Анонимность как приём выразительности А. Арто
М. В. Логинова, Н. И. Прохорова
Аннотация. На материале исследования текстов А. Арто «Тараумара» анонимность рассматривается как способ молчания автора о себе самом. Анонимность раскрывается в качестве приема выразительности, усиливающего воздействие текстов «Тараумара». Данный прием органичен для эстетической концепции художника, что позволяет сделать вывод о целостности его жизнетворчества.
Ключевые слова: анонимность, выразительность, жизнетворчество, молчание, философия искусства, А. Арто.
Введение. Становлению неклассического мировоззрения способствовало обращение постмодернистских философов к художественным практикам творцов ХХ в. Для постмодернистской эстетики в искусстве уже все исчерпано, остается лишь читать его тексты, открывая их заново через анализ структурных единиц [1, с. 127]. Идеи Арто вызвали интерес у М. Фуко, Ж. Делеза во многом по причине их неоднозначности, противоречивости. Парадоксальность жизнетворчества Арто не поддается структурированию, упорядочению, что приводит к новым попыткам истолкования его замыслов.
Эстетика ХХ века развивалась под знаком парадокса, свидетельствующего о глобальных метаморфозах культуры [1, с. 124]. К настоящему моменту выявлен парадокс в наличии двух взаимообусловленных векторов.
Первым из них является стремление к апофатическому, присущее многим художественным практикам ХХ в. Исследование апофатики в современной философии и культуре проводится в ряде работ [2, 3].
Второй вектор может быть обозначен как желание творцов культуры максимально сблизить текст художественного произведения с тканью самой жизни. Эта общая тенденция, характерная для художественных исканий Запада и России [4, 5]. Проблемность, корелляцию и значение данных векторов для становления современной культуры и философии искусства как способа ее рефлексии еще предстоит исследовать.
Результаты исследования. В творчестве Арто присутствие указанного парадокса предстает как анонимность - апофатически исчезающего автора на одном полюсе и максимальное явление личностно и эмоционально нагруженного текста - на другом.
Предметом нашего исследования является корпус текстов, написанных Арто в период с 1936 г. по 1948 г. и объединенных под общим названием «Тараумара». В них художник раз за разом обращается к опыту своего путешествия в горы Мексики, к индейцам племени тараумара, в поисках трансформирующих жизнь переживаний, открытия иного и непостижимого.
В письмах к Ж. Полану, возглавляющему крупный литературный журнал «Нувель Ревю Франсэз», Арто неоднократно просит об анонимности текстов «Тараумара» при публикации (письма от 27-28 мая, начало и конец июня 1937 г.) [6, с. 162164]. Причины стремления к анонимности в данном случае находятся не только в жизнетворчестве Арто, но и в самой атмосфере времени.
В культурном контексте первой трети ХХ в. анонимность произведения имеет свою специфику, нежели это же явление в предшествующих или последующих веках. Анонимность, первоначально представляющая собой сокрытие авторства, в постмодернизме осмыслена в качестве элемента авторской игры с читателем.
Арто является модернистом, как доказывает исследователь В. Максимов [7, с. 239]. Поэтому у него не существует трактовки игры в том ее варианте, в каком она позднее появится в постмодернизме. Анонимность существует строго в контексте эстетической концепции Арто, для которой характерно серьезное вовлечение зрителя в авторские переживания и далее - во всю систему мироотношения художника. Здесь оправдано введение такого понятия как читатель / зритель. Для текстов «Тараумара» характерна буквально ощутимая попытка передать читателю свое мировосприятие, превратить читателя в зрителя-участника, сделать его воспринимающей частью своего внутреннего театра. Даже имя автора, стоящее в качестве подписи под таким произведением, будет выполнять своего рода роль рампы, отделяющей читательский/зрительный зал от происходящего на авторской сцене. В данном случае анонимность или, в более мягком варианте, использование псевдонима, убирает из сферы читательских / зрительских ожиданий фигуру известного публике автора, переводя внимание читателя как зрителя с определенных ожиданий от текста на само содержание текста как зрелища и включение его в свои внутренние переживания. Как пишет сам Арто в одном из писем к Ж. Полану: «Не надо даже инициалов. <...> Даже инициалы ограничили бы воздействие. Многих очень волнует то, что я делаю. Напоминание о моем имени их разочаровало бы, и меня разочаровало бы» [6, с. 163].
Выразительность текстов «Тараумара» усиливается за счет пустоты того места, на котором ранее привычно для читательского восприятия обосновывался автор. Анонимность в рассматриваемом случае выступает как способ молчания автора о себе самом. К настоящему моменту доказано, что молчание несет функциональную нагрузку в философии и искусстве ХХ века [8]. Таким образом, анонимность является дополнительным приемом выразительности, который должен усилить воздействие на читателя/зрителя текстов «Тараумара».
В совокупности с другими двумя планами рассмотрения - повседневным и личностным - анонимность является приемом, охватывающим все жизнетворчество художника. Так, в плане повседневном, бытовом для Арто важно было удалить все, что относилось к членам его семьи или к медицинскому персоналу, от которого он зависел [6, с. 182].
Выводы. В экзистенциальном плане для Арто прибегание к анонимности - метод избавления от личностного начала. Этот отказ реализует восточную идею Пустоты, заложенную в теорию крюотического театра [7, с. 49]. Остается открытым вопрос о том, возможна ли была вообще реализация театра Арто именно не в качестве идей, до сих пор вдохновляющих режиссеров, но во всей задуманной изначально полноте. Это вопрос о воплощении на пространстве сцены идеи Пустоты, понимаемой как ничто и отсылающей зрителя к сущему бытия [9, с. 187]. Арто реализует идею своего театра в своем жизнетворчестве, делая самого себя сценой, актером и зрителем.
Стремление к анонимности в творчестве Арто мотивировано его творческой практикой и эстетической концепцией, в его случае неотделимой от его жизнетворчества. Анонимность Арто выступает как способ молчания автора о себе самом и может быть увидена в качестве приема выразительности, усиливающего воздействие на читателя/зрителя текстов «Тараумара».
Библиографический список:
- Логинова М.В. Методологическое значение неклассической эстетики в гуманитарном знании // Интеграция образования. - 2003. - № 1. - С. 123-127.
- Логинова М.В. Бытие выразительности в неклассической культуре / М. В. Логинова; Фил. ГОУ ВПО Волго-Вятской акад. гос. службы. - Саранск, 2010. - 268 с.
- Логинова М.В. Становление выразительности современного искусства // Фундаментальные проблемы культурологии. - М.; СПб.: Эйдос, 2009. - С. 487-490.
- Прохорова Н.И. Идея литературы как «человеческого документа» в культурном пространстве русского зарубежья // XXXIV Огаревские чтения: материалы научной конференции. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2006. - С. 204.
- Прохорова Н.И. Культурная преемственность в жизнетворчестве Б. Поплавского // Интеграция образования. - 2006. - № 4. - С. 213-215.
- Арто А. Тараумара. - Тверь: Colonna Publications, Митин журнал, 2006. - 208 с.
- Максимов В.И. Эстетический феномен Антонена Арто. - СПб. : Гиперион, 2007. - 314 с.
- Логинова М.В. Постмодернистский дискурс молчания // Credo new. 2008. - № 2. - С. 7.
- Логинова М.В. Эстетический аспект молчания в культуре: С.Л. Франк и М. Хайдеггер // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № - С. 186-188.
Произведения
Критика