Что посмотреть. Солярис
В книге «Феномен киноактера Владислава Дворжецкого» автор пишет о фильме «Солярис»:
"Фильм «Солярис» был первой и наиболее удачной экранизацией романа польского писателя Станислава Лема, а образ пилота Бертона стал в картине символическим, потому что через него передавалась главная идея фильма - любые исследования должны осуществляться на основе нравственных законов. По замыслу режиссера герой Дворжецкого должен был выполнить миссию предупреждения - стать для главного героя предвестником Совести-Гари.
Пилот Анри Бертон в молодости участвовал в экспедиции по поиску пилота Фехнера, который исчез на планете «Солярис», и впоследствии о своих наблюдениях он расскажет на заседании научной комиссии.
Бертон был уверен, что его рассказ поможет объяснить научную гипотезу о том, что Океан Соляриса - гигантский мозг, мыслящая субстанция, но почти никто не верит его словам. У Бертона болит душа от такого отношения - он совсем по-другому представлял работу соляристов ...
Позже Бертон догадается, что Океан реально воспроизвел совесть Фехнера и это, вероятно, стало причиной его гибели. С этими догадками он приезжает к ученому Кельвину - предупредить о возможных опасностях, но тот не хочет даже слушать его ...
В фильме "Солярис" много сцен имеют глубокое символическое значение - в частности поездка Бертона в скоростном авто. Герой Дворжецкого здесь - обычный совестливый человек, доброту которого подчеркивает милый сын, а как противопоставление души Бертона возникают туннели и автострады мегаполиса, которые своей техногенностью напоминают холодный ум возможного будущего ...
Дальнейшие события фильма разворачиваются на космической станции «Солярис».
На станции работают трое ученых, которые пытаются разгадать тайну Океана и установить с ним контакт. Но к Океану ученые относятся так, как к подопытному кролику, и в результате сталкиваются с явлениями, которые объяснить очень трудно, потому что на каждого исследователя Океан действует согласно его совести ...
«Солярис» - сложный фильм. Сложный по своей художественной структуре и по важности проблем, которые в нем рассматриваются, и очевидно, что его гениальность и высокая кинематографическая культура - после вдумчивого просмотра этой картины приводят к новому взгляду на окружающий мир. Авторы фильма показали, что люди, к сожалению, должны пройти через ужасы и страдания, прежде чем осознать нравственные критерии жизни. Отказ от любви и доброты по отношению к Неизвестному, применение силовых методов к Непонятному могут привести людей к духовному краху ... "
Кинокритик Адольф Урбан писал о фильме «Солярис»:
- В первых кадрах фильма «Солярис» нас ждет не космос, а Земля. Течет ручей, колеблются зеленые водоросли. Долго течет, долго колеблются. Плывет багровый листок. Так же подробно нам покажут пруд, полудикий парк, деревянный дом и его мебель. Интерьер с поздними осенними цветами. Натюрморт с надкушенным яблоком. Слива - большая, обильная, тяжелая. Пробежит породистый конь.
Долго ничего или почти ничего не происходит. Но мы давно уже увлеклись интересным кино-текстом. Рассказ давно уже идет.
О чем рассказ? Об удивительной красоте и совершенстве природы. О земле и воде, о плодах и траве, о доме и книги, которые сохраняют мудрость веков, о старике с тихим и спокойным голосом, добром гении волшебного уголка. Это отец героя. Можно назвать его и иначе - Отец. Как траву - Травой, дождь - Дождем, лошадь - Лошадью. Режиссер показывает их столько, сколько нужно для того, чтобы обычное и будничное стало символом, стало чем-то большим, чем просто трава, дождь и лошадь.
© md-eksperiment.org