Лебединая песня И.Г. Песталоцци
Василевская Галина Николаевна,
преподаватель
Оскольский политехнический колледж
«Глаз хочет смотреть, ухо - слышать,
нога - ходить и рука - хватать.
Но также и сердце - верить и любить.
Ум хочет мыслить»
И.Г.Песталоцци
Вся теоретическая и практическая деятельность великого педагога была направлена на то, чтобы привлечь внимание прогрессивных сил общества к делу воспитания и образования широких народных масс. Его сердце, его жизнь были отданы заброшенным и нуждавшимся в помощи детям трудового народа. Этой цели он служил самоотреченно и бескорыстно более полувека, мучительно преодолевая свою нищету и бесправное положение.
Швейцария - родина Песталоцци. Генрих Песталоцци родился в Цюрихе в 1746 году. Его отец, врач, умер рано. Воспитывали мальчика мать и преданная служанка. Материальное положение семьи было тяжелым. Еще ребенком, наблюдая жизнь швейцарских крестьян, Песталоцци видел как жестоко угнетали их и дворяне - помещики, и владельцы мануфактур, раздававшие работу крестьянам на дом. Мальчик проникся убеждением, что «все зло из города», и заявлял: «Буду большим - стану помогать крестьянам».
Для современной научно-педагогической мысли наследие швейцарского ученого-педагога И.Г.Песталоцци представляет особый интерес. В научных и педагогических трудах И.Г.Песталоцци представлены основы педагогики, которые актуальны и в наше время. Принципы обучения и воспитания, выдвинутые педагогом, присущи современному процессу образования. Педагогическая концепция ученого представляет тесную взаимосвязь между различными видами воспитания, исследование их влияния друг на друга, идеи и воззрения, на которые они опираются.
Жизнь и деятельность знаменитого швейцарского педагога была насыщена как успехами, так и разочарованиями. Песталоцци, пройдя нелегкий путь, в конце своей жизни добился мирового признания. Примечательно, что у него даже не было педагогического образования.
Некоторые профессора высшей школы, в которой учился Песталоцци, широко знакомили молодежь с разного рода философской и политической литературой. Еще 17-летним юношей Песталоцци прочел «Эмиля» Руссо, Появление «Общественного двора» Руссо произвели на Песталоцци сильнейшее впечатление и укрепило его убеждение в необходимости служить народу, Молодые цюрихцы, в том числе и Песталоцци, организовали полулегальный кружок. На собраниях этого кружка обсуждались вопросы истории политики, морали, проблемы воспитания нового человека в духе Руссо. Вскоре кружок был закрыт городскими властями, а юный Песталоцци в числе других был ненадолго арестован.
Его стремление обучать детей из малообеспеченных семей вызвано, прежде всего, нищетой и страданиями, царившими вокруг. Крестьянские дети вызывали у него жалость и желание помочь. Песталоцци видел выход из бедности народа в его образовании. Он так же осознавал, что государство в данный период не может осуществить повсеместное строительство народных школ. Попыткой самостоятельно решить данную проблему было создание школы для крестьянских детей в имении Нойгоф. Однако местные крестьяне оказались не готовыми воспринять идеи молодого преподавателя. Как только их дети на ремесленных работах зарабатывали себе на приличную одежду, они забирали их из школы. Учреждения приходилось закрывать.
Однако, если крестьянство не смогло оценить идеи швейцарского педагога, то в полной мере это сделало государство. Оно помогает ему открыть образовательные учреждения в Станце, затем и в Ивердоне, где его деятельность обрела признание и мировую известность.
За годы исканий в свет выходят такие труды педагога, как «Досуги отшельника», «Лингарт и Гертруда. Книга для народа», «Как Гертруда учит своих детей», и, наконец, главный труд его жизни «Лебединая песня», которая была написана в конце жизни. В этом труде собраны все итоги и выводы, основанные на длительной педагогической практике.
Произведение раскрывает идеи как нравственного, так и умственного воспитания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга. Умственное воспитание не может обходиться без воспитания души, потому как любое знание должно приносить благо, а для этого необходимо знать, что это. Это утверждение одновременно просто и как никогда актуально во все времена, особенно в XXI веке, который полон разрушительных технологий. Порой, гонясь за техническим прогрессом, человечество не всегда осознает, какой урон может привнести в наш мир то или иное изобретение.
По мнению Песталоцци, и нравственное, и умственное воспитание, прежде всего, должны опираться на физические силы ученика. Если у него нет к чему-либо способностей, то стоит ставить перед ним достигаемые цели, чтобы не отбить желание учиться и не прививать отвращения к процессу обучения. Все занятия должны приносить положительный заряд эмоций, побуждать желание к мыслительной деятельности. То, что положительные эмоции вызывают улучшение памяти, скорости и качества выполнения заданий, можно найти в любом современном учебнике по педагогике, психологии, физиологии. Это был прорыв в теоретической и практической педагогике начала XIX века, скованного жесткой дисциплиной и авторитарным стилем преподавания.
В «Лебединой песне» четко описывается работа по осуществлению обучения через методы развития речи и преподавания элементов формы и числа. Очевидно, что он считал развитие речи основой всего обучения, основой развития мышления. По мнению Песталоцци, элементы формы и числа были в целом основой математики. Таким образом, педагог считал формирование элементарных математических представлений важнейшим составляющим развития мышления у детей. Педагог выступал за максимальное упрощение средств обучения: «От более легкого к более трудному; шагая в ногу с ростом сил воспитанника» - основное правило, которым должен руководствоваться учитель.
Основу мышления и суждения Песталоцци видел в наблюдении. Естественным он так же считал развитие наблюдения через речь. Однако наблюдение должно соответствовать некоторым параметрам: оно должно быть целесообразно, систематизировано, обоснованно.
В результате сделанных наблюдений Песталоцци высказывает убеждение в том, что та или иная работа сама по себе не делает человека ни нравственным, ни безнравственным. Свое положительное педагогическое воздействие труд может оказать лишь только в том случае, если твердо поставить себе первой конечной целью воспитательные задачи. Так он приходит к необычайно ценному в теоретическом и практическом отношении выводу о том, что детский труд может дать должный педагогический эффект, если он правильно организован, умело и последовательно используется в воспитательных целях.
Песталоцци считал необходимым обучение основам арифметики – изучение числа и формы. Через внешние формы ученики должны познать их внутреннюю суть. Он понимал, что детям зачастую присуще механическое запоминание материала, что не ведет к умственному развитию. Развитие абстрактного мышления он видел в необходимости позволять детям сопоставлять, сравнивать и различать. Данный механизм можно представить следующим образом: сравнивая два предмета, дети видят разницу между ними, затем они могут их сравнить, а потом и выделить из множества других. При такой последовательности изучения материала познаются свойства предметов, то есть – их суть.
Целостная педагогическая концепция, изложенная в «Лебединой песне», представляется нам в виде взаимосвязи всех видов обучения и воспитания, методов и средств обучения, элементов и составляющих процесса обучения.
Демократ Песталоцци высказывает в своем заключительном труде пламенную надежду, что реализация идеи элементарного образования не только даст возможность трудящимся осознать свое человеческое достоинство, почувствовать уверенность в своих силах и направить их на то, чтобы оказать помощь самим себе, но и приведет к тому, что будут заложены прочные основы народного благополучия и национальной культуры.
Песталоцци существенно обогатил положения прогрессивной педагогики о факторах формирования личности и гармоническом развитии всех сил и способностей человека.
Им впервые была поставлена задача психологизировать обучение, т. е. построить его тем естественным путем, которым пользуется сама природа для развития человеческого ума. Процесс обучения, согласно его требованиям, должен строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, для чего следует глубоко изучать детскую психологию. Соответственно указывалось: «Мой первый принцип заключается в том, что мы лишь в той мере можем хорошо воспитывать ребенка, в какой знаем, что он чувствует, к чему способен, чего он хочет». Такой подход был глубоко демократичен.
Песталоцци более широко, чем его предшественники, раскрывает сущность принципа наглядности. Он наполняет его новым содержанием, рассматривая наглядность как фундамент для осуществления всестороннего развития ребенка. Трактуемое таким образом природосообразное обучение Песталоцци требует сделать достоянием всех детей без исключения.
Песталоцци умер в 1827 году в своем имении. На зените своей славы у него в гостях в Ивердонском институте побывало множество выдающихся людей того времени: немецкий философ И.Г. Фихте, ученый К. Риттер, И. Тургенев, педагог А. Белл, Р.Оуэн, писательница мадам де Сталь. Он встречался с Наполеоном, был удостоен аудиенции Александра I, который наградил педагога Орденом Владимира и профинансировал издание первого многотомника сочинений просветителя.
Одним из самых значимых проявлений признания педагогических достижений Песталоцци была награда Законодательного собрания революционной Франции – диплом почетного гражданина Франции, врученный ему 26 августа 1792 года.
Память о выдающемся педагоге жива до сих пор. В 1960 году в Швейцарии торжественно открылась «Детская деревня Песталоцци», которая функционирует до сих пор и является ярким примером неугасающей памяти выдающегося ученого-педагога и просветителя.
Литература:
1. Лещинский В.И. Лаврикова Г.В. Заварзина Л.Э. Образование: история и современность. – Воронеж, 1999.-306 с.
2. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: В 2-х т. – М., 1981.-280 с.
3. Пинкевич А.П., Медынский Е.Н. Иоганн Генрих Песталоцци: Его жизнь, учения и влияние на русскую педагогику. – М., 1927.-340 с.
4. [Электронный ресурс]: http://uchitel76.ru/osnovnye-idei
5. [Электронный ресурс]: http://www.greatmind.info/biograph.php