03.02.2021
Рецензии. Книги
eye 284

Совсем не скромное обаяние буржуазии

Совсем не скромное обаяние буржуазии

Татьяна Вакуленко

Друзья, я довольно долго не писала новых рецензий, но теперь у меня появилось время перечитать «Тайную историю» Донны Тартт, о которой очень хочется поведать вам. К слову, это мой любимый роман у автора. Даже, получивший Пулитцеровскую премию «Щегол», не полюбила столь сильно, а «Маленький друг», второй роман Тартт, почти не нашел во мне отклика. Первый раз читала «Тайную историю» будучи студенткой колледжа, и происходящее в книге особенно будоражило мой юношеский мозг. Читая роман сегодня, понимаю, что так зацепило меня в нем.

Кроме того, что всегда обожала особую ауру уединенных колледжей, в «Тайной истории» поднимаются темы отчужденности и притворства, классового различия, человеческой никчемности, внешнего лоска, несмотря на реальную скупость не только финансовых, но и духовных ресурсов.

Краткий сюжет романа. Главный герой Ричард Пейпен начинает свое повествование в 28-летнем возрасте, оглядываясь на события давних дней, когда ему было девятнадцать, и он отчаянно стремился покинуть отчий дом. Жил он в штате Калифорния, в маленьком городке Плано на севере Силиконовой долины. Его родители не являлись людьми хоть сколько-нибудь примечательными, без особых интеллектуальных изысков (в романе им почти не уделяется внимания). Говорится, что они не проявляли к сыну огромной любви и заботы. Ричард – единственный ребенок в семье, понимающий, что не может всю жизнь провести в столь непримечательном месте, чтобы потом продолжить работу на автозаправке, принадлежащей его отцу. С большим трудом он попадает в небольшой колледж в Вермонте, чтобы изучать древнегреческий язык. Трудности заключаются в отсутствии нужной денежной суммы на обучение, в плане знаний Ричард не сильно уступает здешним ученикам. В Хэмпдене (название колледжа) и разворачиваются основные действия «Тайной истории».

Со временем Ричард становится частью особой касты учеников, изучающих древнегреческий. Их пятеро (Ричард становится шестым), и они отчуждены от остальных учеников Хэмпдена. Эти молодые аристократичные люди сначала кажутся Ричарду чуть ли не ангелоподобными созданиями. В первых главах романа видим, что он откровенно боготворит их. Но чем больше Ричарда вовлекают в дела загадочной пятерки, тем отчетливее перед читателем предстают их истинные лица.

Кто из вас, в принципе, знаком с античной литературой? Потому что я – нет. Читала «Одиссею» Гомера. Из эпохи Возрождения читала «Божественную комедию» Данте, но поняла ли что-нибудь, кроме сюжета? Нет. Как сказано в «Тайной истории»: «Чтобы понять «Божественную комедию», нужно на время стать христианином». Думаю, так оно и есть. Я до конца не прониклась этими текстами. А вот наши герои прониклись, буквально стали частью этого мира богов, к которым практически себя приравняли. Но если свести все к грубейшей (повторяю: грубейшей!) пошлости: античная культура – это про войны и секс. Про бесконечные вакханалии, пьянящее воздействие которых так стремились испытать на себе Генри, Фрэнсис, Чарльз, Камилла и Банни. Четверым из них это удалось (кроме Банни – он сильно выделяется на фоне остальных персонажей). Во время вакханалии происходит убийство, это переломный момент романа, где мы наблюдаем падение молодых самодовольных полубогов с Олимпа.

Кажется, что все четверо действительно жалеют о содеянном, но вот уже Фрэнсис и Генри деловито обмениваются репликами вроде: «Мне стыдно, но не настолько, чтобы садиться из-за этого в тюрьму». Если до этого предложения симпатия к ним еще теплилась, то тут она иссякает. До тебя доходит, что данное просветление, их вакханалия все равно имеет для них куда большее значение, чем человеческая жизнь. Чем дальше читаешь, тем яснее понимаешь: все герои романа – те еще мудаки. Только прикрываются красивыми речами и непревзойденными знаниями в греческом, но что они за люди такие? Концепция ницшеанского сверхчеловека казалась мне привлекательной в колледже, в период расцвета юношеского максимализма, сейчас она не находит во мне отклика. Раздумья Родиона из «Преступления и наказания» не увлекают столь сильно. Конечно, по-прежнему считаю «Веревку» Хичкока великолепным классическим фильмом на тему – тварь я дрожащая или право имеющая, но все это как-то далеко от меня. Даже несмотря на то, что главные герои совершают убийство случайно, испытывают ли они от этого столь сильные угрызения совести?

Ричард, конечно, все узнает. И что же? Он становится соучастником последующих событий. Он все еще плетется по пятам за этими людьми, хотя в итоге избирает свой путь. Судьбы героев сложатся по-разному. Не могу сказать, что они останутся безнаказанными. Но в чем-то они не изменятся. Фрэнсис ближе к концу романа заявит, что ему «нужно жениться», чтобы получить наследство своей семьи, о том, что можно зарабатывать себе на жизнь, он даже не думает. В ответ на мягкое упоминание об этом от Ричарда, Фрэнсис говорит, что Ричард, в отличие от него самого, к этому просто привык. Вот вам и пропасть между двумя социальными классами.

Но как по мне, роман блестящий, цитируя Джулиана Морроу – учителя и не последнего по важности персонажа книги: «…надеюсь, все готовы покинуть мир вещей и явлений и вступить в область высокого?».

Read also


Readers' choice
up