Биография Аркадия и Бориса Стругацких

Аркадий и Борис Стругацкие (Братья Стругацкие). Подробная биография. Читать онлайн

Бра́тья Струга́цкие — Арка́дий Ната́нович и Бори́с Ната́нович — советские и российские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики.

Аркадий Натанович Стругацкий родился 28 августа1925 года в жарком Батуми, в интеллигентной семье искусствоведа Натана Залмановича Стругацкого, работавшего редактором газеты, и Александры Ивановны Литвинчевой, заслуженной учительницы, преподававшей русский язык и литературу.

Начальные классы Аркадий Стругацкий посещал в Батуми, но когда мальчику исполнилось 9 лет, семья перебралась в Ленинград. Там в 1933 году и родился младший брат Аркадия – Борис Стругацкий. Безоблачную жизнь семейства Стругацких прервала Великая Отечественная война. Семья оказалась в блокадном Ленинграде.

В начале войны 17-летний Аркадий Стругацкий участвовал в строительстве оборонительных сооружений осажденного города, но вскоре отправился работать на завод, где производились снаряды.

После объявления эвакуации покинуть блокадный город смогли только глава семьи со старшим сыном: Аркадий был вывезен отцом по «дороге жизни» через Ладогу в самом начале 1942 года. Эвакуировать 9-летнего Бориса не удалось из-за болезни. Мама осталась с сыном в городе.

Больше родители Аркадия не увиделись: папа тяжело заболел и умер в Вологде. Чудом выжил сам Аркадий. Эшелон с беженцами, в числе которых находился юный Стругацкий, разбомбили немцы. Выжили единицы, среди них и будущий писатель.

Попытки писать фантастическую прозу А. Н. Стругацкий предпринимал ещё до войны (по свидетельству Бориса Стругацкого, это была повесть «Находка майора Ковалёва», утраченная во время ленинградской блокады). Первое сохранившееся произведение Аркадия Стругацкого — рассказ «Как погиб Канг» — было закончено в 1946 году и опубликовано в 2001 году. Он продолжал попытки писать фантастику и в 1950-е годы во время военной службы, приблизительно 1952 годом датирована повесть «Четвёртое царство».

Летом 1942 года Аркадий Стругацкий остановился в маленьком поселке Ташла неподалеку Оренбурга. Год он поработал на пункте закупки продуктов и даже «дорос» до заведующего. Заработав деньги на дорогу, он сумел весной 1943 года забрать маму и младшего брата Бориса из голодного Ленинграда.

В мирное время Аркадий Стругацкий получил высшее образование. В 18 лет он поступил в Бердичевское артиллерийское училище, обосновавшееся в тыловом Актюбинске. Окончив его, получил направление в военный вуз, где обучали иностранным языкам. Аркадий окончил институт в 1949 году, получив специальность переводчика английского и японского языков.

По окончании вуза судьба забросила Аркадия Стругацкого на Север. До 1955 года он служил переводчиком на Камчатке, преподавал японский и английский языки в военном училище, располагавшемся в городе Канск. Два года – с 1952 по 1954 – трудился дивизионным переводчиком на Камчатке, а в 1955 году Стругацкого перевели в военную часть Хабаровска. После увольнения в запас Аркадий Стругацкий переехал в столицу.

Борис Натанович появился на свет весной, 15 апреля 1933 года. Произошло это событие в Ленинграде. Будущее Бориса Стругацкого было предопределено, потому что писатель воспитывался в интеллигентной и образованной семье. Семья Стругацких считалась образцово-показательной, а у братьев Аркадия и Бориса было счастливое детство. Однако в мгновение ока привычное существование изменилось до неузнаваемости: с началом Великой Отечественной войны яркие краски жизни поблекли, а радость сменилась слезами, депрессией и горем.

В 1943 году благодаря Аркадию Борис вместе с матерью переехал в Чкаловскую область. После окончания войны, в 1945-м, неполное семейство возвратилось в Ленинград, где будущий писатель окончил школу с серебряной медалью.

Примечательно, что человек, который порадовал книголюбов произведениями, связал свою жизнь с нетворческой стезей. Борис собирался стать студентом физического факультета, но не был зачислен. Далее выбор пал на математико-механический факультет. В 1955 году молодой человек получил диплом, в котором значилась специальность «астроном».

После получения высшего образования Стругацкий продолжил «неписательский путь». Поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории, а также работал инженером и был участником астроклиматической экспедиции на Кавказе.

Борис Стругацкий начал писать с начала 1950-х годов; братья обменивались творческими замыслами по переписке и во время отпусков Аркадия Натановича. Первая художественная публикация Аркадия Стругацкого — повесть «Пепел Бикини» (1956), написанная совместно с Львом Петровым ещё во время службы в армии, посвящена трагическим событиям, связанным с испытанием водородной бомбы на атолле Бикини, и осталась, по выражению Войцеха Кайтоха, типичным для того времени примером «антиимпериалистической прозы». В январе 1958 года в журнале «Техника — молодёжи» была опубликована первая совместная работа братьев — научно-фантастический рассказ «Извне», переработанный позже в одноимённую повесть.

В 1959 году вышла первая книга Стругацких — повесть «Страна багровых туч». По воспоминаниям, она была начата на спор с женой Аркадия Натановича — Еленой Ильиничной. Черновик был готов к 1957 году, но редакционные препоны задержали публикацию. Связанные общими героями с этой повестью продолжения — «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962), а также рассказы первого сборника Стругацких «Шесть спичек» (1960) положили начало многотомному циклу произведений о будущем Мире Полудня, в котором авторам хотелось бы жить.

Первые книги Стругацких соответствовали требованиям социалистического реализма. Отличительной особенностью этих книг по сравнению с образцами тогдашней советской фантастики были «несхематичные» герои (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством), оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники. Произведения Стругацких написаны высокохудожественно, с юмором, героев отличает индивидуализация языка. Они органично совпали с периодом «оттепели» в стране и отразили тогдашнюю веру в светлое будущее и неуклонный прогресс в общественных отношениях. Программной книгой этого периода стала повесть «Полдень, XXII век» (1962), крупными мазками начертавшая увлекательную перспективу будущего человечества, представители которого — светлые, умные люди, увлечённые покорители космоса, искатели, творческие личности.

Однако уже в повести «Далёкая Радуга» (1963) появляются тревожные нотки: катастрофа на далёкой планете в результате проводившихся учёными экспериментов вывела на первый план одну из основных тем дальнейшего творчества Стругацких — нравственный выбор человека, оказавшегося в тяжёлом положении, когда выбирать нужно между плохим и очень плохим вариантами. В этой же повести авторы впервые обозначили проблему: что будут делать и как себя будут чувствовать в светлом мире Полудня те, кто не способен жить творчески? Столкнуться с прошлым, задуматься о том, возможно ли скорое избавление от «палеолита в сознании», пришлось сначала героям повести «Попытка к бегству» (1962), а затем сотрудникам Института экспериментальной истории в повести «Трудно быть богом» (1964). В повести «Хищные вещи века» (1965) Стругацкие обращаются к актуальным проблемам современности, рисуют гротескную модель будущего общества потребления, которое и теперь представляется наиболее вероятной экстраполяцией развития сегодняшнего мира. Композиционно повесть является, по словам Войцеха Кайтоха, «специфически советской антиутопией», первой в русской литературе «антиутопией в утопии».

В то же самое время Стругацкие пишут несколько произведений, которые не укладываются в рамки стандартных или традиционных жанров. Искрящаяся юмором и оптимизмом «сказка для научных сотрудников младшего возраста» «Понедельник начинается в субботу» (1965) была продолжена произведением «Сказка о Тройке» (1968 — первоначальный вариант; 1989 — сокращённый переработанный вариант), в которой юмор уступает место жёсткой сатире на бюрократический казарменный социализм. Результаты не замедлили сказаться — опубликовавший произведение иркутский альманах «Ангара» перестал выходить, а сама «Сказка о Тройке» на долгие годы стала недоступной читателям. Подобная участь ожидала и самую сложную в философском отношении повесть «Улитка на склоне» (публиковалась частями в 1966 и 1968; полностью — в 1988). Действие в повести происходит параллельно в двух соприкасающихся местах — в Лесу и в Управлении по делам Леса. Советская критика консервативного толка, ополчившись на узнаваемость бюрократической бестолковщины в Управлении, практически не увидела более глубокие мысли авторов о неумолимости прогресса, сметающего на своём пути всё, что не подходит для новой жизни. А ведь мир повести «соткан из самых разноречивых тенденций общественного бытия. Это невероятный мир. Это мир разного рода общественных потенций, порой весьма мрачных. Перед нами как бы эмбрионы тех или иных вероятностных феноменов будущего — того будущего, которое возможно, если дать этим эмбрионам развиться» (А. Лебедев, «Реалистическая фантастика и фантастическая реальность» — «Новый мир», № 11, 1968).

Сатирическая повесть «Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» (1967) также не вызвала восторга у ортодоксальных критиков; имена персонажей, позаимствованные у героев греческих мифов, не могли скрыть аллюзий на современность, а главный вопрос, заданный авторами: «Применимы ли понятия: честь, достоинство, гордость — ко всему человечеству? Позволительно ли ему променять „право первородства“ на чечевичную похлёбку?» — также остался практически незамеченным. Подобная проблема: готово ли человечество ко встрече с неизвестным, в частности, ко встрече с инопланетной цивилизацией, прозвучала и в повести «Отель „У Погибшего Альпиниста“» (1970), в ней же Стругацкие предприняли и рискованный эксперимент по созданию фантастического детектива.

Возвращаясь к Миру Полудня, Стругацкие пишут повести «Обитаемый остров» (1969, сокр.; 1971), «Малыш» (1971), «Парень из преисподней» (1974). На эти произведения было обращено пристальное внимание советской цензуры (при подготовке «Обитаемого острова» к публикации в первом собрании сочинений в 1991 году авторам пришлось восстановить более 900 изменений, внесённых в текст по требованиям цензуры), и в 1970-е у них практически не выходят книжные издания. Повесть «Пикник на обочине» (1972) после первой журнальной публикации восемь лет по различным причинам не издавалась и лишь в 1980 вышла в сборнике «Неназначенные встречи» в сокращенном виде. Тема Зоны — территории, на которой после Посещения инопланетян происходят странные явления, и сталкеров — смельчаков, которые тайком проникают в эту Зону, получила развитие в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», снятого в 1979 году по сценарию Стругацких, а после реальной Чернобыльской катастрофы — в компьютерной игре S.T.A.L.K.E.R. и множестве литературных произведений по ней.

Главная тема творчества Стругацких — тема выбора — стала основной для повести «За миллиард лет до конца света» (1976), герои которой поставлены перед жестокой необходимостью выбирать между возможностью творить под угрозой смерти, либо отказаться от своих убеждений ради спокойной жизни. Тогда же был написан роман «Град обреченный» (1972, опубл. в 1988—1989), в котором, по словам Марка Амусина, предпринята попытка «построить динамическую модель идеологизированного сознания, типичного для самых широких слоёв нашего общества, проследить его судьбу на фоне меняющейся социальной реальности, исследовать различные фазы его „жизненного цикла“, и в частности, драматического перехода думающих советских людей от позиции фанатичной веры в коммунистические идеалы к условиям идеологического вакуума, характерного для целого поколения». Сергей Чупринин писал: «Эти чуткие к требованиям дня писатели бьют в одну и ту же точку. Недаром доказывают, что недопустимы, нравственно преступны эксперименты над человеком и обществом, даже если экспериментаторы движимы самыми вроде бы добрыми побуждениями… Недаром, не боясь повториться, убеждают, что добро, породнившееся с насилием, неминуемо перерождается в зло — и тем более опасное, что оно-то по-прежнему считает себя добром…». Для этих произведений, как и для романа «Хромая судьба» (1982, опубл. в 1986) характерно наделение главных персонажей автобиографическими чертами. Роман «Хромая судьба», повествующий о жизни пожилого писателя, включает в себя повесть «Гадкие лебеди» (опубликована за рубежом без согласия авторов в 1967 году).

Очередное обращение к Миру Полудня — романы «Жук в муравейнике» (1979; премия «Аэлита» 1981 года) и «Волны гасят ветер» (1985) — подвело окончательный итог развитию утопической темы в творчестве Стругацких. Никакой технический прогресс не принесёт счастья человечеству, если основой его не станет Человек Воспитанный, который сможет избавиться от «внутренней обезьяны», — таков вывод многолетнего исследования возможного будущего. Тема воспитания стала ключевой для романа «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988) — многопланового повествования, исследующего предназначение и рост сложности задач Учителя на примере двухтысячелетней истории. «Смысл всех этих экскурсов в прошлое видится вот в чём. Один Учитель (даже экстра-класса) не в состоянии одной лишь силой своего Знания, своей Убеждённости необратимо подвигнуть социум к прогрессу (в понимании Учителя) и при этом застраховать свою педагогическую концепцию от искажений во времени. Но и не пытаться сделать это он не может!» (Ф. Снегирев, «Время Учителей» — «Советская библиография», № 1, 1990).

Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» (1990) — предупреждение излишне горячим оптимистическим надеждам новейшего времени.

Аркадий Стругацкий написал несколько произведений в одиночку под псевдонимом С. Ярославцев: бурлескную сказку «Экспедиция в преисподнюю» (1974, части 1-2; 1984, часть 3), рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984) и повесть «Дьявол среди людей» (1990-91, опубл. в 1993). Никита Воронцов попадает в кольцо времени и много раз проживает одну и ту же жизнь, но не в силах что-либо по-настоящему изменить в окружающем мире. Ким Волошин, пройдя муки ада в реальной жизни, становится могущественным «дьяволом среди людей», но также неспособен сделать этот мир хоть чуточку лучше.

Аркадий Стругацкий узнал о смертельном диагнозе – раке печени – в 70-х. Писатель долго и мужественно боролся с болезнью, но она победила его на 67 году жизни. Скончался знаменитый фантаст 12 октября 1991 года в Москве. Брат пережил его на два десятка лет.

После смерти Аркадия Стругацкого в 1991 году Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994—1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

Братья Стругацкие также являются авторами ряда сценариев.

Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000—2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких. На официальном интернет-сайте Стругацких с июня 1998 года шло офлайн-интервью, в котором Борис Стругацкий ответил на более чем 7000 вопросов.

Борис Стругацкий умер 19 ноября 2012 года в Санкт-Петербурге от лимфомы. По завещанию Бориса Стругацкого его тело кремировали, а прах был развеян с вертолета по воздуху над Пулковскими высотами.

Произведения Стругацких издавались в переводах на 42 языках в 33 странах мира (более 500 изданий).

Библиография

Романы и повести

Указан год первой публикации.
  • 1959 год — «Страна багровых туч»
  • 1960 год — «Извне» (на основе одноимённого рассказа, опубликованного в 1958 году)
  • 1960 год — «Путь на Амальтею»
  • 1962 год — «Стажёры»
  • 1962 год — «Полдень, XXII век» (изначально роман вышел под названием «Возвращение»)
  • 1962 год — «Попытка к бегству»
  • 1963 год — «Далёкая Радуга»
  • 1964 год — «Трудно быть богом»
  • 1965 год — «Понедельник начинается в субботу»
  • 1965 год — «Хищные вещи века»
  • 1965 год — «Беспокойство» (первый вариант «Улитки на склоне», опубликован в 1990 году)
  • 1966–1968 годы — «Улитка на склоне» (написана в 1965 году; первая полная публикация в СССР — 1988 год)
  • 1967 год — «Гадкие лебеди» (первая публикация за рубежом — 1972 год, первая публикация в СССР — 1987 год)
  • 1968 год — «Второе нашествие марсиан»
  • 1968 год — «Сказка о Тройке»
  • 1969 год — «Обитаемый остров»
  • 1970 год — «Отель „У Погибшего Альпиниста“»
  • 1971 год — «Малыш»
  • 1972 год — «Пикник на обочине»
  • 1974 год — «Парень из преисподней»
  • 1976–1977 годы — «За миллиард лет до конца света»
  • 1980 год — «Повесть о дружбе и недружбе»
  • 1979–1980 годы — «Жук в муравейнике»
  • 1982 год — «Хромая судьба» (опубликована в 1986 году)
  • 1985–1986 годы — «Волны гасят ветер»
  • 1988 год — «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя»
  • 1988—1989 годы — «Град обреченный» (написан в 1972 году)

Сборники рассказов

Указан год первой публикации.
  • 1960 год — «Шесть спичек»
  • «Извне» (1960)
  • «Глубокий поиск» (1960)
  • «Забытый эксперимент» (1959)
  • «Шесть спичек» (1958)
  • «Испытание СКИБР» (1959)
  • «Частные предположения» (1959)
  • «Поражение» (1959)
  • «Путь на Амальтею» (1960)
  • «Почти такие же» (1960)
  • «Ночь в пустыне» (1960, другое название рассказа «Ночь на Марсе»)
  • «Чрезвычайное происшествие» (1960)

Другие рассказы

Указан год написания.
  • 1946 год — «Как погиб Канг» (впервые опубликован в 2001 году)
  • 1955 год — «Песчаная горячка» (впервые опубликован в 1990 году)
  • 1957 год — «Извне»
  • 1958 год — «Спонтанный рефлекс»
  • 1958 год — «Человек из Пасифиды»
  • 1959 год — «Моби Дик» (рассказ, исключённый из переизданий книги «Полдень, XXII век»)
  • 1960 год — «В наше интересное время» (впервые опубликован в 1993 году)
  • 1963 год — «К вопросу о циклотации» (впервые опубликован в 2008 году)
  • 1963 год — «Первые люди на первом плоту» («Летающие кочевники», «Викинги»)
  • 1963 год — «Бедные злые люди» (впервые опубликован в 1990 году)

Драматургия

Указан год первой публикации.
  • 1987 год — «Пять ложек эликсира»
  • 1989 год — «Без оружия»
  • 1990 год — «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах»

Переводы

  • С. Бережков, С. Победин, С. Витин — псевдонимы братьев Стругацких, использовавшиеся для переводов.
  • Кобо Абэ. Совсем как человек: повесть / пер. с японского С. Бережкова
  • Кобо Абэ. Тоталоскоп: рассказ / пер. с япон. С. Бережкова
  • Кобо Абэ. Четвёртый ледниковый период: повесть / пер. с япон. С. Бережкова
  • Айзек Азимов. Как им было весело: рассказ / пер. с английского С. Бережкова
  • Акутагава Рюноскэ. Бататовая каша: новелла / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Акутагава Рюноскэ. В стране водяных: повесть / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Акутагава Рюноскэ. Нос: новелла / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Джером Биксби. Мы живём хорошо. Рассказ / пер. с англ. С. Бережкова
  • Фредерик Браун. Этаоин Шрдлу: рассказ / пер. с англ. С. Бережкова
  • Ватанабэ Д. Ненависть: Стихи / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Уильям Джекобс. Старые капитаны: новеллы / пер. с англ. С. Бережкова
  • Ихара Сайкаку. В женских покоях плотничать женщине: новелла / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Ихара Сайкаку. И барабан цел, и ответчик не в ответе: новелла / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Ихара Сайкаку. Подсчитали, прослезились бы, да некому: новелла / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Клемент Хол. Огненный цикл. Роман / пер. с англ. С. Бережкова, С. Победина
  • Клемент Хол. Экспедиция «Тяготение». Роман / пер. с англ. С. Бережкова
  • Кумуока И. Солидарность: Стихи / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Миёси Тору. Девушка для танцев / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Миямото Юрико. Блаженный Мияда: повесть / пер. с яп. А. Стругацкого
  • Морита К. Горняки: стихи / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Моррисон, Уильям. Мешок. Рассказ / пер. с англ. С. Бережкова
  • Нацумэ Сосэки. Ваш покорный слуга кот: повесть / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Нома Хироси. Зона пустоты: роман / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Андре Нортон. Саргассы в космосе. Повесть / пер. с англ. С. Бережкова, С. Витина
  • Санъютэй Энтё. Пионовый фонарь: повесть / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Сказание о Ёсицунэ: роман / пер. со старояпон. А. Стругацкого
  • Уиндем, Джон. День триффидов. Роман / пер. с англ. С. Бережкова
  • Уэда Акинари. Луна в тумане: новеллы / пер. с япон. Р. Зея, А. Стругацкого
  • Хотта Ёсиэ. Шестерни: повесть / пер. с япон. А. Стругацкого
  • Эмис Кингсли. Хемингуэй в космосе: рассказ / пер. с англ. С. Бережкова

Экранизации

  • 1965 — «Понедельник начинается в субботу» ЛенТВ (режиссёр А. Белинский, в ролях: В. Смирнов, Н. Слободская, О. Лянсберг, Л. Секирин, В. Костецкий, Р. Литвинов, В. Тыкке, М. Розанов, Д. Волосов, В. Арсентьев.)
  • 1977 — чехословацкое телевидение сняло мини-сериал по мотивам повести «Пикник на обочине» под названием Návštěva z Vesmíru (Визит из космоса). Сериал был разгромлен критикой и на данный момент о существовании каких-либо копий неизвестно.
  • 1979 — «Отель „У погибшего альпиниста“» (режиссёр Григорий Кроманов)
  • 1979 — «Сталкер» (режиссёр Андрей Тарковский)
  • 1981 — «Космические пришельцы» (реж. Алексей Соловьёв, сценарий Аркадий Стругацкий, Мариан Ткачёв)
  • 1982 — «Космические пришельцы 2» (реж. Алексей Соловьёв, сценарий Аркадий Стругацкий, Мариан Ткачёв, Алексей Соловьёв)
  • 1982 — «Чародеи» (реж. К. Бромберг)
  • 1983 — «Миллиард лет до конца света» (венг. Egymilliárd évvel a világvége előtt, реж. Ласло Феликс, сценарий Ласло Цетё Бернат, Петер Сентмихайи Сабо, Аркадий Стругацкий)
  • 1986 — «Письма мёртвого человека» (реж. К. Лопушанский, сценарий В. Рыбаков, К. Лопушанский, Б. Стругацкий)
  • 1986 — «За миллиард лет до конца света» ( фин. Miljardi vuotta ennen maailmanloppua, реж. Тапио Суоминен)
  • 1987 — «Малыш» — телефильм, театральная постановка Центрального детского театра
  • 1988 — «Дни затмения» (реж. А. Сокуров)
  • 1989 — «Трудно быть богом» (реж. П. Фляйшман)
  • 1990 — «Искушение Б.» (реж. А. Сиренко) по киноповести «Пять ложек эликсира»
  • 1994 — «Неназначенные встречи» (чеш. Nesmluvená setkání, реж. Ирена Павласкова) по повести «Малыш»
  • 1996 — «Перед концом света» (греч. Πριν το τέλος του κόσμου, реж. Panagiotis Maroulis, сценарий Panagiotis Maroulis, Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий)
  • 2006 — «Гадкие лебеди» (реж. К. Лопушанский)
  • 2009 — «Обитаемый остров» (реж. Ф. Бондарчук)
  • 2012 — «6» (реж. Тимур Шин, по мотивам «Пять ложек эликсира»)
  • 2012 — «Зона» (фин. Vyöhyke), независимая инди-киногруппа Pilman Radiant Pictures
  • 2013 — «Трудно быть богом» (реж. А. Герман-старший)
  • (?) — «Понедельник начинается в субботу» (продюсер Ю. Бахшиев, сценарий С. Лукьяненко)

Читати також


Вибір редакції
up