Салакру
А. Гозенпуд
Наша задача — изображение человека, борющегося за свободу и мир.
Арман Салакру
Сложный путь развития прошел один из крупнейших французских драматургов современности — Арман Салакру (род. в
Драма обличает ложь и обман, господствующие в буржуазном обществе. Эту же тему несут и другие пьесы драматурга — «Яростные» (1934), «Обыкновенный человек» (1936).
В пьесе «Земля кругла» (1936) Салакру обратился к истории. В центре событий драмы — захват монахом Савонаролой власти во Флоренции. Новый правитель объявил враждебными богу все завоевания человеческого разума, создания культуры и искусства. По его приказу на площадях запылали костры из книг и картин. Рисуя сцены изуверства, фанатизма, неистовой злобы, Салакру обличал современный фашизм. Конечно, аналогии условны и Савонарола не похож на Гитлера. Однако Салакру лишь оттолкнулся от образа исторического Савонаролы. Его пьеса обращена к современности. Тупой фанатизм, ненависть к разуму и науке, пытки, истязания, власть инквизиции господствуют во Флоренции 1492 года. В то время как свершаются великие географические открытия (каравеллы Колумба прокладывают путь в Америку) и наука устанавливает, что земля кругла, бесноватый монах во имя господне гонит и преследует свободную мысль. Образ «круглой земли» приобретает значение своеобразного символа. Замкнутый круг знаменует неизбежность повторения исторических событий — то, что произошло в 1492 году, повторяется несколько веков спустя. Смысл пьесы не в этой более чем сомнительной и малооригинальной «философии», но в обличении варварства и насилия.
В годы войны и оккупации Франции Салакру участвовал в «Национальном фронте». В 1944 году он вступил в состав вооруженных сил Свободной Франции и боролся в рядах освободителей родины вместе с Ж.-П. Сартром. В годы оккупации Салакру написал историческую комедию «Солдат и колдунья» (1944), казалось бы, никак не связанную с событиями современности. Маршал Морис Саксонский тщетно пытается сначала соблазнить и купить, а затем овладеть насильно артисткой странствующей труппы Жюстиной Фавар. Но всесильный маршал терпит поражение. Ни деньги, ни соблазны, ни угрозы не могут покорить красавицу. Едва ли нужно пояснять нехитрый смысл этой пьесы, в которой ум, красота, обаяние, верность Жюстины олицетворяют прекрасную и свободолюбивую Францию.
Пьеса «Ночи гнева» родилась под воздействием движения Сопротивления. Первоначально Салакру посвятил освободительной борьбе цикл из десяти радиопередач (начатых в декабре 1944 и завершившихся в марте 1945 года) — «Дни, о которых поют». В «Ночах гнева» использовано примененное в «Незнакомке из Арраса» ретроспективное построение действия. Но на этом сходство и кончается. Данный сценический прием в «Незнакомке» раскрыл судьбу только одного героя, его личную драму. В новой пьесе он служит совершенно иной цели. Пьеса начинается с выстрелов. Участник движения Сопротивления Ривуар убивает предателя Бернара и шпиона гестапо Пизансона, но последний успевает смертельно ранить самого Ривуара. Дальнейшие события объясняют смысл происшедшего. Начав со сцены казни предателей и подлого, из-за угла, убийства патриота, драматург сразу ввел зрителя в гущу событий, столкнув в непримиримом поединке патриотов и коллаборационистов. Откровенная условность приемов — мертвые оживают и объясняют мотивы своего поведения — не вступает в противоречие с реалистическим характером пьесы, в которой с предельной ясностью, как в бою, друг другу противостоят оба лагеря.
Салакру показал группу борцов Сопротивления во главе с Жаном Кордо и предателей буржуа, продавших родину врагу и сотрудничающих с немцами. Действие пьесы развивается стремительно, напряженно. Но зрителя увлекает не столько мастерство построения сюжета, сколько страстный патриотический, гражданский дух, высокий гуманизм пьесы,
В послесловии к пьесе Салакру писал, вспоминая ночи гнева и тревоги времен оккупации: «Разве мы не поняли тогда, что художник, не вступающий в борьбу, отказывается от своего права мыслить.
Нам повторяли: ваше стремление показать на сцене человека, борющегося за свободу и мир, ваше стремление ввязаться в борьбу убьет театр...
Но нужно разобраться. О чем идет речь в мире сегодня?
О страстной борьбе за мир и за достоинство человека... Нет, художник не может более замыкаться в башне, даже если она из слоновой кости. Самые упорствующие в своем заблуждении не могут теперь не знать, что жизнь художника неразрывно связана с жизнью его страны».
Пьеса использует острые сценические ситуации, но она свободна от сенсационности. Более того, это скорее драма дискуссий, чем непосредственного действия. Автора занимают прежде всего мотивы человеческого поведения. Мы узнаем уже в самом начале, что внешне добропорядочный буржуа Бернар выдал гестапо своего раненого товарища и друга, бойца Сопротивления Жана. Но предатель и его жена Пьеретта пытаются оправдаться, доказать, что они ни в чем не повинны, что они хотели только одного — жить тихо и спокойно. Коллаборационист Пизансон не ищет оправданий. Начав с дезертирства, он становится шпиком, агентом гестапо. Образам коллаборационистов противостоят фигуры борцов Сопротивления, написанные ярко и смело.
Центральный герой носит имя Жан — то же имя, что персонаж драмы Сартра «Смерть без погребения». Но, конечно, не это рождает ощущение, что пьеса Салакру полемически направлена против пьесы Сартра. Во многом совпадают основные ситуации. Герой попал в руки гестапо, его подвергают жестоким истязаниям, чтоб принудить заговорить. Персонажи Сартра ведут себя по-разному: одни мужественно, другие страшатся выдать тайну врагу, одни чувствуют себя одинокими, другие испытывают странную связь с палачами. Жан в пьесе Салакру не одинок. Он — подлинный герой. Палачи ломают ему раненую руку, выдавливают глаза. Три дня он стоически выносит нечеловеческие пытки, для того чтобы дать соратникам возможность скрыться. На четвертый, когда его муки достигают предела, он сообщает немцам сведения, которые уже не могут повредить его товарищам. Он чувствует себя одиноким лишь во время пытки, когда убеждает себя в том, что он действительно ничего не знает. Отведенный в камеру, он снова обретает связь с друзьями и женой. Жан из гестаповского застенка обращается к друзьям по борьбе с рассказом о том, как его истязают, и предупреждает об опасности.
Герои Сартра погибают напрасно. Жертва их была бесцельна. Герои Салакру отдают свои жизни во имя свободы родины и счастья грядущих поколений. Спор между героями Сопротивления и предателями — это спор о главном: о смысле жизни, о том, кем должен быть человек. Спор этот продолжается и после смерти. Пизансон хочет убедить Жана, что для них обоих все кончено, так как они оба мертвы.
Жан. Нет! Для меня не кончено!.. Нет! Товарищи продолжают борьбу. Настанет день, люди будут счастливы и свободны. Они не узнают, что я умер ради них, да я и не требую этого. Мне нужна только уверенность, что они будут счастливы. Поэтому мне не страшно, я умираю с улыбкой.
Для предателя Пизансона непонятно чувство Жана. Он — один, тогда как Жан жил не один и умер не в одиночку.
Этот же спор о жизни ведет Жан с Бернаром и завершает его прямым обращением к зрителям.
Пьеса Салакру — значительное явление французского реалистического театра. Это — правдивый рассказ о безвестных героях, погибших за родину, и о трусах, предавших ее.
Яркую сатиру на буржуазную добропорядочность представляет комедия Салакру «Архипелаг Ленуар» (1947). Для буржуа, говорит Салакру, нет ничего более святого, чем деньги. Деньги сильнее любви, родственных связей; дружбы, морали. Пьеса эта достойно продолжает славную традицию критического реализма во французской драматургии.
Значительным произведением Салакру явилась его пьеса «Бульвар Дюрана. Хроника забытого процесса», написанная в 1960 году и впервые поставленная в октябре 1961 года, в Гавре, городе, в котором происходили события драмы. Пьеса основана на подлинных фактах и в то же время достигает высокой степени обобщения. Главный герой пьесы — Жюль Дюран — историческое лицо. События развертываются в 1910-1918 годах. Измученные нечеловеческим трудом и низкой заработной платой, портовые рабочие в Гавре принимают решение о забастовке. Возглавляет борьбу секретарь союза докеров Жюль Дюран. Арматоры и биржевые дельцы видят в нем главного врага и решают во что бы то ни стало обезвредить его, рассчитывая, что тогда будет легко сломить сопротивление забастовщиков. С этой целью они пытаются сначала подкупить Дюрана, а затем, потерпев неудачу, угрожают выгнать с работы его отца, главу большой семьи. Но и эта попытка заставить Дюрана капитулировать терпит неудачу. Забастовка продолжается. Тогда владельцы судов используют смерть штрейкбрехера Капрона. При помощи подставных лжесвидетелей Дюрана обвиняют в том, что он призывал к убийству Капрона. В ход пущена машина буржуазной юстиции. Суд, вопреки истине и показаниям рабочих, опираясь на подтасованные факты, выносит Дюрану смертный приговор. Казнь откладывается со дня на день. Дюран, отрезанный от мира, провел в камере смертников восемь лет. Все эти годы во Франции шла борьба за спасение его жизни.
Письмо, защищающее Дюрана, опубликовала в «Юманите», тогда еще органе социалистов, вдова убитого штрейкбрехера. В 1918 году суд оправдал невиновного. Но восьмилетнее ожидание казни сломило Дюрана — это был разбитый и безумный, никого не узнающий старик. Из тюрьмы он перешел в психиатрическую больницу, где и скончался в 1926 году. Именем замученного рабочего назван был в Гавре бульвар.
Пьеса Салакру построена на материалах судебного процесса, на письмах Дюрана, газетных отчетах. Это мужественное и честное произведение. Дюран — отнюдь не герой; он жертва классовой ненависти капиталистов. Сила пьесы — в показе непримиримых противоречий, разделяющих рабочих и буржуазию. Слабость ее — в отсутствии подлинных героев, представителей революционного пролетариата.
Л-ра: Гозенпуд А. Пути и перепутья. – Ленинград, 1967. – С. 271-275.
Произведения
Критика