Что посмотреть. Кожа, в которой я живу
Как и в предыдущих работах, режиссер смешивает в «Коже» различные популярные жанры, хотя на этот раз смесь получилась как никогда разнообразной, - здесь есть элементы мелодрамы, научной фантастики, хоррора, триллера, нуара, черной комедии. Сохраняется и приверженность к сложным провокационным сюжетам, вращающимся вокруг семейных отношений, сексуальности, жизни маргиналов, гендерной трансгрессии. Но, по признанию Альмодовара, данный фильм не имеет никаких намеков на автобиографичность: «Впервые фильм не шел в ногу с моими воспоминаниями. Его тон вполне отличается».
Педро Альмодовар известен своей способностью превращать испанских актеров в звезд мирового уровня. С ролей в его картинах началась мировая известность Пенелопы Крус, Хавьера Бардема и Антонио Бандераса. В «Коже» Бандерас возвращается к сотрудничеству с Альмодоваром, которая прервалась после фильма «Свяжи меня» (1990), где также говорилось о любви к агрессору, насилию и заключению. На этот раз его персонаж - жестокий, эмоционально холодный хирург Ледгард - изобретает сверхпрочную кожу в процессе генетических экспериментов, в том числе и над человеком - таинственной девушкой, замкнутой в его доме. Своего респектабельного героя Антонио описывает так: «Когда арестовывают серийных убийц и берут интервью у людей, которые были рядом, друзей или соседей, то они говорят: «О, он был такой обаятельный парень, очень хорошо одевался и с хорошими манерами», но у него в подвале было пять изуродованных тел. Эти ребята на самом деле очень хорошо интегрированы в общество».
Учитывая многочисленные интервью, режиссер и исполнители главных ролей видят основную идею фильма в том, что наука может сделать с телом человека все, что угодно, но внутри всегда остается неприкосновенное пространство идентичности, которое является пространством свободы. Героиня отчуждена от своего тела, буквально живет в чужой коже. Как описывает Елена Анайя свою героиню: «Она почти ничего не говорит, но много чувствует, и должно быть очень осторожная с проявлениями эмоций, потому что если ее окружение догадается, что она страдает, что она не такая спокойная и нормальная, как выглядит .., она умрет в тот самый момент, если врач обнаружит, что она притворяется».
Широко известной особенностью режиссуры Альмодовара является натуралистическое изображение материальных объектов. В интервью журналу «Cahiers du Cinéma» он утверждает: «Мой главный секрет, ключ ко всей моей работе, если он существует, - это понимание того, что кино всегда объективное, изображение состоит из конкретных, реальных элементов и всегда должно поддерживаться натуралистической игрой. По этой причине я всегда окружаю своих героев предметами, предусматривающими многочисленные ссылки. Предметы не просто служат эстетике, выбранной для фильма, но и приводят зрителей на след персонажей».
Впрочем, несмотря на серьезность затронутых тем, «Кожа, в которой я живу» на протяжении просмотра вызывает истерические смешки в зрительном зале. Серьезные лица героев во время вполне абсурдных сцен, их неправдоподобные проблемы, финал, как будто взятый из мыльной оперы, кажутся искусственной гиперболизацией, присущей бульварным романам. Но фильму не хватает ни юмора для того, чтобы быть действительно комическим, ни пафоса для того, чтобы быть серьезным. Он находится на грани серьезности и абсурдности, постоянно нарушая зрительские ожидания благодаря эклектичному сочетанию противоречивых жанровых шаблонов.
«Кожа» - это композиционно совершенный фильм (такое впечатление, что, создавая картинку, режиссер равнялся на главного героя - пластического хирурга, клочок за клочком собирал свое творение). В одном кадре нет ни одной лишней детали. Так что обязательно посмотрите этот фильм – вы не пожалеете!
md-eksperiment.org