26-04-2017 Евгений Носов 8579

Биография Евгения Носова

Биография Евгения Носова

Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачёво Курской области в семье слесаря.

В 1927 семья переехала в Украину, в г. Артемовск, где отец работал на стройке.

В 1929 вернулись в Курск, отец Носова поступил на завод котельщиком, а мать туда же сетопробойщицей. Мальчик был в курсе всех заводских дел. Позже эпизоды из производственной жизни семьи встретятся не в одном произведении Носова. Так, рассказ «Мост» (1961) предваряет посвящение: «Памяти отца моего, Ивана Георгиевича Носова, — рядового котельщика первых пятилеток». Каждое лето Носов проводил в деревне у деда с бабкой: «Неграмотная крестьянка, не умевшая читать, она неведомо откуда наизусть знала кое-что из Пушкина, Некрасова, Кольцова, была неисчерпаема на сказки, но и сам ее повседневный язык <...> был сущим кладезем...».

В школе Носов увлекался математикой и мечтал стать инженером. Но началась война, и в 1943, после окончания 8 классов, Носов ушел на фронт. Солдатом-артиллеристом воевал в армии маршала К.К. Рокоссовского, довелось форсировать Днепр, брать Минск, польский город Белосток. Зимой 1945 на подступах к Кенигсбергу Носов был тяжело ранен, полгода лечился в госпитале. Потом он опишет это в рассказе «Красное вино победы» (1969).

По возвращении с фронта Носов поступил в 10-й класс дневной школы, пропустив 9-й. В гимнастерке и сапогах, с «раненой рукой и пенсионным удостоверением в кармане» он мало походил на ученика. Весь его жизненный опыт к этому времени, как и у героя рассказа «Шумит луговая овсяница» (1973), — детство и война — «из детства вынырнул прямо взрослым парнем. Минуя юность».

После окончания школы Носова отправляется в Среднюю Азию, в г. Талды-Курган, устраивается цинкографом и художником-ретушером в газете «Семиреченская правда». Здесь же в 1947 появились его первые публикации.

В 1951 Носов возвращается в Курск, работает в областной газете художником-ретушером. «Судьба моя сложилась так, что я вошел в литературу не через Литинститут, а с полевых дорог журналистики», — вспоминает Носов.

Первый рассказ Носов «Радуга» с его же иллюстрациями был опубликован в одноименном курском альманахе в 1957.

В 1958 были опубликованы рассказы «Портрет», «Во поле березонька стояла», «Последняя дорога», «На карповой ферме», «Зимородок», «Чирки», в курском издательстве вышла первая книга Носова «На рыбачьей тропе».

В 1959 в Курске вышла еще одна книга Носова — «Рассказы».

В ранних произведениях Носов уже вполне проявил свой почерк — неброская «акварельность» его письма всегда основательна, ясна, отточена до мельчайших деталей. При этом Носов предстает не просто созерцателем природы, но высвечивает философский взгляд на течение земной жизни. В военной теме Носов никогда не расскажет о «громе победы», о ярком мгновении подвига, в его произведениях большие события звучат либо как в «Живом пламени», метафорично, либо по-крестьянски застенчиво, сдержанно, но обязательно они выявляют свое сущностное значение, как, например, в очерке «Фронтовые кашевары» (1975).

Первый крупный успех Носову принес опубликованный в Москве сборник «Тридцать зерен» (1961). Притчей о смысле творчества и смысле бытия прозвучал заглавный рассказ книги.

Заметной вехой в биографии Носова стала учеба на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, которая продолжалась до 1962. Здесь он познакомился и подружился со своими однокурсниками: В. Астафьевым, Б. Можаевым, В. Беловым.

В 1961 в Курске вышел сборник Носова «Где просыпается солнце?». Адресованный детям, он удивляет и трогает взрослого читателя, В вошедшей сюда повести «Моя Джомолунгма» психологически точно переданы писателем столь далекие юношеские ощущения и мысли, то смятенное состояние души, которое бывает перед входом во взрослую жизнь. В автобиографических рассказах «Дом за триумфальной аркой» и «Мост» герой еще мальчик; Носов как бы вновь проживает свое детство, но при этом видит происходящее глазами умудренного опытом человека и вкладывает в него понимание взрослого человека. Впоследствии этот сборник неоднократно переиздавался в центральных изданиях.

В 1963 часть его рассказов вошла в другую книгу — «Дом за триумфальной аркой». В журнале «Новый мир», «Наш современник», «Огонек», «Смена» в 1960-70-е печатаются новые рассказы Носова: «Багульник» (1964), «Белый гусь» (1964), «Есть ли жизнь на Марсе?» (1965), «Объездчик» (1966), «За долами, за лесами» (1966), повесть «Затмение луны» (1966), «Пятый день осенней выставки» (1967), «Красное вино победы» (1969), «Шумит луговая овсяница» (1973) и др.

Меру жизненных и философских ценностей Носова ищет в повседневном, будничном бытии героев. (Не случайно критика сопоставляла рассказ «Шуба» с гоголевской «Шинелью».)

Появившийся в 1973 на страницах «Нашего современника» рассказ «Шопен, соната номер два» связал современную жизнь с прошедшей войной живой и горькой памятью.

В повести «Усвятские шлемоносцы» (Наш современник. 1977. №4-5) торжественно прозвучала идея защиты Отечества как историческая обязанность русского человека. Идея эта выражена не декларативно, она высвечивается через описание трудовой жизни народа, этика которой подразумевает свято чтить и сохранять свое духовное и материальное пространство.

Повесть стала событием в литературной и культурной жизни страны, получила многочисленные критические и читательские отзывы; в 1982 была экранизирована под названием «Родник» (реж. А. Сиренко); в театрах страны успешно прошли постановки спектакля «Усвятские шлемоносцы».

С 1980-х Носов пишет немного, в 1988 попытался дать исторический анализ советского общества (Что мы перестраиваем? // Литературная газета. 1988. 20 апр.).

В 1990-е вышло несколько рассказов Носова, проблематика которых либо перекликается с ранними автобиографическими вещами (НЛО нашего детства // Смена. 1993. №9), либо в притчево-метафорической форме рассказывает о нынешней жизни села (Темная вода // Новый мир. 1993. №8). Носов продолжает размышлять о русской классической литературе (Жди ясного назавтра дня // Проблемы изучения жизни и творчества Фета. Курск, 1992), активно выражая полное принятие и подчинение себя ее традициям. Как вариация хрестоматийных крестьянских образов Хоря и Калиныча предстали герои рассказа Носова «Костер на ветру» (Москва. 1993. №10). За спиной у каждого свой жизненный опыт, свои взгляды на мир, но в отличие от своих классических прототипов они оба оказались на обочине жизненной колеи, оба одинаково беззащитны перед крахом крестьянской жизни.

Евгений Иванович Носов умер 13 июня 2002 года. Похоронен в Курске.

Биография

Произведения

Критика


Читати також