Что посмотреть. Birdman
Фильм «Birdman» американские кинокритики определили как «черная комедия». Едва ли такая жанровая разновидность исчерпывающе передает весь спектр культурологических смыслов, заложенных в ленте Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Картина зримо представляет современный кинематограф американского постпостмодерна. По крайней мере в ней визуализированы два нарратива - модернистский (связанный с экранизацией рассказа «немассового» и отчасти забытого американского прозаика Раймонда Карвера «О чем мы говорим, когда говорим о любви») и постмодернистский (связанный с психической интериоризированной реальностью главного героя, который до сих пор живет своей главной ролью в экшене «Человек-птица», ставшим киносенсацией в начале 1990-х). Совокупно эти два нарратива создают другую художественную реальность, что создает новые экзистенциально-психологические проблемы, относящиеся к эпистемологической основе философии и культуре постпостмодерна.
Протагонист фильма «Birdman», голливудский киноактер Ригган Томпсон (Майкл Китон), прославился благодаря роли супергероя в фэнтезийном блокбастере 1990-х «Birdman». В начале ленты показано, что Томпсон живет в мире выдуманной реальности, а значит, его психическая жизнь разделена на два измерения: реальность настоящего и реальность прошлого, которая замыкается на фильме «Birdman». Киноактер представляет собой расщепленного индивида, который, в духе произведений Генри Джеймса, доказывает, что психическая жизнь - это аутентичная и самодостаточная реальность, однако его психическая жизнь «переживает» гипертрофированную ностальгию по своей звездной роли. В сознании Риггана стирается граница между миром воображения и реальностью, где он в основном замыкается от внешнего мира, стремясь убежать к своей режиссерской комнате. В момент психологического слома, внутренней эмоционально-психической фрустрации герой «выпадает» в другую реальность - реальность прошлого, реальность Человека-птицы, функционирующей как его alter ego.
Конфликт внутри главного героя связан с конфликтом в мире искусства относительно голливудских продуктов, которым отказано в статусе «высокое искусство», и бродвейской постановки. Это уже чуть ли не сотая попытка осмыслить отношения Бродвея и Голливуда. Театр в ленте ассоциируется с мастерством и индивидуальным умением, кино - с индустрией и использованием манипуляций.
Еще одна тема - гипертрофированная власть прессы и социальных сетей над кино и театром. Появляется здесь и газета, которая самостоятельно может «похоронить» или «вознести» обычную бродвейскую постановку, и достаточно карикатурная (и удивительно органическая) критик, которая, узнав в театральном режиссере бывшую звезду комикс-муви, готова разгромить постановку, даже не просмотрев ее. Главная же коллизия держится на желании актера, который вышел в тираж, вернуть внимание публики постановкой на Бродвее в ипостаси театрального режиссера. То есть, доказать прессе и себе, что он не просто человек с клювом и в перьях, а великий художник.
До поры до времени зрителю кажется, что Человек-птица - это голос внутри Томпсона или загадочный дух, который стремится подчинить тело и мысли актера. Лишь в конце фильма благодаря операторским приемам зрителю открывается нечто совершенно иное...
md-eksperiment.org