Что посмотреть. Мелодия для шарманки
Жанр рождественской повествования берет свое начало из средневековых мистерий, откуда переносится членение сюжетного пространства на «ад», «землю» и «рай», через которые должен пройти герой. Интерес к фольклору в период романтизма превратил рождественский рассказ в популярный литературный жанр (Гофман, Андерсен). В основе таких рассказов - сакральность Рождественского времени, когда могут происходить необычные события. Классический рассказ начинается с описания несправедливости, неполноты, кризиса, который в дальнейшем решается при помощи вмешательства сверхъестественных сил (Богородицы, Христа, ангелов), поскольку в ночь рождения Спасителя человечества никто не может остаться беспомощным и несчастным. Дальнейшая разработка жанра в литературе реализма переместила акцент с фантастических событий на социальные проблемы (Диккенс, Достоевский). Решение их теперь не обязательно связывалось с вмешательством сверхъестественного, чудо могло быть бытовым, результатом счастливого случая, но в атмосфере христианского праздника за ним все равно угадывалось божественное провидение.
В ХХ в. рождественские рассказы практически исчезли. Почему - наверное станет понятно после просмотра фильма Киры Муратовой «Мелодия для шарманки», в котором режиссер рассказывает рождественскую историю в современных обстоятельствах.
Главные герои фильма 10-летняя Алена (Елена Костюк) и 6-летний Никита (Рома Бурлака) после смерти матери отправляются на поиски своих двух разных отцов, потому что социальные службы собираются разлучить их и отправить в разные интернаты. Так на заснеженных пригородных путях начинается долгий путь детей к Успенскому переулку. Их дорога не будет ни легкой, ни приятной. Надежда на сказочное чудо (а действие ленты происходит в Сочельник) также окажется ложной.
Дети здесь, как и в других фильмах Муратовой символизируют природное, исходное состояние человека, и так же, как простодушные дикари французских просветителей (Руссо, Вольтер), они становятся лакмусовой бумажкой для социальной критики поврежденного общества. Трехуровневая организация пространства из метафизического, как в средневековой мистерии, здесь переходит на социальный уровень: «ад» - среда малолетних преступников, «рай» - пространство богачей, «земля» - пространство обывателей.
Еще в 1990 году известный российский киновед М. Ямпольский отметил, что Муратова любит испытывать свою аудиторию откровенными и шокирующими сценами. Среди самых известных - кадры собранных на живодерне собак, обнаженное мужское тело, нецензурная брань, которые имеют целью стереть грань между фильмом и зрителем, вырвать последнего из комфортной позиции отстраненного наблюдателя и заставить его вжиться в события ленты.
В "Мелодии для шарманки" Муратова пошла еще дальше, ведь вся его лента - это два с половиной часа поистине безжалостного к зрителю зрелища. В течение этого времени мы вынуждены смотреть на равнодушие огромного количества взрослых людей, которые предпочитают не замечать страданий двух сирот.
В конце концов, "Мелодия для шарманки" пугает тем, что всех этих равнодушных людей все-таки можно понять и оправдать. Осознание собственного эгоизма похоже на осознание собственной смертности, ибо оно также скрытое где-то глубоко в душе и никому не мешает, если над ним не задумываться ...