Биография Майнрада Инглина
Майнрад Инглин (Meinrad Inglin) (28.06.1893, Швиц — 04.12.1971, там же) швейцарский писатель. Сын ювелира-часовщика. Не получил систематического высшего образования. В 1914-1918 служил в армии, обучался в офицерской школе в Цюрихе, занимался журналистикой. Почти всю жизнь прожил в кантоне Швиц. Испытал увлечение учением Леонгарда Рагаца.
Экспрессионистские опыты писателя, в том числе роман “Фантазус” (“Phantasus”, около 1916) не были опубликованы автором.
Личный опыт автора сходен с опытом его основных персонажей — он тоже рано потерял отца, а несколько позже и мать, тоже, как все его молодые герои, трудно учился в школе и менял профессии.
Оставив всякую другую деятельность, Инглин с 1919 г. Занялся только писательским трудом. Он снова поселился на родине, в кантоне Швиц, где и прожил всю жизнь за исключением одного года — 1922, проведенного в Берлине (Германия) в поисках издателя для «Жизни в Ингольдау». Деньгами на издание его ссудил Швейцарский союз писателей.
В романе – «Жизнь в Ингольдау». («Die Welt von Ingoldau» 1922), прослеживается отчетливое влияние экспрессионистской поэтики: выбор “неприятных” тем из психоаналитического репертуара, мотивы инцеста, богоборчества, потери веры, безумия. В целом Инглин не разделяет пессимизма “черного экспрессионизма”, предлагая собственный выход из типичных для него ситуаций. Роман отличает наивно-прямолинейная заданность движения от “плохого” к “хорошему”, что наряду с особой приподнятостью тона также совпадает с основными приемами экспрессионистской поэтики. Тем не менее, роман ориентирован на жанровый канон XIX в. В нем прослеживается история жизни многих семей большой швейцарской деревни. Роман вызвал бурные протесты в Швейцарии, в особенности в провинции, в родном кантоне автора, где был воспринят обывателями как антиклерикальный и клеветнический.
Впечатления этого единственного года жизни вне Швейцарии легли в основу небольшого романа «Вендель фон Ойв» («Wendel von Euw»), вышедшего в 1925 г. Внешние события жизни в Берлине в романе отразились мало, но в значительно большей степени, нежели в «Жизни в Ингольдау». Конфликт поколений, мотивы сумасшествия и самоубийства и в особенности идея избранности Венделя, мечтающего о новой, лучшей человечности, о “жизни на свету”, дают основание воспринимать этот роман в контексте экспрессионизма. Тесно связан с романом сборник новелл «Над водами» («Über den Wassern», 1925). Образ нового, духовного человека — главная тема одноименной новеллы этого сборника. По проблематике творчество Инглина в швейцарской литературе 20-х сопоставимо с романами Г.Гессе тех же лет. В критическом неприятии современного состояния общества Инглин вполне солидарен с экспрессионизмом, но опирается при этом и на швейцарскую традицию (К.Шпиттелер). В романе «Гранд отель Эксцельзиор» («Grand Hotel Exzelsior», 1928) экспрессионистские мотивы присутствуют лишь в отдельных сюжетных линиях.
Главным произведением Майнрада Инглина до Второй мировой войны стал большой роман «Швейцарское зеркало». Это тоже своего рода исторический роман, хотя и посвященный недавнему прошлому. Позже, сделавшись уже маститым историческим писателем, став почетным доктором Цюрихского университета (1948), Инглин получил от фонда «Pro Helvetia» заказ на создание произведения о поражении Швица в борьбе с французскими завоевателями в 1797 г. Так появился роман «Почетное поражение» («Ehrenhafter Untergang», 1952), где характерная для Инглина точность исторических деталей оживает благодаря изображению сугубо швейцарских национальных свойств как их понимал автор. Собственно, основной задачей всей группы исторических произведений Инглина было понять и описать все характерно швейцарское, особое, от истоков до современности. Инглин проследил эти специфически швейцарские свойства в природе, людях, государственном устройстве.
«Швейцарское зеркало» принесло Инглину несомненный успех и словно освободило его для десятилетиями откладывавшихся дел, как творческих, так и житейских. Следующая публикация появилась через пять лет, уже в разгар Второй мировой войны. Инглин был вновь призван в армию. Основные события этих военных лет — женитьба и работа над небольшими прозаическими текстами, поездка в Германию в 1940 г., а также периодическая служба в армии. В 1943 г. в Лейпциге был отпечатан сборник новелл «Гюльдрамонт» («Güldramont»), но тираж практически полностью оказался уничтоженным во время бомбардировки города. В сборник вошли лучшие новеллы Инглина. К ним, несомненно, относится и новелла «Развилка» («Die Furggel»). В этом небольшом шедевре Майнраду Инглину удалось немногими словами выразить то, что он не раз пытался рассказать в своих больших романах, начиная с «Жизни в Ингольдау».
В 1943 г., когда был опубликован сборник, Майнраду Инглину исполнилось пятьдесят. «Развилка» как метафора жизни самого автора, почувствовавшего себя на середине, или вершине, жизни, хорошо объясняет немалые перемены в его творчестве. Лучшие его произведения, пусть и не столь знаменитые, как «Швейцарское зеркало», написаны именно во второй половине жизни. Инглину удалось увидеть тот новый мир, что открывается за перевалом, и на некоторое время удержаться на его вершине. Два рассказа сборника 1943 г., «Гюльдрамонт» и «Расколдованный остров», по своему художественному уровню вполне сравнимы с «Развилкой», хотя, может быть, и не обладают присущей ей глубиной обобщения.
Четвертый рассказ сборника — это новая версия новеллы 1925 г. «Над водами». С 1943 г. Инглин начал регулярно переписывать наново свои прежние произведения.
Первой большой послевоенной работой стал роман «Вернер Амберг» («Werner Amberg», 1949), в значительной степени построенный на автобиографическом материале.
Позднее Инглин сознательно изживал следы влияния экспрессионизма, став последовательным сторонником реализма в литературе. В своем последнем романе «Эрленбюль» («Erlenbüel», 1965) Инглин возвращается к теме «Венделя фон Ойва», но роман лишен экспрессионистской нагрузки, в нем нет идей или представлений, выходящих за рамки повседневного, обыденного. Из языка устранены обильные прежде метафоры, приподнятость стиля. Инглин создавал по две-три редакции своих произведений. Для него характерно постоянное возвращение к использованному однажды тематическому кругу, сюжетным схемам и отдельным эпизодам. Эта особенность позволяет проследить судьбу экспрессионистских мотивов на протяжении пятидесятилетнего творчества Инглина.
Майнрад Инглин осуществил мечту своего детства, став знаменитым писателем, оставался им до самой смерти в 1971 г. и не забыт и по сей день. Ему удалось, говоря всегда только о Швейцарии и еще чаще о Швице, сказать о мире нечто, не высказанное и не понятое до него никем, — о природе, о смысле и бессмыслице жизни, о Боге... Вполне очевидны его заслуги перед швейцарской литературой, поэтому ему, по всей вероятности, суждено и дальше оставаться знаменитым швейцарским писателем.
Больше о творчестве Майнрада Инглина можно узнать здесь.