Призрачная повозка - шедевр шведского кинематографа
Фильм "Призрачная повозка" снят по произведению Сельмы Лагерлеф. Практически все критики считали его шедевром, за исключением Ж. Садуля, хотя и он отмечает точный синтаксис и классическое совершенство, присущие шведским фильмам психологической школы.
Режиссер показывает два мира: наш здешний, привычный и другой - параллельный земной, мир душ, где общаются Извозчик и душа Хольма. В конце концов, можно сказать, что в фильме пересекаются три мира. Третий - это мир прошлого, который возникает из воспоминаний героев "Призрачной повозки". И о всей истории, которая предшествовала этой особой новогодней ночи, мы узнаем именно через ретроспекции и возвращение в прошлое - совестливое, осуждающее, осмысленное. Это погружение в прошлое чередуется с действиями, происходящими в другом мире: посещение сестры Эдит, жены Хольма. Такое чередование создает определенный ритм, который завораживает зрителя. Эзотерические моменты приглушенные или туманом, словом, дымкой, что скрывает все тайны. Благодаря двойной экспозиции тележка всплывает и исчезает. Хотя этот прием теперь вытеснен, именно благодаря ему и тому ритму, в котором сменяют друг друга "миры", зритель узнает истинность своего бытия.
И в конце фильма действие продолжает развиваться в реальном мире, хотя мы ни на минуту не теряем с ним контакта, чувствуем и видим все, что там происходит. И сестра Эдит таки увидела душу Хольма на краткий миг перед смертью. Опять главные события будут происходить в реальном мире, но на этот раз, надеемся, они будут лучше, чем предыдущие.
Давид Хольм ненавидит людей и особенно свою семью. Он подстрекает людей к пьянству, специально кашляет всем в лицо, хотя и знает, что болен туберкулезом. Легко, с диким хохотом, он рвет куртку, которую сестра Эдит чинила всю ночь. Каждый раз, когда она пытается поговорить с ним, достучаться до его сердца, он отталкивает ее. А она не устает пробовать снова. Сестра Эдит символ самопожертвования. Даже в последний момент своей жизни она думает о чужой душе. И только таких смиренных, бесконечно добрых людей послушает и время, и смерть, и вечность. Извозчик выполняет ее просьбу увидеть Давида раз. Возможно, Давида спасло еще и то, что Кучер был его другом. Он стал виновником духовной и социальной деградации Давида, а когда умер и стал извозчиком смерти, принимая тяжелую кару за свои грехи, пожалуй, пожалел, что причинил зло Хольму, и спас его. В реальном мире о нем думала сестра Эдит, а на том свете - Извозчик. Он показывает все, что Давид делал в жизни и какие это имело тяжелые последствия: смерть Эдит, пьянство друзей. Его жена, не в силах больше бороться за себя и детей, в эту самую ночь решила покончить с собой. Но, к счастью, Хольм успел спасти ее: душа возвращается в тело, и уже обновленный Хольм мчится навстречу своей новой жизни. Спасая детей и жену, он спасает и себя.
Луи Деллюк писал о "Призрачной повозке": "В нем сливаются две тенденции в мощном ритме. Суровая поэзия смерти звучит на фоне смелой и захватывающей темы. Таинственный неощутимый экипаж, тени блестящие. Улица, море, кладбище впечатляют. И воскресение мертвых превосходит все другое. Какое мастерство и какое искусство!"
Валентина Погорилец