Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии. Рецензия
Рой Андерссон - самый гуманный абсурдист современного кино. 74-летний шведский режиссер с безупречным чувством юмора и трагическим мироощущением, он, как никто другой, тонко чувствует хрупкость человеческих существ, их беззащитность и одиночество, что, впрочем, нередко оборачивается жестокостью. Привычную скандинавскую мрачность он как бы выворачивает наружу и доводит до предела, за которым зрителя, парадоксальным образом, ждет не отчаяние, а выдох облегчения. Ничего удивительного для режиссера, который признается, что без юмора эта жизнь была бы совсем невыносимой.
«Голубь сидел на ветке» - пятая лента Роя Андерссона и заключительная часть его трилогии о бытии. С предыдущими двумя фильмами - «Песни со второго этажа» (2000) и «Ты, живущий» (2007) - ее объединяет как общий замысел, так и композиционное строение. Во всех трех картинах нет сквозного сюжета, а лишь несколько десятков фрагментов, нанизанных на нить киноповествования, порой объединенных определенными персонажами или идеей, а порой и вообще не связанных между собой. Кто-то мог бы обвинить режиссера в самоповторе (и формально для этого есть основания), но тонкость и точность режиссерской работы в выстраивании мизансцен, как и совершенство каждого сюжета, не оставляет сомнений в уместности такого подхода.
Образ голубя Андерссон взял из известной картины Брейгеля «Охотники на снегу»: на маленькую птицу, сидящую на ветке дерева на переднем плане, мало кто обращает внимание, сосредотачиваясь на человеческой суете. Но именно голубь, по Андерссону, следит за всем сверху и, дистанцированный от людской суеты, острее замечает ее абсурдность. Собственно, камера здесь отчасти и является таким птичьим глазом - точным, статическим и безэмоциональным, хотя и наблюдает за всем не с высоты, а лишь с определенного расстояния. Сюжетно же голубь фигурирует в двух фрагментах: в прологе (где человек рассматривает в музее птичьи чучела, а его жена нетерпеливо его ждет) и затем на занятии для детей с особыми потребностями (здесь девочка рассказывает стихотворение о голубе, который рассуждает о том, что «у него нет денег»).
На кинофестивале в Венеции Андерссон заявил, что источником вдохновения для этого проекта для него послужил итальянской фильм «Похитители велосипедов» режиссера Витторио де Сика.
Желаем вам приятного просмотра!