Биография Раймона Кено

Биография Раймона Кено

Раймон Кено – французский писатель, эссеист, переводчик, участник сюрреалистического движения, один из основателей УЛИПО (Мастерской Потенциальной Литературы или Управления ЛИтературной ПОтенциальностью), Трансцендентальный Сатрап Патафизического Коллежа, директор «Энциклопедии Плеяды» – родился 21 февраля 1903 года в Гавре в семье коммерсантов.

Кено окончил лицей в Гавре, после чего изучал философию в Сорбонне и в Практической школе высших исследований. В числе его преподавателей был Александр Кожев.

C 1924 Кено сближается с сюрреалистами, но в 1929 порывает с ними.

После путешествия в Грецию в 1932 публикует свой первый роман «Le Chiendent», за который получает Премию двух маго.

После временной работы банковским служащим и продавцом устраивается переводчиком в издательство «Галлимар». Позднее, в 1941, он станет генеральным секретарём издательства.

В 1942 выходит роман «Pierrot mon ami», который приносит писателю успех.

С 1945 Кено занимается журналистикой и работает на радио. В 1947 выходят знаменитые «Упражнения в стиле»: 99 стилистических вариаций на заданную тему.

В 1948 Кено вступает в Математическое общество Франции. В 1950 Кено становится членом Коллежа Патафизики. В 1951 его избирают в члены Гонкуровской академии. С 1954 Кено — директор «Энциклопедии Плеяды», которую издаёт «Галлимар».

В 1959 «Галлимар» публикует роман «Зази в метро», который впоследствии станет самым известным произведением Кено.

В 1960 Кено, совместно с математиком Франсуа Ле Лионне, учреждает группу OULIPO («Мастерская потенциальной литературы»), которая исследует и разрабатывает возможности литературы формальных ограничений. В 1961 выходит его сборник сонетов «Сто тысяч миллиардов стихотворений».

Раймон Кено умер 25 октября 1976 года от рака лёгких в Париже.

В своём творчестве Кено осуществляет эксперименты в литературном построении и письме: использует фонетический т. н. «ново-французский» язык, разговорную и жаргонную лексику, архаизмы и неологизмы, а также разрабатывает целую систему «литературных протезов» — сознательно заданных формальных ограничений (палиндромов, липограмм, анаграмм и т.д.), стимулирующих авторское воображение и позволяющих отказаться от штампов и стереотипов. В разнообразных по жанрам произведениях Кено — от математических шарад до философских эссе — всегда остаётся неизменными чувство юмора (цитирования, пародии, заимствования и мистификации) и виртуозная игра со словом.

Произведения:

Романы:
Le Chiendent, 1933;
«Последние дни» (Les Derniers jours), 1936;
«Одиль» (Odile), 1937;
Les enfans du limon, 1938;
«Суровая зима» (Un Rude Hiver), 1939;
Pierrot mon ami, 1942;
«Вдали от Рюэйля» (Loin de Rueil), 1944
«С ними по-хорошему нельзя» (On est toujours trop bon avec les femmes), 1947;
«День святого Жди-не-жди» (Saint-Glinglin), 1948;
«Интимный дневник Салли Мара» (Journal intime de Sally Mara), 1950;
«Зази в метро» (Zazie dans le métro), 1959;
«Голубые цветочки» (Les Fleurs bleues), 1965;
Le Vol d’Icare, 1968.

Стихотворные сборники:
Chêne et Chien, 1937;
Les Zieux, 1943;
Loin de Rueil, 1944;
Bucoliques, 1947;
L’Instant fatal, 1948;
Petite cosmogonie portative, 1950;
Si tu imagines, 1952;
Le Chien à la mandoline, 1958;
Le Chant du styrène, 1958;
«Сто тысяч миллиардов стихотворений» (Cent mille milliards de poèmes), 1961;
Courir les rues, 1967;
Battre la campagne, 1968;
Fendre les flots, 1969;
Morale élémentaire, 1975.

Эссе:
Les Enfants du limon, 1938;
«Упражнения в стиле» (Exercices de style), 1947 (1963);
Bâtons, Chiffres et Lettres, 1950 (1965);
Aux Confins des Ténèbres, les fous littéraires, 2002.

Биография

Произведения

Критика


Читати також