Традиции британских народных волшебных сказок в творчестве Джона Р.Р. Толкина
О.Б. Богдашина, И.В. Непочатова
Творчество английского писателя и лингвиста Джона Р. Р. Толкина основывалось на его отличном знании и понимании фольклорного богатства Британии.
Первым типичным для сказочного пространства образом является Дорога. Необходимо отметить двойственный характер этого образа: Дорога, как вид сказочного пространства, одна из его составляющих; и Путь, как движение героем сказки к своей цели и, одновременно, к финалу повествования. В этом единстве Путь-Дорога, последняя занимает подчиненное место; она — лишь компонент Пути, и неизбежные встречи на Дороге — это эпизоды в продвижении героев к концу сказки. Толкин использует обе характеристики этого сказочного образа. Так во «Властелине Колец» — основном произведении Толкина — образ Пути представлен в широком значении. Сюжет сказки — это трудное и героическое путешествие хранителей Кольца, путь от мира к войне, от окончания прежних времен к новой эпохе в истории Средиземья.
В сказочной фольклорной традиции Путь обычно делится на две части: сперва герой движется к неизвестному, а затем возвращается домой. Причем продолжительность и подробность описания этих двух частей пути различна. Обычно Дорога обратно неинтересна ни для рассказчика, ни для слушателя (читателя), и описание ее может быть сокращено до незначительного эпизода.
Традиционно Путь героя к сказочной цели, — это путь к финалу сказки. У Толкина окончание сказки — это финал лишь одного эпизода бесконечного повествования о Волшебной стране.
Следующий прием изображения пространства волшебной сказки — образ Леса. Это обязательный сказочный компонент, означающий препятствие для героя. Лес полон опасностей, но здесь герой может встретить доброго помощника и получить от него совет или какой-нибудь необходимый волшебный предмет. Лихолесье, Древлепуща и Фангорн у Толкина полностью соответствуют фольклорной традиции.
Эквивалентом Леса в сказке иногда выступает образ Горы, который несет ту же символическую нагрузку. Горы в Толкиновском Средиземье населены ужасными орками и гоблинами, а порой и более опасными тварями.
Джон Р. Р. Толкин использовал фольклорные традиции волшебных сказок Британии для выражения еще одного пространственного элемента — Воды (рек и морей). Первая сказочная функция Воды заключается в символике этого образа как стихии, подвластной лишь богам, вплоть до использования ее как орудия возмездия за грехи людей.
Вторая функция сказочного образа Воды применительна лишь к рекам и ручьям. Это — определенная граница, которую герой должен преодолеть. У Толкина хоббиты покидают свой уютный привычный край и, перейдя реку, попадают в чужой неизведанный мир.
В фольклорной традиции также выделяется такая важная характеристика, как сказочное Время. Обычно оно — прошлое, необратимое и неопределенное относительно реального, исторического времени. В книгах Толкина события излагаются последовательно (от Первой, ко Второй и Третьей Эпохам) и, казалось бы, время необратимо. Но во «Властелине Колец» сюжет строится на волшебных кольцах, главная особенность которых — останавливать время; их обладатель становится бессмертным и может даже сохранить неизменной целую страну. Таким образом, необратимость времени нарушается.
В своих книгах Толкин создал целую галерею сказочных образов с неожиданной, новой для английских народных сказок трактовкой. Так, он показал эльфов не эфирными крохотными созданиями с крылышками, а сильными и могущественными чародеями древности; гномы у Толкина — не маленький народец, собирающий драгоценные камни, а племя великих мастеров и тружеников, Толкин ввел в сказочную литературу новые образы — хоббитов (домоседливый невысокий народ) и орков (злобных уродливых созданий).
Л-ра: Нариси досліджень у галузі гуманітарних наук в педвузі. – Горлівка, 1996. – Вип. 2. – Т. 2. – С. 224-226.
Произведения
Критика