Биография Николая Олейникова

Николай Макарович Олейников. Подробная биография. Читать онлайн

Никола́й Мака́рович Оле́йников родился 23 июля [4 августа] 1898 года в станице Каменской (сейчас город Каменск-Шахтинский Ростовской области) в семье зажиточного казака. Окончил 4 класса окружного мужского училища, затем учился в реальном, в 1916 году поступил в Каменскую учительскую семинарию, где серьезно занимался изучением литературы и математики. В декабре 1917 стал красногвардейцем, в марте 1918 записался добровольцем в Красную армию, участвовал в боях с германцами и белоказаками, в 1920 вступил в РКП(б). В том же году вернулся в родную станицу и по назначению Каменского райкома партии стал членом редколлегии газеты «Красный казак».

Одновременно Олейников становится слушателем трехлетних учительских курсов, а в 1921 году едет в Ростов и поступает в педагогический техникум. Однако студенческая жизнь продлилась недолго – вскоре он был приглашен в город Бахмут Донецкой области Украины (в 1924-2016 годах – Артемовск) на должность ответственного секретаря газеты «Всероссийская кочегарка».

Вместе с приехавшими из Петрограда писателями Михаилом Слонимским и Евгением Шварцем с сентября 1923 года издавал литературно-художественное приложение к «Кочегарке» — журнал «Забой». Первые литературные опыты Шварца были опубликованы именно в «Забое» и «Кочегарке» Олейникова. Тогда же и началась их дружба, продлившаяся почти всю жизнь.

В 1925 году работал в ростовской газете «Молот» заведующим отделом «Партийная жизнь».

В 1925 партиец и опытный редактор Олейников получает от ЦК ВКП(б) назначение в газету «Ленинградская правда» и вскоре становится сотрудником редакции журнала «Новый Робинзон», впоследствии преобразованной в Детский отдел Госиздата, который возглавил С.Я.Маршак. В сотрудничестве с Маршаком Олейников вырабатывает свою самостоятельную позицию в детской литературе. Им был создан новый, до него не существовавший жанр прозы, который можно назвать публицистикой для детей. Он придумывал задачи, загадки и фокусы, позволявшие приобщиться к началам логики, математики и физики. Организовал клуб любознательных, который сокращенно назывался КУР – кружок умных ребят.

В 1926—1928 годах Олейников, сотрудничая с ленинградскими и московскими журналами, параллельно занимается организацией детского радиовещания. Он готовит первые детские радиопередачи, привлекает к новому делу многих талантливых литераторов и актеров, экспериментирует в области звукозаписи, в том числе впервые вводит на радио чередование голосов при чтении рассказов и стихов.

В 1928 году Олейников организует издание в Ленинграде детского журнала «Еж» («Ежемесячный журнал») и становится его редактором. «Лучший в мире журнал для детей», как утверждала реклама, действительно вошел в историю. В непринужденной и творческой атмосфере «Ежа» собрался коллектив авторов, составивших впоследствии славу отечественной литературы. Среди них – именитые мэтры К.И. Чуковский и С.Я. Маршак. С журналом сотрудничали Борис Житков, Виталий Бианки, Михаил Пришвин, Евгений Шварц, Ираклий Андроников и многие другие будущие мастера. В «Еже» приобщались к детской литературе и молодые поэты, входившие в художественную группу «ОБЕРИУ» (объединение реального искусства) – Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Александр Введенский. К обэриутам примкнул и сам Олейников.

В журнале «Ёж» он чаще всего пишет под одним из своих донецких псевдонимов «Макар Свирепый», разрабатывает слог и приемы пропагандистской публицистики для детей и публикует ряд брошюр этого жанра, в одной из которых (Танки и санки, 1929) критик из «Правды» распознал «опошление героической борьбы против белых и интервентов» и заключил: «Книжка вредна. Ее нужно изъять». Николай Олейников писал также под псевдонимами — Николай Макаров, Сергей Кравцов, Н. Техноруков, Мавзолеев-Каменский и Пётр Близорукий.

С 1930 года по инициативе Николая Олейникова начинает выходить еще одно периодическое издание для детей - «Чиж» («Чрезвычайно интересный журнал»). Если «Еж» был ориентирован на аудиторию пионерского возраста, то «Чиж» предназначался совсем маленьким читателям. Но традиция старшего издания сохранялась: здесь царили неистощимая выдумка, юмор, умение просто рассказать о сложнейших вопросах, воплощалось в жизнь педагогическое кредо редактора – воспитание без наставления.

В обоих журналах часто печатались рассказы Николая Олейникова. Одна за другой выходили и при жизни автора неоднократно переиздавались книги, написанные им для детей. Головоломные задачи предлагали ребятам веселые книжки «Кто хитрее» (1927) и «Хитрые мастеровые» (1929). Вводили в мир природы, приобщали к познанию законов ее развития «Живые загадки» (1928). Иронические «Блошиный учитель» (1930) и «Учитель географии» (1932) позволяли увидеть в необычном ракурсе знакомые вещи и события окружающей жизни.

В декабре 1931-го было арестовано несколько поэтов, которые одновременно были обэриутами и сотрудничали у Маршака и Олейникова в журналах «Чиж» и «Ёж» - Введенского, Хармса и Бахтерева арестовали по обвинению в участии в «антисоветской группе писателей» и сослали. Этот год стал последним годом существования ОБЭРИУ - после этого обэриуты «уже не очень высовывались» и официально уже не выступали.

В октябре 1934 г. три стихотворения Николая Олейникова были опубликованы в журнале Тридцать дней. Олейниковым была создана сложная самобытная поэтика, за внешним примитивизмом которой крылась тонкая и подчас провокативная ирония относительно советского официоза и изысканная пародия не только на поэтов-графоманов, но и на Александра Пушкина и на своего товарища по ОБЭРИУ Николая Заболоцкого. Литературная деятельность Олейникова включает также инсценировки для детского театра, либретто оперы «Карась» для Д. Д. Шостаковича, сценарии (совместно с Евгением Шварцем) фильмов «Разбудите Леночку» (1934), «Леночка и виноград» (1935).

С начала 1937 года Олейников возглавлял издание детского журнала «Сверчок».

В ночь на 3 июля 1937 года в своей ленинградской квартире Олейников был арестован сотрудниками НКВД. 19 ноября 1937 года он был приговорён к расстрелу как «участник контрреволюционной троцкистской организации».

Николай Олейников был расстрелян 24 ноября 1937 года в Ленинграде. Захоронен на Левашовской пустоши. Жене Олейникова — Ларисе Олейниковой было объявлено, что её муж осуждён на 10 лет заключения в лагерях как «враг народа», после чего она была принудительно выселена из Ленинграда.

Через 60 лет после его смерти, в 1997 году, харьковский композитор и режиссёр Алексей Коломийцев написал рок-оперу «Вивисекция» по мотивам его стихотворений-притчей о маленьких животных.

Издания

  • 1926 — «Первый совет»
  • 1927 — «Боевые дни»
  • 1928 — «Танки и санки»
  • 1934 — Стихи // «Тридцать дней», № 10
  • 1966 — «Два стихотворения» («Таракан», «Перемена фамилии») // альманах «День поэзии», Ленинград
  • 1969 — Стихи // «Вопросы литературы», № 3; 1970, № 7
  • 1975 — «Стихотворения», Бремен
  • 1982 — «Иронические стихи», New York
  • 1988 — «Перемена фамилии»
  • 1990 — «Пучина страстей»
  • 1990 — «Я муху безумно любил»
  • 1991 — «Боевые дни»
  • 2000 — «Стихотворения и поэмы»
  • 2004 — «Вулкан и Венера»
  • 2008 — «Кружок умных ребят»
  • 2015 — «Число неизреченного»

Творчество

Сценарии

  • 1934 — Разбудите Леночку (в соавторстве с Евгением Шварцем)
  • 1936 — На отдыхе (в соавторстве с Евгением Шварцем)
  • 1936 — Леночка и виноград (в соавторстве с Евгением Шварцем)

Спектакли

1997 год. Рок-опера Алексея Коломийцева «Вивисекция» по мотивам стихотворений Николая Олейникова

Читати також


Вибір читачів
up