Образ князя Серебряного в одноименном романе А. К. Толстого

Алексей Толстой. Критика. Образ князя Серебряного в одноименном романе А. К. Толстого

А.В.Чигринцева

В современном литературоведении до сих пор не утихают споры относительно главного героя сочинения А.К.Толстого «Князь Серебряный». С помощью художественного текста автор статьи стремился определить особенности этого образа, выяснить его направленность. При проведении исследования было установлено: Никита Серебряный выступал в романе олицетворением нравственных человеческих начал, писатель связывал с ним патриотическое содержание своего произведения. Данный образ явился воплощением основной идеи романа А.К.Толстого «Князь Серебряный», несущей глубокий антисамодержавный смысл.

Ключевые слова: текст, образ, роман, идея, антисамодержавный смысл.

Чигринцева А.В.

Образ князя Срібного у одноіменному романі О.К. Толстого

У сучасному літературознавстві все ще не затихають сперечання відносно головного героя твору О.К.Толстого «Князь Срібній». За допомогою матеріалу художнього текста автор статті намагався з’ясувати особливості цього образу, визначити його направлення. У наслідку проведеного дослідження було встановлено: Микита Срібний виступав у названому романі уособленням моральних людських якостей, письменник пов’язував з цим персонажем патріотичний зміст свого твору. Розглянутий образ виявився втіленням основної ідеї роману О.К. Толстого «Князь Срібний», мавшей глибокий антисамодержавний зміст.

Ключові слова: текст, образ, роман, ідея, антисамодержавний зміст.

Chigrintseva A.V.

Prince Serebryany’s image in the novel of the same name by A.K. Tolstoy

In modern literature studying there are still arguments as for the main character of A.K. Tolstoy’s work «Prince Serebryany». With the help of belles - lettres text the author of the article tries to determine peculiarities of this character to find out its trend. During carrying out the investigation it was determined that Nikita Serebryany appeared in the novel as an embodiment of moral principles, the writer connected with him a patriotic contents of this work of literature. A given character is an embodiment of the main conception of A.K. Tolstoy’s novel «Prince Serebryany» which contains a deep antiautocracy sense.

Key words: text, character, novel, conception, antiautocracy sense.

Из заглавия произведения А.К.Толстого следует, что его главный герой – князь Никита Романович Серебряный.

Этот образ вызывал интерес многих исследователей. Однако их оценки нередко носили противоположный характер. Согласно В.И Корецкому, при обрисовке Серебряного писатель «использует приемы внешних характеристик и не дает глубокого психологического развития образа»[1,342]. О высокой гражданственности поступков князя писал Г.И. Стафеев [2,199]. И.Г. Ямпольский считал, что мировоззрение героя выдает в нем человека XIX, а не XVI столетия[3,38]. По словам Ю.Г. Русаковой, в данном образе отразился «нравственный идеал Толстого» [4,424].

Несмотря на ряд интересных замечаний, этот вопрос все еще недостаточно исследован в литературоведении. Данным обстоятельством и объясняется необходимость в настоящей статье, цель которой – подробное рассмотрение особенностей образа князя Серебряного в одноименном романе А.К.Толстого.

В основе конфликта романа лежит столкновение преступной деспотии Ивана Грозного с гуманистическим началом в лице князя Серебряного. Взаимоотношения с царем играют первоочередную роль в показе внутреннего мира героя, раскрываемого автором по ходу всего повествования.

Отличительными чертами князя были «простосердечие и откровенность». Не умея хитрить, он срывает переговоры с королем Жигимонтом, тем самым не выполнив своей дипломатической миссии. И только приказ Иоанна возобновить военные действия с литовцами спасает Серебряного от опалы.

Ту же черту характера Никита Романович проявляет при первом столкновении с новыми порядками в деревне Медведевке. Князь вступает в бой с опричниками, не веря, что они «по царскому указу душегубствуют». Заступившись за крестьян, Серебряный не пытается укрыться от монаршего гнева. «Нечестно русскому боярину прятаться от царя своего», - говорит он и едет в Александрову слободу. В своих действиях Никита Романович руководствуется соображением, согласно которому «Жизнь наша в руке божией… Не пригоже стараться продлить ее хитростью боле, чем богу угодно»[5,200].

Ослепленный подозрительностью, Грозный берет с князя обещание во всем повиноваться царской воле. Серебряный остается верен своему слову. Попав в тюрьму, он отказывается от предложения атамана станичников спастись бегством. Вначале в груди князя «запылала радость», «он вспрянул с земли, уже готов был следовать за Перстнем, как вдруг вспомнил данную царю клятву, и кровь его отхлынула к сердцу.

– Не могу! – сказал он, – не могу идти за тобою. Я обещал царю не выходить из его воли и ожидать, где бы я ни был, суда его!»[5,319].

Иоанн IV испытывает к князю двойственные чувства. С одной стороны, Грозному ясно, что Серебряный никогда не выступал против него преднамеренно. Однако Иоанн осознает, что князь не оставался в стороне, сталкиваясь с той или иной несправедливостью царя. Не сомневаясь в правоте своих действий, Грозный дважды выносит Серебряному смертный приговор: Иоанн IV был искренне проникнут сознанием собственной непогрешимости, верил в божественное начало своей власти и охранял ее от всех посторонних посягательств. Посягательством же царю казалось «всякое, даже молчаливое осуждение». Вместе с тем он испытывает невольное уважение, видя «неподкупное прямодушие» и неспособность князя преследовать личные выгоды. Стремясь приблизить боярина, Грозный предлагает ему место своего оружничего: «Никита, у тебя сердце правдивое, язык твой не знает лукавства; таких-то слуг мне и надо»[5,419]. Однако князь не только отвергает предложение Иоанна вписаться в опричнину, но просит не зачислять в царское войско станичников. Отдавая отчет, к каким последствиям может привести его откровенность, Серебряный смело заявляет Грозному, что станичники «…правда, люди худые, а всё же лучше твоих кромешников!»[5,415].

Князь не хочет идти по пути измены, но и произволу царя-тирана служить не намерен: « – Кабы не был он царь, … я знал бы, что мне делать; а теперь ничего в толк не возьму; на него идти бог не велит, а с ним мыслить мне невмочь; хоть он меня на клочья разорви, с опричниной хлеба-соли не поведу!» [5,409]. Серебряный не может найти себя в обществе, где господствует самодержавный деспотизм. Тем самым он перекликается с борцами за демократию, ставшими лишними в царстве Александра ІІ. Это придавало роману «Князь Серебряный» оппозиционный характер по отношению к существующей в России монархической форме государственного правления.

Никита Романович горячо любит родину, он настоящий патриот своей страны. Когда Серебряный узнает о вторжении татарского войска хана Шахмата, он становится во главе станичников и ведет их защищать русские земли. Даже фаворит Иоанна Басманов, известный своей циничностью, отмечает доблесть князя. В ответ на презрение «царской Федоре» опричник заявляет: «… кабы на меня кто другой так посмотрел, я, видит бог, не спустил бы ему, но с тобой ссориться не хочу; больно хорошо татар рубишь!»[5,354]. Для изображения патриотических чувств героя Толстой использует пейзажную зарисовку: «Весело было теперь князю и легко на сердце возвращаться на родину. День был светлый, солнечный, один из тех дней, когда вся природа дышит чем-то праздничным, цветы кажутся ярче, небо голубее, вдали прозрачными струями зыблется воздух, и человеку делается так легко, как будто бы душа его сама перешла в природу, и трепещет на каждом листе, и качается на каждой былинке.

Светел был июньский день, но князю, после пятилетнего пребывания в Литве, он казался еще светлее. От полей и лесов так и веяло Русью»[5,164].

Очень ярко сила и отвага героя проиллюстрирована А.К.Толстым в 14 главе романа, повествующей о похищении царевича Иоанна. Для описания этих событий писатель воспользовался народной песней, опубликованной в сборнике И.П. Сахарова «Песни русского народа» (1838-1839) «Когда зачиналась каменна Москва» (другой, наиболее известный вариант – «Гнев Грозного на сына»). Эта песня дает представление о народном понимании политической жизни на Руси 1560-1570 годов. Как отмечал Б.Н. Путилов, «Эпоха правления Ивана IV раскрывается здесь через картины жестоких дел опричнины, … преследований людей по первому наговору, через повествование о драматических коллизиях, определяющих отношения даже в царской семье»[6,197]. В песне приводится вымышленная история о нападении на царевича Малюты с отрядом опричников. «Поплечник государев» похищает царевича Иоанна и везет на Поганую Лужу, чтобы там расправиться с ним. Однако об этом узнает боярин Никита Романович Захарьин и вовремя останавливает Скуратова-Бельского:

Никита Романыч…
Садится на лошадь водовозную,
Скоро скачет на болото жидкое,
Что на ту ли Лужу Поганую.
Он ударил Малюту по щеке:
«Ты, Малюта, Малюта Скурлатович!
Не за свой ты кус принимаешься,
Ты этим кусом подавишься!...»[5,255]

Не ограничиваясь простой цитацией, Толстой органически вплетает текст песни в ткань произведения, значительно расширив этот эпизод. В былинно-сказочном стиле он строит из него целую сцену, используя гиперболизированные сравнения и постоянные эпитеты русского эпоса: «Но князь уже вскочил и полетел в погоню за Малютой…

Торопит Малюта опричников, серчает на коней, бьет их плетью по крутым бедрам.

Вдруг слышит Малюта за собою:

– Стой, Григорий Лукъяныч! Серебряный был у Скуратова за плечами. Не выдал его старый конь водовозный.

– Стой, Малюта! – повторил Серебряный и, нагнав Скуратова, ударилего в щеку рукою могучею.

Силен был удар Никиты Романыча. Раздалася пощечина, словно выстрел пищальный; загудел сыр-бор, посыпались листья, бросились звери со всех ног в чащу; вылетели из дупел пучеглазые совы…»[5,254–256]. Во время боя с опричниками князь не думает о том, что может погибнуть. Он сокрушается о том, что «придется живот положить, не спася царевича». Князь ни на минуту не оставляет Иоанна и «заслоняет его собою». Воспроизведение событий песни в романе, а также совпадение имени и отчества героя А.К. Толстого дает нам все основания предполагать, что прототипом князя Серебряного явился живший во времена Ивана Грозного боярин Захарьин-Юрьев. И.Г. Ямпольский писал по этому поводу: «Личность Захарьина издавна привлекала к себе симпатии Толстого; черты его отразились отчасти в образе главного героя романа “Князь Серебряный” »[7,671].

Серебряный – человек, который не терпит несправедливости. «Благородство, дышащее в каждой черте его», делает очень привлекательным образ князя. В связи с этим очень интересен эпизод о поимке татарина в главе 24. Станичники хотели убить пленного, но Серебряному удается это предотвратить. Расспросив татарина о расположении войск противника, князь велит взять его с собой. Обращает на себя внимание приказ, отданный им станичникам, как нельзя лучше характеризующий гуманную натуру Серебряного: «Теперь перекусите, братцы, накормите татарина, да тотчас и в поход!»[5,341].

Желая подчеркнуть достоинства персонажа, Толстой ставит Серебряного в один ряд с юродивыми, издавна почитавшимися на Руси вестниками небесной воли. При встрече с Никитой Василий Блаженный так говорит о нем: «Ты мне брат!... я тотчас узнал тебя. Ты такой же блаженный, как и я. И ума-то у тебя не боле моего, а то бы ты сюда не приехал. Я все твое сердце вижу. У тебя там чисто, чисто, одна голая правда; мы с тобой оба юродивые!»[5,186]. Зная, что Елена, невеста Серебряного, вышла замуж за Морозова, блаженный не хочет помогать ему найти боярина. Он отказывается отвечать на вопрос князя, где живет Дружина Андреевич, мотивируя тем, что не хочет посылать Никиту на «недоброе дело». Серебряный все-таки находит Морозова, жестоко раскаиваясь об этом впоследствии. В данном случае автором был использован прием художественного предварения – предупреждение блаженного подготавливает развитие дальнейших событий в романе.

Встретив Елену в доме Морозова, Серебряный не верит своим глазам. Князь часто вспоминал любимую на чужбине, ее нежный голос не заглушил «ни стук мечей, ни гром литовских пищалей». «Светлый, как солнце, образ Елены» является Серебряному, когда он освобождается из царского плена. Известие о ее замужестве побуждает Никиту Романовича оставить боярыню.

Но услышав исповедь любимой, «жалость зашевелилась в его сердце», и князь простил Елену: «Боярыня, … видно на то была воля божия… и ты не так виновата… я не кляну тебя, … видит бог, я по-прежнему люблю тебя!»[5,192].

Узнав о намерении Серебряного ехать к царю после происшествия в Медведевке, Елена хочет уговорить его остаться в доме Морозова. Неподдельное горе любимой глубоко трогает князя, он старается утешить боярыню: «Елена, прости! … прости, душа, радость дней моих! Уйми свои слезы, бог милостив, авось еще увидимся!»[5,202]. «Сердце Серебряного надрывалось», он колебался. Однако чувство долга побуждает князя уехать: «Нет, – подумал он, – да будет мне стыдно, если я хотя мыслию оскорблю друга отца моего! Один бесчестный платит за хлеб-соль обманом, один трус бежит от смерти!»[5,201].

Елена предпочла Серебряному боярина Морозова. Несмотря на это, узнав о нападении опричников, князь стремится спасти не только любимую, но и человека, которому она принадлежит по праву. Ни секунды не колеблясь, Никита первым вступает в бой и пытается предупредить боярина: «Дружина Андреич! – раздался голос [Серебряного – А.Ч.] снизу, – измена! Предательство! Опричники врываются к жене твоей! Остерегись, Дружина Андреич!» [5,274].

Последняя сцена, в которой мы видим Серебряного, – его прощание с любимой. Расставаясь с князем, Елена объясняет свой уход в монастырь смертью мужа. Боярыня называет себя виновницей его гибели, поэтому считает, что они с Серебряным «не могли быть счастливы». Известие о том, что Елена «отошла от мира», явилось страшным потрясением для князя. «Черты Никиты Романыча так изменились», он стал «так бледен», что даже стремянный Михеич не узнает его. Князя охватывает отчаянье, он понимает, что любимая потеряна для него навсегда. Трагическая тональность сцены подчеркивается писателем при помощи риторического вопроса и риторических восклицаний героя: «Зачем, – сказал с мрачным видом Серебряный, – зачем не сложил я голову на татарскую саблю! Зачем не казнил меня царь, когда я ему повинную принес! Что мне теперь осталось на свете?»[5,430].

Однако именно Елена возвращает князю утраченные душевные силы. Любимая женщина призывает Серебряного служить родине, защищая ее от врагов Русской земли. Признавая правоту Елены, князь прощается с ней и уезжает в сторожевой полк. Несмотря на «всю тяжесть своего несчастия», Серебряный осознавал, что «…среди мрачных дум, среди самой безнадежности светило ему, как дальняя заря, одно утешительное чувство. То было сознание, что он в жизни исполнил долг свой, насколько позволило ему умение, что он шел прямой дорогой [выделено нами – А.Ч.] и ни разу не уклонился от нее умышленно. Драгоценное чувство, которое, среди скорби и бед, как неотъемлемое сокровище, живет в сердце честного человека и пред которым все блага мира, все, что составляет цель людских стремлений, –есть прах и ничто!»[5,432].

Таким образом, можно сделать вывод: движущим центром является в романе сильная личность, способная противостоять самодержавной тирании. Решение данного вопроса было реализовано в образе Никиты Серебряного. Герой А.К.Толстого – благородный человек, настоящий патриот своей родины. Писатель изобразил в нем непримиримого борца за вечные ценности – независимость и справедливость.

Литература

  1. Корецкий В.И. Опричнина и роман А.К.Толстого «Князь Серебряный»// Толстой А.К. «Князь Серебряный». – М.,1959. – С.328 – 344.
  2. Стафеев Г.И. Сердце полно вдохновенья. Жизнь и творчество А.К.Толстого. – Тула,1973. – 320с.
  3. Ямпольский И.Г. А.К.Толстой// Толстой А.К. Собрание сочинений: в 4т. Т.1. – М.,1963. – С. 5 – 52.
  4. Русакова Ю.Г. «И вот миновалися годы…»// Толстой А.К. Избранные произведения. – М.,1988. – С. 423 – 428.
  5. Толстой А.К. Собрание сочинений: в 4т. Т.3. – М.,1964. – 599с.
  6. Путилов Б.Н. Русский историко-песенный фольклор XIII-XVI веков .– М. – Л.,1960. – 300с.
  7. Ямпольский И.Г. Примечания// Толстой А.К. Собрание сочинений: в 4т. Т.2. – М.,1963. – С. 663-694.

Читати також


Вибір читачів
up