Топ 10 фильмов без слов
Самсара
Документальная лента режиссера Рона Фрике, в которой нет ни единого слова, заняла бы достойное место в Институте естествознания или Антропологии. Съемки этого философского шедевра продолжались пять лет и проходили на пяти разных континентах.
Этот впечатляющий фильм-эссе исследует способность человека к сочувствию и потребность в связи с другими людьми. Фильм возьмет за живое каждого путешественника, кому на пути попадались аборигены, с которыми оказывалось так много общего. Фильм о вечных ценностях: глубокой гуманности, любви и жажде к познанию нового. Он говорит о том, что не существует ни культурных, ни языковых границ.
Если вам понравился этот высокохудожественный взгляд на глобальные проблемы человечества, непременно ознакомьтесь с не менее фантастической работой режиссера – фильмом «Барака». Более подробно об этих фильмах читайте в нашей статье Чудо жизни на 70мм пленке.
Цвет граната
"Цвет граната" - это визуальная икона, которая отсылает нас в другое пространство и время. Каждый кадр - это символическая живопись средневековья, где реалистичность уступает смыслу. Каждый кадр - живописно-композиционно совершенный. Это абсолютно автономная конструкция, в которой нельзя изменить ни одной черты, не разрушив ее целостность.
Параджанов сближал кино с изобразительным искусством и отдалял его от рассказа. Его фильмы невозможно пересказать. Ведь содержание не в фабуле, а в построении кадра, цвете, ракурсе, объеме и пластике. Творческая манера Параджанова позволяет решить трудную задачу - воспроизвести эпоху без излишней детализации временных черт, снять с нее наслоение, дойти до самой сути и глубины определенного явления.
Именно поэтому "Цвет граната", как поэзия, говорит метафорами и образами. Кадры статичны. Настолько, что движения внутри них воспринимаются как нечто непрочное. Это ощущение достигается во многом за счет ракурса анфас, что доминирует в построении кадров. Статичность имеет место не только в предметах, но и в игре актеров.
Автор знакомит нас с художественным наследием армян. Мы погружаемся в мир скальных храмовых рельефов, хачкаров, средневековых миниатюр, одеял, созданных армянскими женщинами, храмов с тысячелетней историей. Режиссер знакомит нас также с традиционной бытовой культурой и ремеслами. Большое значение приобретает язык цвета. Доминантные цвета - красный и черный. Кстати, именно они являются самыми распространенными в армянских одеялах и одежде. Красный цвет - символ чувств, любви. Черный - смирения и покоя.
Обязательно посмотрите этот фильм, если еще не видели. Как и песни художника Саят-Новы никогда не будут забыты, так и фильмы гениального Сергея Параджанова будут жить в веках.
Иллюзионист
Стеллинг, который начинал с демонических героев в своих ранних фильмах "Марикен из Неймегена " и " Элкерлик " в следующих фильмах "Иллюзионист" и "Стрелочник" каждый раз расписывался в своей приверженности к чудакам и НЕгероям.
Иллюзионист - странная, абсурдная, сюрреалистическая комедия, снятая в 1983 году. Йос Стеллинг всегда уделяет большое внимание личности исполнителя. Главную роль в фильме сыграл Фрек де Йонге, актер, комедиант, сатирик, хорошо известный голандским интеллектуалам своей яростной сатирой на сцене.
Все действие картины происходит в воображении главного героя. На самом же деле существует два брата: один – иллюзионист, выступающий в воображаемом цирке, другой – больной человек, нуждающийся в операции на мозге.
Сам Стеллинг называет фильм абсурдистским и предполагает возможность выстраивания произвольных ассоциативных цепочек. Фильм посвящен иллюзиям: иллюзии профессии, иллюзии семьи, иллюзии безумия, иллюзорности всего мира.
Подсказка! Обратите внимание на номера автобусов в фильме и попробуйте разгадать загадку режиссера.
Последняя битва
Постапокалиптический французский фильм, дебютная работа известного французского режиссера и продюсера Люка Бессона. Фильм о вырожденной Цивилизации после глобальной катастрофы. Картина полностью немая. Премьера фильма состоялась 6 апреля 1983 года во Франции. Места съемок: Дюна дю Пила, Пила-сюр-Мер, Жиронда.
Режиссер постарался показать моральное разложение и дегенерацию цивилизации в будущем, после глобальной катастрофы. Герои в фильме общаются на каком-то новообразованном и неизвестном нам языке. Следовательно, их разговоры - тоже не является источником текстовой информации.
Мебиус
Картина-шок - так окрестили критики новую работу скандального южнокорейского режиссера Ким Ки Дука. Мебиус - прекрасное и безумное кино. Одна из редких по-настоящему черных-черных комедий.
Оригинальную версию показали на фестивале в Венеции. А в прокате на родине режиссера - запретили. В итоге Ким Ки Дуку пришлось вырезать два десятка сцен, даже ту, в которой герой себя кастрирует.
По словам режиссера, фильм отражает его представление о мире. Мол, из подобных кризисных ситуаций рождается энергия, которая заставляет жить дальше. И за всем этим бредом в картине, как убежден ее автор, зритель сможет увидеть красоту. Увидев что-то мучительное, он станет лучше.
В картине нет диалогов (как в еще одной ленте Ким Ки Дука "Пустой дом»), но зато есть много насилия и жестокости. И хоть текст как аудио - отсутствует, однако некоторая информация предлагается с экрана компьютеров героев.
Мебиус - это история о предательстве, мести и беззаконии в корейской семье. И восприняли ее как метафору современной жизни не только на родине режиссера, но и во всем мире.
Темрок
Если вы уже посмотрели фильм Иллюзионист и не нашли в нем ничего сумасшедшего и непонятного, то этот фильм вас явно удивит. Темрок Клода Фаральдо – это сюрреалистическая историяо самом обычном французском работяге, который живет вместе с матерью и сестрой, ежедневно ходит на скучную и малооплачиваемую работу. Но внезапно, в один момент он кардинально все меняет. Наш герой разрушает стены собственной квартиры, превращает её буквально в пещеру и начинает действовать словно неандерталец. Его бунт и антиобщественная деятельность становятся удивительно привлекательными для соседей, и вскоре они следуют его примеру. Органы правопорядка в свою очередь ищут способ сдержать их поведение ...
О чем же это фильм. Гимн свободе и нонконформизму или же издевка над новой волной, которая была модной в то время в кино? Посмотрите и сделайте вывод сами.
Антенна
Фильм "Антенна" - это своеобразная ода свободе слова и силе человеческого голоса. Картина в свое время был довольно тепло принята кинокритиками.
Особенность этого черно-белого фильма в том, что каждый его набор из нескольких десятков кадров несет в себе художественную ценность и отдельное содержание.
Картинки затягивают как в пропасть и не дают оторвать глаз. Однако для того, чтобы целостно постичь сюжет фильма, нужно его смотреть в абсолютном покое и вакууме от начала до конца. Лента о жителях города, у которых украл голоса их правитель - Мистер ТВ. Чтобы не допустить установления окончательного господства тирана, необходимо вывести из строя антенну, которая его питает ... Фильм снят в 2007 году, это третья работа Эстебана Сапира. Лента открывала кинофестиваль в Роттердаме и была названа кинокритиками одним из лучших арт-хаусных фильмов последних лет.
Голый остров
«Голый остров» (1960, Япония, реж. Канэто Синдо) - классический и программный фильм, скорее всего, его заставляют смотреть студентов всех кино- вузов, а если нет - то должны.
История о тяжелой работе семьи крестьян на крохотном острове без пресной воды, газа и электричества. Невзирая на все страшные испытания судьбы, мужчина и женщина каждый день методично продолжают привозить на голый остров пресную воду и обрабатывать землю. В картине также не присутствуют разговорные диалоги. Отдельно стоит отметить потрясающую музыку Хикару Хаяси, которая сопровождает весь фильм и является его символом.
Койяанискаци
Это первый из трилогии фильмов «Каци», показывающий с различных сторон взаимодействие человека и технологии. Другие две ленты трилогии: «Поваккаци» и «Накойкаци».
Картина содержит огромное количество фрагментов, снятых по технологии замедленной съемки. В ней нет дикторского и актерского текста, впрочем, важную роль играет музыкальное оформление, которое создает атмосферу фильма.
Фильм снимали с 1975 по 1982 годы, для Годфри Реджио это была дебютная работа. Лента не является ни повествовательной, ни документальной, она предлагает образы, которые обыгрываются во времени и пространстве, чтобы показать зрителю мир, в котором он живет, под разными углами зрения, и чтобы он, зритель, сделал свой собственный вывод. По словам режиссера, он хотел отразить красоту чудовища (возможно это аллюзия к Чудовищу Апокалипсиса из Библии).
Бал
История Франции преподносится итальянским режиссером в необычной и яркой форме. Однако ничего помпезного, слащавого в этой картине нет. Наоборот, все происходящее весьма драматично и довольно точно передает настроения общества тех времен. Мирная жизнь, война, послевоенный период, студенческая революция. Все эти этапы в истории происходят… на парижской танцевальной площадке! Герои любят, ненавидят, страдают— и все это без единой реплики, одни лишь жесты и танцы.
Отдельной похвалы заслуживает музыка в фильме. Каждой эпохе соответствует свой стиль, господствующий в определенный период времени. Свинг сменяет шансон, за танго следует рок-н-ролл, латинские мотивы вытесняет диско. А благодаря гениальным операторским решениям, совершенно забываешь, что все происходит в одном помещении и практически в одних декорациях. Обязательно посмотрите этот шедевр мирового кинематографа от гениального Этторе Скола.
Улыбка Будды
Статья называется Топ 10 фильмов без слов, но бонусом мы предлагаем вам посмотреть короткометражyую работу Баира Дышенова. Уверены, что эта философская притча о детском взгляде на мир не оставит вас равнодушными.
md-eksperiment.org