08.03.2019
Алексей Хвостенко
eye 1703

Биография Алексея Хвостенко

Алексей Львович Хвостенко. Подробная биография. Читать онлайн

Алексе́й Льво́вич Хвосте́нко (известный как Хвост) родился 14 ноября 1940 года в Свердловске, спустя неделю после очередной годовщины Октябрьской революции. Его дед – горный инженер и оперный певец Василий Хвостенко, эмигрировавший ещё до революции вернулся в Россию из Англии в тридцатые с сыном Львом и довольно скоро стал профессором одного из ВУЗов Свердловска. Тайком бабка Алексея показывала афиши с выступлений Василия Хвостенко в Нью-Йорке, Париже, Лондоне. По её рассказам Василий Васильевич был дружен с Шаляпиным и являлся его большим поклонником. Своими выступлениями он вполне мог прокормить семейство.

Его расстреляли в конце тридцатых как врага народа. Отец Алексея — переводчик Лев Васильевич Хвостенко (1915—1959). Мать — Ирина Ивановна Хвостенко (дев. Бояркина; 1916—1987), оставила Льва Васильевича в 1946 году, когда Алексею было шесть лет, и отец с сыном переехали в Ленинград.

Лев Васильевич отдал сына в привилегированную английскую школу «на Фонтанке», которую он и закончил. Отец Алёши проживёт недолго – в 1959 году его не станет. Алексею тогда было всего девятнадцать. Позже он запишет несколько песен на стихи отца – и свои («Вор») и переводные (старинная английская баллада «Стоят цыгане у ворот»).

Уже сиротой Алексей продолжает учиться, поступив в Высшую школу искусств.

Вообще в начале 60-х годов он пытался учиться в нескольких ВУЗах – Мухинском училище, Институте им. Герцена, а затем пошел учиться режиссерскому мастерству в ЛГИТМиК, к знаменитому режиссеру и художнику Николаю Акимову. Когда, позже, он серьёзно займётся живописью, то будет вспоминать, что первый и единственный урок рисования в жизни ему дал монгол из ленинградской Академии художеств, зарисовывавший бюст Маяковского.

Перед театральным институтом Хвост увлекается битниками, Поллоком и поп-артом, читает Гинзберга и Керуака. Подобно многим молодым питерцам Хвостенко зовёт себя битником, разгуливая в рванье с нечесаными, грязными волосами.

Алексей Хвостенко стал одним из завсегдатаев легендарного кафе "Сайгон", где позже собирался цвет питерского рока, а в 60-е назначали встречи поэты и философы. Там он познакомился с Анри Волхонским, который стал его другом и соавтором на долгие годы.

В начале-середине шестидесятых у Хвостенко обостряются проблемы с работой. То есть он как бы уже нигде и не учится, но работает лишь на «левых» заработках – то мыловаром в прачечной, которую он таки залил мылом, то конюхом на кухне зоопарка – развозит еду по клеткам на хромом коне Цыгане, запихивая её в пасти животных, а то – фотографом в Крыму на пляже.

Деньги пропивал в Коктебеле, на «Киселёвке» - даче, где жил художник Юра Киселёв, иногда – пел в доме Волошина. К Киселёву приезжали все кто угодно – помогали дом достраивать. Сам Хвост больше спаивал гостей. Кончилось всё это зимним пожаром, и «киселёвка» - сгорела.

В 1963 году Хвост создаёт Верпу – небольшое литобъединение, получившее название по маленькому якорю и музе. Девиз Верпы «Каждый делает что хочет» он берёт из «Телемского аббатства» Рабле.

Чуть раньше, чем Бродского его судят за тунеядство. Бродский ходит просить за Хвоста. В то время по Питеру расходятся фельетоны о тунеядцах Ентине, Роме Каплане, Бродском и Хвосте.

Когда Хвоста в первый раз арестовали – он писал, стихи и готовился к поступлению. Затем его арестовывали ещё два раза, но не судили, а сразу сажали. Первый раз на месяц упекли в Пряжку – на койку Бродского. Дальше – хуже. Полгода он провёл в Ленобласти, в психбольнице на инсулиновой шокотерапии.

В 1965 в самиздате он публикует свою первую книжку стихов - «Подозритель», а в 1966 году входит в группу хеленкутов.

В 1968 году Хвостенко переезжает в Москву, становясь активным деятелем столичного художественного андеграунда. Создает минималистскую поэму «Я живу в Измайловском зверинце». Пишет картины, сочиняет и подпольно публикует стихи и песни. В сотрудничестве с Анри Волохонским создал и исполнял ряд песен, ставших известными, в частности «Город золотой» и «Орландина». В 1972 г. появляется, пожалуй, самая известная песня, которую довелось петь Хвосту – «Над небом голубым» или «Рай», впоследствии перепетая БГ в «Ассе» Соловьёва. Музыка была взята с пластинки Вавилова «Лютневая музыка XVI – XVII вв.».

В 1977 г. его ставят перед выбором – высылка или арест и он выезжает в Париж. Во Франции с Владимиром Марамзиным Хвост издаёт журнал «Эхо». И в России и во Франции Хвост жил примерно одинаково – играл и пел, не мешал никому.

Во Франции Хвост отдаётся творчество – скульптура, живопись, реклама, выставки в сквотах – нелегальных «коммунах» богемы в заброшенных помещениях. На рю Жюль-етт Додю, рю Бобиньи и на Гранже он ставит спектакли, в частности – превращённую им в оперетту пьесу «На дне», где он играл роль Луки. Сквотов пришлось сменить около пяти, пока Хвост – уже легально – не осел в Симпозионе. В 70-х Хвост несколько месяцев жил в Израиле, у Миши Гробмана. Когда ему захотелось обратно в Париж, ему сделали концерт в «Цавта» он собрал денег на билет, и полетел в Париж через Лондон. В Лондоне задержался на два года – подружился с русской и записал «Прощание со степью».

В 1981 году в Лондоне Алексей Хвостенко записал альбом «Последняя малина», запись прошла с двумя парижскими цыганами: Паскалем де Люшеком и Андреем Шестопаловым. В 1989 году снимается вместе с группой «Митьки» в фильме «Митьки в Париже». Вместе с Владимиром Толстым, Константином Кедровым и Игорем Холиным участвует в фестивале авангарда в Тарасконе (сб. «Транстарасконщина» Вивризм Париж, 1989). В 1991 году в Москве и в Париже выходит сборник «Чёрный квадрат» (Константин Кедров, Генрих Сапгир, Алексей Хвостенко, Слава Лён; с предисловием К. Кедрова).

Был знаком и дружен со многими талантливыми людьми, поэтами, артистами, музыкантами и писателями, живущими в Париже, в том числе выше упомянутыми Иосифом Бродским, Анри Волохонским, Владимиром Аллоем, Виталием Амурским, Жанной Астер.

Ставил перформансы, выступал с концертами.

В Россию он - поначалу виртуально - вернулся лишь после того, как в 1989 заглянул на концерт в парижский клуб "Locomotive", где в тот вечер выступали советские группы КИНО, ЗВУКИ МУ и АУКЦЫОН. С лёгкой руки последних Алексей Хвостенко и был "открыт" для новых поколений российских слушателей. В декабре 1990 он - впервые после долгого перерыва - вернулся в Питер и дал серию концертов в сопровождении музыкантов АУКЦЫОНА (один из них позднее был издан под названием "Верпования"), а в 1992 записал ставший настоящей сенсацией альбом "Чайник вина", песни из которого моментально стали хитами. Помимо АУКЦЫОНА песни Хвоста пели и другие исполнители, но наибольший успех из них имела "Орландина" в исполнении девичьей вокальной группы КОЛИБРИ. (Кстати, с 2002 по 2005 в Питере существовал одноименный клуб, названный именно в честь этой песни. Однажды Хвостенко даже довелось выступить на его сцене.)

Примерно в то же время в Париже был записан экспериментальный джазовый альбом "Говорящие птички", на котором с Хвостенко играли Алексей Давшан и Камиль Чалаев (экс-ДИССОНАНС, РОК-АТЕЛЬЕ и пр.), а также альбом городских романсов, вышедший лишь в 2004.

С лёгкой руки лидера АУКЦЫОНА Леонида Фёдорова сотрудничество его группы и парижского изгнанника продолжалось и дальше: так в 1995 в Питере был записан их второй совместный альбом - на этот раз, в его основу легли отобранные Хвостом тексты великого экспериментатора и реформатора языка, поэта Велимира Хлебникова, а в записи участвовал давно живущий на Западе джазовый саксофонист и флейтист Анатолий Герасимов.

Во второй половине 90-х Хвостенко продолжал заниматься литературой и вернулся к опытам со скульптурой. Помимо того, он стал вице-президентом Ассоциации русских художников во Франции, а также возглавлял собственный клуб "Symposion", в котором выступали многие российские, экс-российские и западные музыканты. За эти годы в Питере и Москве вышло несколько работ Хвоста разных лет. Осенью 1997, будучи в Нью-Йорке, Хвост записал новый альбом "Завтра потом".

После второго долгого перерыва (в ноябре 2000 планировалось празднование 60-летия Хвоста в Питере, которое так и не состоялось) Алексей Хвостенко вернулся на родину лишь в 2003, когда он выступал дуэтом с гитаристом Алексеем Батусовым в Питере, Москве и Саратове. В апреле 2004 Хвост - с лёгкой руки звукорежиссёра Андрея Тропилло - с триумфом выступил на VIII фестивале "S.K.I.F." в питерском Балтийском Доме в сопровождении группы из Иванова DEГЕНЕРАТОРS, позже начал работу над новым студийным альбомом под рабочим названием "Рай" (с ними же), всё это время курсируя между двумя столицами, занимаясь подготовкой и проведением разнообразных художественных проектов.

В апреле 2004 г. указом Президента РФ Хвосту вернули гражданство, а в ноябре того же года в московской больнице № 61 он обрёл вечный покой и могилу. Алексей Хвостенко умер от пневмонии и сердечной недостаточности во сне 30 ноября 2004 года. Похоронен под Москвой, на Перепечинском кладбище (19 участок, могила 7525).

Дискография

  • 1982 — Прощанье со степью
  • 1990 — Парижские сейшена
  • 1992 — Чайник вина (Хвост и Аукцыон)
  • 1995 — Жилец вершин (Хвост и Аукцыон)
  • 1995 — Опыт постороннего творческого процесса (Хвост и Аукцыон)
  • 1995 — Париж — Санкт-Петербург (Хвост — Герасимов — Аукцыон)
  • 1997 — Ночные фонарики (или Хвост от Кузьмы) (Основная часть песен записана в 1981 г. Переиздан в 2004 году в оригинальном виде под названием Последняя малина)
  • 1998 — Говорящие птички (Хвост, Давшан и Камиль)
  • 2000 — Три песни старца/Полихронион (Алексей Хвостенко, Камиль Чалаев, Анри Волохонский)
  • 2001 — Завтра потоп (Хвост и Герасимов)
  • 2001 — Верпования (запись выступления 1992 года, с «Аукцыоном»)(Manchester files/Bomba-Piter inc.)
  • 2002 — Репетиция (Manchester files/Bomba-Piter inc.)
  • 2004 — могила-live (Хвост и deГенераторс)
  • 2004 — Вода и пена (Khvosst & Вадим Михайлюк)
  • 2004 — Последняя малина (записано в августе 1981 г. в Лондоне)
  • 2005 — Хвост и Рекшан на Монмартре. Квартирник у Кирилла и Анны (Хвост и Рекшан)
  • 2008 — Сноп снов (Волохонский, Хвостенко, Фёдоров, Волков)
  • 2014 — Скорпион

Читати також


Вибір редакції
up