеха фильма.

Лента «Город грехов» - один из самых известных представителей фильмов в стиле нео-нуар. Это направление возрождает и осовременивает то, что ассоциируется с самыми стильными фильмами всех времен и народов - фильмами нуар.

К классическому нуару киноведы относят ленты, снятые в Голливуде в 1940-1950 годы. Во Франции в 1955 вышла книга Раймона Борде и Этьена Шаметона «Панорама американских кинонуаров», где, посредством анализа фильмов: «Мальтийский сокол» (1941) Джона Хьюстона, «Двойная страховка» (1944) Билли Уайлдера, «Женщина в окне» (1944 ) Фрица Ланга, «Леди в озере» (1946) Роберта Монтгомери, «Почтальон всегда звонит дважды» (1946) Тея Гарнета и ряда других, авторы приходят к выводу, что в течение десятилетия Голливуд выпускал фильмы с похожими визуальными и фабульными особенностями, что дало основание говорить о новом стиле в кинематографе.

Фундаментом этого стиля исследователи считают немецкий кинематографический экспрессионизм, традиции детективных романов (источником стало даже название серии детективов французского автора Марселя Дюамеля «Série noire»), философское течение экзистенциализма и довоенные фильмы про гангстеров.

Джонатан Латимер

Визитной карточкой нуарного фильма является визуальный ряд. Для него характерна контрастность черного и белого, игра света и тени, выразительность композиции кадра, много сцен снято в темных помещениях или ночью, на улице идет дождь или блестят лужи, оператор использует искаженные ракурсы и тому подобное.

Для сюжета характерна запутанность и непонятность. Сюжетные линии, сон и реальность переплетаются в клубок. Как отмечал кинокритик Жорж Садуль, фабула нуарного фильма «липкая, как кошмар или речь пьяницы». Чаще всего главным героем является детектив или ветеран Второй мировой войны, который имеет своеобразное мировоззрение и занимает маргинальную позицию по отношению к органам правопорядка. По ходу действия его предают, из темноты в него стреляют неизвестные, а соблазнительная женщина привлекает его в ловушку. В фильме нуар все герои имеют негативные черты, а общество изображается беспринципным и жестоким. Действие обязательно разворачивается в большом городе, где царят криминал и коррупция, а в запутанных темных улицах скрываются злоумышленник (эту традицию начал Фриц Ланг в фильме «Метрополис»).

В авто

Достигнув вершин, в шестидесятые годы прошлого века, нуар начал приходить в упадок: кинокомпании делали ставку на исторические фильмы, романтические комедии и мюзиклы. Нуар не мог дать ответы на актуальные социальные проблемы, а типичные герои и антураж фильмов были устаревшими и не интересовали зрителей. Однако эти фильмы повлияли на поколение режиссеров, пришедших в кинопроизводство в 1960-1970 годах. Их детство выпало на 1940-1950 годы, когда Хамфри Богарт, Берт Ланкастер, Рита Хейворт и Ава Гарднер были суперзвездами киноэкрана, а нуарные фильмы постоянно показывали в кинотеатрах. Характерная эстетика послевоенных фильмов стала для них своеобразным маяком, и в своих работах они начали экспериментировать со знакомыми с детства образами. Так началась эпоха нео-нуара. Этому способствовало политико-социальное положение американской нации в 1970. Уотергейтский скандал, убийства политических лидеров, регресс экономики и травма войны во Вьетнаме стали причинами социального напряжения и пессимизма. В фильмах стали обсуждать более болезненные и актуальные вопросы, такие как домашнее насилие, инцест, тотальная коррупция и бесправие человека перед властью. Так снова появился спрос на тематику нуара.

Одним из первых нео-нуарных фильмов критики называют «Китайский квартал» Романа Поланского, снятый в 1974 году. В фильме Джек Николсон играет частного детектива в довоенном Лос-Анджелесе и, по всем законам жанра, попадает в мир тайных махинаций, скандалов и хаоса. Критики высоко оценили ленту, наделив ее престижными наградами и номинациями.

В фильме «Долгое прощание» Роберта Олтмена действие происходит уже в 1970 годах, и главный герой, по замыслу режиссера, является чужаком-неудачником в этой эпохе. «Как будто герой фильмов сороковых проснулся от затяжного сна в современной Калифорнии, где никто давно не носит галстуков и костюмов« богартовского» покроя, никто не ходит весь день с сигаретой во рту, никто не разъезжает на грузовых кабриолетах, где все озабочены фитнесом и здоровым образом жизни», - писал о протагонисте ленты критик Дэвид Томпсон.

Впоследствии режиссеры стали более смело экспериментировать со стилем. Ремейки легендарных лент и перенос действия в реалии современности стали началом создания нео-нуара как жанра. В 1981 году на экраны вышел фильм «Бегущий по лезвию», снятый по мотивам фантастического романа Филипа Дика. Режиссер Ридли Скотт в интервью рассказал, что хотел бросить вызов Голливуду. Для этого должен был сделать главным героем высокобюджетного фантастического блокбастера антигероя. «Почти бездушного человека, которому плевать, стреляет он в спину или в лицо, становится его жертвой мужчина или женщина». Визуальный ряд фантастической ленты о городе будущего базировался на классических образах послевоенных фильмов о детективах и содержит немало таких «киноцитат» - знакомое по нуарным фильмам сооружение Брэдбери-билдинг, плащ главного героя и образ Рейчел. Фильм был неоднозначно воспринят публикой и критиками, но его влияние на индустрию кино неоспоримо.

С фильма «Бегущий по лезвию» начинается история кинематографического киберпанка и такие фильмы, как «Темный город», «Тринадцатый этаж», «Матрица» и «Искусственный разум» возникли именно из-за его влияние. Для этих фильмов 1980-1990 годов характерно использование классических нуарных образов (как в «Темном городе») или их переосмысление (как в «Матрице»). Такие герои пытаются отличить реальность от иллюзии, ищут истинное значение своей сущности и узнают, что привычная для них реальность является лишь декорацией в мире гораздо большем. В конце 2000 года нео-нуар снова начал возвращаться к повседневной реальности. Покончив с киберпанковыми антиутопиями, режиссеры начали использовать характерные приемы более тонко. В фильме «Драйв» 2011 года главный герой отнюдь не детектив, и сцен с хорошо освещенным пространством много как для нуара. Но одиночество главного героя, его жестокость и мужество в борьбе с насквозь прогнившими мерзавцами являются типичными для нуарных фильмов. В ночных сценах режиссер прибегает к характерному контрасту холодного света и тьмы.

Французский фильм «Другая жизнь Ришара Кемпа» тоже из нового поколения нео-нуара, где в образах отсутствует зацикленность на воспроизведенную классику, но петля времени, экзистенциальные размышления, особенности освещения и ряд других деталей не дают сомневаться в стилевой и жанровой природе ленты.

Нео-нуарные фильмы предлагают режиссерам немалый простор для творческих экспериментов. В 1990 году вышла экранизация комиксов Честера Гулда о детективе Дике Трэйси. Чтобы стилизовать фильм под картинку комикса, съемочная группа использовала ограниченный перечень ярких цветов, характерных для оригинальных комиксов, снимали все сцены неподвижной камерой с одной точки, чтобы зритель почувствовал «рамки» увиденной им картинки, и выстраивали композицию кадров согласно традициям рисования комиксов. Лента получила Оскара за работу художника-постановщика, за грим и лучшую песню, а также еще за четыре номинации. Впоследствии путем визуальных экспериментов пошли и создатели «Города грехов», сделав еще одну удачную экранизацию комикса в стиле нуар.

«Город грехов 2» является свежим примером нео-нуарного фильма. Хотя публика и критики встретили его холодно, он продолжает традицию создания лент в подобном стиле, и возможно, скоро на экраны выйдет история с более успешным будущим. Ведь история кино учит нас, что за провалом приходит успех.

Лилия Алексиенко


Читати також