Биография Десмонда Стюарта

Биография Десмонда Стюарта

Десмонд Стюарт – потомок старинного шотландского рода по матери и одной из боковых ветвей королевской фамилии Стюартов по отцу – родился 20 апреля 1924 года в Ливесдене, Хартфордшир.

Писатель рано обнаружил неожиданный среди его родных демократизм во взглядах и склонностях.

В двадцать четыре года он, окончив Оксфордский университет и получив первую научную степень, имел все возможности быстро подняться по лестнице академической карьеры. Но, приведя родных и знакомых в замешательство, Стюарт внезапно отказался от подобного жизненного пути и уехал на Восток (в Ирак), приняв скромную должность преподавателя английского языка и литературы в Багдадском институте изящных искусств. Свой поступок Стюарт объяснил друзьям тем, что не мог дольше выносить затхлый воздух академической науки Великобритании. Так были порваны нити, связывающие молодого человека с Оксфордом, с друзьями по университету, где он мог стать в скором времени одним из его «донов».

Годы, проведенные на Ближнем и Среднем Востоке, научили Стюарта ставить вещи на свои места и занять определенную позицию в происходящей в мире борьбе.

Уезжая в Багдад, Стюарт имел лишь смутное представление о борьбе народов против империализма. Живя на Востоке (в Ираке он прожил 8 лет, в Ливане — 3 года, с перерывами — много лет в Египте), он ясно увидел подлинную роль империализма. Правда, в существе империализма Стюарт разобрался не сразу даже на Востоке. Это понимание пришло в результате общения с людьми, которые вели упорную и непримиримую борьбу за освобождение. Поняв существо империализма, Стюарт занял позицию борца за освобождение народов от колониальной зависимости и гнета империализма. Этой позиции он не изменял до конца своих дней.

В 1951 Стюарт выпустил роман «Леопард в траве», за ним через три года последовал сатирический роман «Неподходящий англичанин». Вскоре появились «Женщина в осаде» (1959) и «Люди пятницы» (1961). Книги эти (за исключением «Неподходящего англичанина»), еще сырые и незрелые, отразили и интересы молодого филолога, и некоторые факты его собственной биографии, но, что главное, — становление мировосприятия антиимпериалиста и антирасиста. Лучшей из них был «Непреходящий англичанин» — злая и острая сатира, в которой внимание автора концентрируется на лепке гротескного характера Флоддена, посла Великобритании в «Мидии» (Географический псевдоним Ирака). Впоследствии Стюарт редко прибегал к гротеску, но в контексте данного романа он был и уместен, и удачен. Уже в этой книге, каковы бы ни были художественные преувеличения в ней, сила осуждения, сила обличения очевидна и глубока.

За годы жизни в Ираке, а потом в Ливане, из которого его вынудили уехать по британским дипломатическим каналам, Стюарт накопил богатейший личный опыт, познакомившись «на практике» с тем, что представлял собой колониализм и «опека» Великобритании в зависимых от нее странах. В ходе приобретения этого опыта писатель все чаще задумывался над созданием капитального произведения, в котором хотел в художественных образах показать увиденное (и испытанное) им в жизни.

Так родился замысел трилогии, названной им «Смена ролей». Стюарт решил показать процесс становления британской колониальной империи и ее падения. К выполнению своей задачи он был готов, может быть, больше, чем кто-либо из его британских современников. Предпосылки для ее выполнения были налицо. Первая часть замысла была им успешно воплощена в книге «Круглая мозаика», вышедшей в 1965. Вторая и третья книги последовали за первой с небольшими промежутками.

Задача была сложна, так как предстояло в художественных образах показать целую эпоху, давая ей социологическое истолкование. Свой замысел Стюарт решил выполнить в форме хроники, неторопливо развертывая рассказ о судьбах нескольких семей в период от 90-х годов XIX века до самых последних лет — тех лет, когда задумывалась трилогия.

Композиция книг трилогии Стюарта «Круглая мозаика» Композиция книг глубоко и тщательно продумана. Историческую хроникальность повествования подчеркивает деление всей трилогии на главы-годы: от 1890 до 1958-го.

Трилогия должна была показать и показала, какими методами строили Британскую империю кромеры и китченеры (методы эти беспощадно разоблачены в «Круглой мозаике») и множество безвестных «солдат империи», воспетых Киплингом. «Солдаты» эти также показаны в реалистических образах большого художественного полотна.

В 70-х годах Стюарт был вынужден уехать из Египта, где новые общественные силы вытеснили революционную молодежь, составляющую опору режима, близкого ему по духу. Покидая Египет, писатель ошибочно полагал, что скоро вернется.

Десмонд Стюарт умер 12 июня 1981 года.

Книги Стюарта: «Леопард в траве» (The Leopard in the Grass, 1953), «Неподходящий англичанин» (The Unsuitable Englishman, 1955), трилогия «Смена ролей» (The Sequence of Roles), «Круглая мозаика» (The Round Mosaic, 1965), «Египетский счет» (The Pyramid Inch, 1966), «Мамелюки» (The Mamelukes, 1968) - занимают видное место в истории английского антиколониалистского романа.

Биография

Произведения

Критика


Читати також