Странички истории чугунного литья
Чугун представляет собой очень необычный и интересный материал. Художественное литье на Руси начиналось много веков назад с простых хозяйственных предметов — печных дверец, очажных плит, всевозможных горшков и т. п. То, что из него отливают мощные станины блюмингов, никого не удивляет. И в наши дни чугунное литье - это один из самых важных элементов современного литейного производства. Меж тем этот грубый металл способен передавать любую, даже самую филигранную форму, причем как в миниатюрных, так и в гигантских сложнейших отливках. Например, самая крупная в мире пушка (которая превосходит своими размерами бронзовую кремлевскую Царь-пушку и в отличие от нее прошла все специальные испытания боевого орудия) была отлита в конце 1860-х годов на Пермском чугунолитейном заводе. Чистый вес ее составил 2700 пудов, а калибр — 20 дюймов.
На том же Пермском заводе в 1875 году была изготовлена еще одна техническая диковинка — Царь-молот с ударной силой до 160 тонн. Точность его вызывала удивление во всем мире. Например, под бок молота-гиганта укладывали карманные часы, а вокруг них — стальные бруски значительно большей толщины. Ударом молота их осаживали (расковывали) в лепешки до толщины часов. Последним ударом стекло часов разбивалось, но сами часы оставались неповрежденными и преспокойно продолжали ходить.
Возможности чугунного художественного литья поистине безграничны. Вершиной творчества русских мастеров-литейщиков по праву считается знаменитый чугунный павильон, выполненный на Каслинском заводе по проекту архитектора Е. Е. Баумгартена лучшими уральскими мастерами. В 1900 году на парижской Всемирной выставке в нем была размещена коллекция каслинских отливок, однако сам павильон был самостоятельным произведением искусства, поражающим гармонией, легкостью и красотой. Огромный, почти пятиметровый, он был словно сплетен из литых кружев. В декоративном оформлении павильона использованы все жанры художественного литья — кабинетная скульптура, тонкие горельефы, филигранный сквозной орнамент, различные архитектурные детали, чеканные барельефы и т. д. Павильон завоевал на выставке золотую медаль; в газетах и журналах его называли «ажурным чудом». После выставки он был разобран, и только десятки лет спустя его отреставрировали и установили в специальном зале Свердловской картинной галереи.