Что посмотреть. Трилогия Кеслёвского
В этот раз мы расскажем вам не об одном фильме, а о кинотрилогии.
Кшиштоф Кесьлёвский взял за основу своего последнего проекта метафорику цветов французского флага - liberte, egalite, fraternite, то есть свободу, равенство и братство. Символы, которые, казалось бы, стали основой политической демагогии, Кеслевский обыграл в пространстве киноэкрана, создав кружево из притч и совпадений, изобразив собственное мировоззрение сквозь призму христианских ценностей, современных реалий и вечных чувств. Режиссер сконцентрировался на моральных проблемах, духовном поиске, неспокойной метафизике человеческого существования, развивая идеи своих предыдущих работ в более абстрактной форме, с небольшим актерским составом. «Три цвета» были не просто коммерчески успешными - они стали культовыми.
Испытание свободой ( «Синий»)
В «Синем» жизненная драма героини (ее сыграла Жюльет Бинош) строится на горькой метафоре свободы: она выживает после автокатастрофы, и в один миг теряет семью. Неумолимый рок перерезает нити жизни ее мужа, преуспевающего композитора, и маленькой дочери. Вслепую ориентируясь в опустошенной жизни, которая еще недавно была счастливой и полной, Жюли стремится законсервировать ее, остановить любым способом - совершив самоубийство или спрятавшись от мира. Решительно, даже агрессивно она очищает пространство вокруг себя, оставляя только люстру из прозрачно-синего хрусталя как постоянное напоминание о прошлом. Выбрасывает партитуру с недописанным произведением мужа, однако не может выключить музыку в своем сердце. Героиня касается холодной свободы, но это слишком мучительное чувство, причем физическую боль (например, когда она по собственному желанию раздирает руку до крови) не имеет ничего общего с душевной - холодной, всеобъемлющей, смертельной. Она стремится заглушить плач своего сердца благодаря телесному истощению и общественному забвению. Жюли живет, но внутри она мертва. По крайней мере, она так для себя решила. Мастерски обыгранный оператором Славомиром Идзяком холод синих оттенков подчеркивает дихотомию беззаботной, но пустой жизни. Как впоследствии говорила героиня «Красного»: «Если вам никто не нужен, вы можете просто прекратить дышать».
Однако свобода от мира не может продолжаться вечно, потому что каждое испытание судьбы четко просчитано и побуждает человека двигаться дальше. Неудивительно, что Кеслёвского сравнивали с хирургом: зачем жестокий рок снова и снова мучает несчастную женщину воспоминаниями? Уличный музыкант играет знакомую ей до боли мелодию, по телевизору она видит фотографии мужа с любовницей, друг семьи хочет завершить его недописанную кантату ... Только предметы или обстоятельства, связанные с прошлым, имеют шанс сблизить Жюли с реальностью. Героиня долго не может найти обезболивающее для больной души, и судьба плавно вмешивается в ход событий...
Черный юмор судьбы в «Белом»
Второй фильм трилогии предлагает ироничный взгляд на другую истину - равенство, воплощенную в белом цвете. После развода с женой-француженкой польский парикмахер Кароль (Збигнев Замаховский) теряет все и остается один на парижских улицах, не имея возможности даже вернуться на родину. Полоса несчастий, которая началась перед разводом (его причиной стала половая несостоятельность Кароля), превращает путь героя в Польшу в трагифарс: чемодан, в котором он пересекает границы, опасно шатается, заставляя зрителя сочувствовать и бояться одновременно. А потом его вообще крадут ... Несмотря на трудности, преследующие его, Кароль не теряет веру в жизнь и даже возмущается, когда слышит о малодушии других: «У него есть жена, дети, деньги, и он еще и жить не хочет ?! А мне тогда что делать? ».
Протагонист ленты больше не хочет покоряться судьбе, он берет ее в свои руки и разворачивает успешную (достаточно типичную для славянско-постсоветского человека) операцию по обогащению и мести бывшей жене, тщательно просчитывает и воплощает каждый пункт плана. Но как бы он ни старался, непостижимые силы вмешиваются и здесь: чувства не покидают его, а Франция не отпускает. Фарфоровая головка похожей на Доминик женщины - единственное, что он привез из Парижа - выполняет ту же функцию напоминания о прошлом, что и хрустальная люстра в фильме «Синий».
«Красный»: случайность или предназначение?
Фильм «Красный» посвящен случайностям, которые порой вызывают радикальные повороты судьбы. Это закономерно, ведь красный всегда был символически насыщенным - драматическим воплощением жизни, революции, любви, крови. Кеслевский решает идею красного братства в плоскости любви: она важнее свободы и совершеннее равенство, а ее логику еще никому не удалось разгадать. Режиссер сознательно хотел снять фильм о чем-то, что съемке не поддается, о предназначении судьбы.
Неуловимые совпадения и аналогии жизней - одна из любимых тем Кеслёвского, которую он начал воплощать еще в «Декалоге» и «Двойной жизнь Вероники». Но именно в «Красном» идея рока приобретает полное воплощение.
Молодая модель Валентина (Ирен Жакоб), сбив машиной собаку, знакомится с ее хозяином - старым судьей, жизнь которого заключается в прослушке телефонных разговоров соседей. Сначала в глазах девушки он - аморальный мерзавец, потому что «каждый имеет право на свои тайны». Жозеф даже заявляет, что собака ему не нужна, как и вообще любое существо в этом мире. Эта неприятная на первый взгляд встреча изменила несколько жизней. Судьба в лице собаки, снова сталкивает Валентину со старым судьей. Познакомившись ближе, героиня начинает понимать его. В то же время пути Валентины постоянно пересекаются еще с одним человеком - молодым юристом. Они не замечают друг друга, у обоих, как им кажется, есть любовь - «телефонный» бойфренд у Валентины и милая блондинка у Огюста, одна из тех, чей телефон прослушивает старый судья. В контексте перекрестков судьбы нетрудно заметить, что обе пары познакомились так случайно и спонтанно, как это бывает у Кеслёвского. Однако это лишь непродолжительная прихоть рока, а главное - впереди...
Анна Авраменко