03.06.2019
Гомер (Ὅμηρος)
eye 244

Печаль и горе: пути и способы их преодоления (на материале эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»)

Гомер. Критика. Печаль и горе: пути и способы их преодоления (на материале эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»)

УДК 159.942

Котенева Анна Валентиновна
доктор психологических наук, доцент
Московский городской психолого-педагогический университет

В статье анализируется природа печали и горя, основные приемы, способы и жизненные стратегии их преодоления. В основе исследования лежат тексты эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Реконструкция психологических образов героев, их внутренних переживаний и поведения осуществлялась с помощью герменевтического, феноменологического и сравнительного методов в контексте современной психологии.

Ключевые слова: жизненные стратегии, печаль, горе, самоактуализация, совладание, страдание.

Живой интерес к поэмам Гомера не иссякает в течение тысячелетий. Священные для древних греков тексты волнуют и современных людей. В них описаны жизненные ситуации и поставлены проблемы, актуальные и сегодня – войны, насилие, наркотики, однополая любовь, сребролюбие, удовольствия. В этом смысле, прошлое может выступить и как образец для подражания, и как некоторое предостережение для людей, живущих в другие времена. Исследование творчества Гомера полезно и для современной психологии. Эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» – дополнительный источник вненаучной информации, позволяющий расширить границы психологического знания. В контексте данной работы нас будут интересовать переживания героев и способы, к которым они прибегают, чтобы совладать с печалью, унынием и горем.

Природа печали. Тема человеческого несчастья, печали и страданий занимает особое место в поэмах. Природа печали может быть разной. Есть печаль о Боге, а есть печаль в связи с невзгодами и утратами. Первая разновидность печали является следствием раздумий человека о себе, своих прегрешениях, несовершенствах, недостоинстве. Она заставляет его работать над собой, задумываться о смысле происходящих событий, чаще обращаться к Богу. Ап. Павел пишет: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению…[1, 2 Кор 7:10].

Вторая разновидность печали появляется в драматических обстоятельствах жизни. Способность страдать и сострадать является нормальной здоровой реакцией человека на различные жизненные события (потерю близких, например), а их отсутствие скорее можно рассматривать как дефект нравственного чувства. Еще В. Франкл говорил о том, что цель страдания уберечь человека от апатии и духовного окоченения [4, c. 43]. Более того, эти способности являются залогом развития души человека и способом познания истины.

В поэмах «Илиада» и «Одиссея» встречаются описания и той, и другой печали. Во-первых, в ряде ситуаций у гомеровских героев, как, впрочем, и у современных людей, появляется чувство, что боги забыли о них, оставили, бросили на произвол судьбы. В эти моменты уныния они воздыхают о богах, и пытаются найти причины своих бедствий. Иногда даже их взор оборачивается на собственные страсти и недостатки, а не только на внешнее стечение обстоятельств. Одиссей четко осознает, что благодаря своей гордости и желанию прославиться он открывает циклопу Полифему свое настоящее имя, которое сначала тщательно скрывал, называя себя «Никто». Этим шагом он навлекает на себя гнев отца циклопа Посейдона и получает проблемы, от которых страдает [2, Одиссея: IX 500– 505].

Во-вторых, в поэмах Гомер детально изображает целый ряд экстремальных ситуаций, которые воспринимаются как сплошная человеческая катастрофа. Описанные события не могут не вызывать глубоких переживаний у героев по поводу гибели близких людей – боль, скорбь, печаль и горе. С одной стороны, в трагические минуты своей жизни они проявляют мужество и стойкость. Многострадальный Одиссей терпеливо проходит через невзгоды. С другой стороны, герои не скрывают своего страдания и, несмотря на свою богатырскую силу и крепость, очень часто плачут. Смерть Патрокла исступленно оплакивают мирмидонцы и Ахиллес [2, Илиада: XVIII 316–322, XXIV 710–722]. Приам, Гекуба, Андромаха, Елена, все обитатели Трои яростно оплакивают Гектора [2, Илиада: XXIV 710–722].Одиссей, мужественно претерпевший все невзгоды войны и многолетних скитаний, тоже часто искренне плачет. Он плачет, вспоминая о Троянской войне, гостя у феаков, в Аиде, при встрече с матерью, в плену у Калипсо на берегу моря при мысли о своей родине. Во время пения славного певца Демодока он скорбит, едва сдерживая слезы [2, Одиссея: VIII 92–95]. Агамемнон скорбит из-за людских потерь во время сражения. Проливает горькие слезы царь Менелай, вспоминая о коварном убийстве своего брата Агамемнона [2, Одиссея: IV 538–544]. Мужественные, крепкие, не боящиеся смерти герои поэм обнаруживают другую сторону своей натуры – у них бывает тоска, уныние, печаль, которые даже в какой-то момент лишают их смысла существования, желания жить. В таком состоянии находился Ахиллес, когда узнал о гибели своего другого Патрокла. Похожую печаль испытывал Одиссей в своих многолетних странствиях. Неслучайно, Гомер называет его страдальцем.

Приемы и способы совладания с горем и печалью. Чаще всего герои преодолевают свое горе, активно переживая его. Они не избегают душевной боли. Скорее погружаются в неё, страдают, мучаются, а также выражают ее во внешнем поведении – плаче, стенаниях, воплях, жестах. Такие действия позволяют им пережить горе. Помогают в этом и специальные люди – зачинатели плача. В отдельных случаях гомеровские герои сознательно прибегают к известным уже нам защитным приемам. Например, Ахиллес утоляет печаль «исступлением гнева», а именно, начинает оскорблять тело Гектора [2, Илиада: XXIV 50–54].

С печалью можно справиться сознательным ее подавлением: «Скроем в сердца и заставим безмолвствовать горести наши» [2, Илиада: XXIV 523], а также терпением – «Будь терпелив и печалью себя не круши беспрерывной» [2, Илиада: XXIV 549] или отвлечением от ситуации горя и печали. Можно утешить сердце, переключившись на действия, вызывающие противоположные печали положительные чувства (покой, приятная пища и наслаждения любовью). Мать Ахиллеса Фетида, утешая своего сына, говорит ему [2, Илиада: XXIV 128– 130]. Наряду с конкретными ситуативными приемами совладания со своими переживаниями есть и другие способы – жизненные стратегии, которые могут даже кардинально изменить жизнь человека, избавить его от печалей и страданий, а в некоторых случаях стать ее единственным смыслом.

Страна счастья

В своих поэмах Гомер приводит примеры счастья, о котором мечтают все люди, – полное благополучие, достаток в доме, семейная идиллия, приятные запахи, ощущения, отсутствие всякого страдания и печалей.

Остров Эолия. На острове счастливо жил бог ветров Эол (греч. Αίολος) вместе со своей женой и детьми, шестью сыновьями и шестью дочерьми [2, Одиссея: X 1–12]. Он был любимец богов. Зевс даровал ему власть над ветрами. Именно он захотел помочь Одиссею, заключив противные ветры в кожаном мешке. Жизнь на острове безмятежна. Лишь по тому любопытству и жадности, с которыми Эол слушал рассказы Одиссея, можно почувствовать у него скрытую легкую грусть [2, Одиссея: X 14–16].

Остров Схерия. Народ феаков. После кораблекрушения и гибели всех своих спутников Одиссей оказывается в стране мифического народа феаков на острове Схерии, лежавшего к северу от Итаки. Эта страна, которая поражает воображение – фактически она олицетворяет идеал земного рая. Все ее граждане счастливы и безмятежны, весело живут под властью царя – пиры, игры и пения частое явление в их жизни. А если и приходят скорби и печали, то они знают, как с ними совладать. Мудрые правители нашли верный путь забвения страданий. Они создают другую реальность, в которой есть место только веселью, телесным удовольствиям и нет – места печали и плачу. Царь Алкиной рассказывает Одиссею о своей стране [2, Одиссея: IX 5–11].

Но не только в этой стране, а почти повсеместно в поэмах Гомера встречаются такие советы скорбящим и плачущим: «утешаться питьем и едою», «Ели прекрасное мясо и сладким вином утешались», «Бросьте печаль и беспечно едой и питьем утешайтесь». Нам ничего неизвестно о причинах печали феаков. Нет оснований утверждать, что телесные удовольствия овладевают всеми их мыслями и помыслами, становятся для них самоцелью и единственным мерилом счастливой жизни. У феаков есть и другие, возвышенные цели, достижение которых приносит ощущение удовлетворенности – раскрытие своих способностей. Но факт остается фактом – веселье, ублажение плоти вином и пищей помогают отвлечься от печали. Но в этом способе есть потенциальный риск.

Сегодня хорошо известно, что наслаждение пищей и вином может стать сильным влечением, подчинить человека, породить лень и малодушие. Посредством чрезмерного употребления пищи, лекарств, напитков человек может уходить от решения проблем, заглушать боль и тревогу. Они вытесняются на некоторое время яркими образами, легкостью в поведении, позитивными ощущениями. Точно также поступает человек, испытывающий разного рода зависимости – наркотические, алкогольные, компьютерные, игровые. Очень часто он уходит в виртуальные миры, чтобы обрести обманчивое счастье и наслаждение. Но и они не могут утешить человека в полной мере в силу своей виртуальности. Духовно-душевные проблемы не решаются. Более того, человек не знает, что делать с самим собой, со своими недостатками и проблемами, у него нет средств, чтобы справиться со своими страстями. Постоянное наслаждение жизнью всегда оборачивается противоположным чувством. Оборотная сторона чрезмерного наслаждения – депрессия.

Самоактуализация

Народ феаков – творческий народ. Можно предположить, что жизненный путь, связанный с развитием творческих потенций человека, помогает ему обрести счастье и преодолеть печаль и горе, которые присутствуют в жизни каждого из нас. Гомер задолго до гуманистических психологов описал самоактуализации личности. Самоактуализация – стремление человека к наибольшему проявлению творческих возможностей его личности. От рождения у каждого из нас есть свои врожденные задатки, дарования и таланты, за развитие которых мы несем личную ответственность перед Богом. Вспомните известную евангельскую притчу о талантах [1, Мф 25: 14–30]. Итог жизни печален для тех, кто не утруждал себя в их приумножении. Герои произведений Гомера обладают несомненными дарованиями. Если в «Илиаде» в основном раскрываются их военные таланты, то в «Одиссее» Гомер большее внимание уделяет другим способностям. Так, феаки весьма искусны в пении, танцах, музыке и рукоделье. Мужчины демонстрируют ловкость в беге, в прыжках, в утомительной борьбе, а также в бросании дисков, плясках, в плаванье по морю. Царь феаков Алкиной красочно описывает таланты своего народа [2, Одиссея: VIII 246–253]. Однако для феаков совершенствование своих способностей становится самоцелью. Для них их Я идентифицируется с их талантами, которые лежат в основе их гордости, надменности и славолюбия. Слава, порожденная силой ног и крепкими мышцами, утешает сердце и прогоняет печаль. Молодой сын царя Алкиноя Лаодам прямо об этом говорит Одиссею [2, Одиссея: VIII 147–152].

Безусловно, что благодаря личностному росту, направленному на развитие способностей, герои находят позитивные средства для того, чтобы справиться с горем и печалью. Творчество, раскрытие своих талантов имеют для героев свою абсолютную ценность. В предельном варианте оно становится творчеством ради творчества, развитием способностей ради способностей. Но развитие этих специальных способностей – художественных, музыкальных, физических не всегда сочетается с развитием нравственных качеств. Люди «радушного здесь гостелюбия вовсе не знают», некоторые готовы оскорблять и унижать Одиссея.

Хорошо известно, что талант, одаренность или гениальность, которые произрастают на ниве безнравственности, приводят к гибели как самого человека, так и того общества, которое поощряет такое развитие. Неслучайно, в последние десятилетия в современной науке и культуре все больше говорят о необходимости учитывать нравственные последствия любых открытий. Самоактуализация должна быть подчинена более глубокой цели, связанной с конечным смыслом существования и бытия человека в этом мире, и включена в более широкий духовнонравственный контекст развития личности.

Мир иллюзий

Гомер описывает еще один путь ухода от страданий и печали, который открыт для человека – искусственный мир ярких ощущений, куда попадают с помощью наркотических препаратов, психоделической музыки и магических рецептов. Сегодня эти способы иллюзорной псевдозащиты широко распространены среди миллионов людей во всем мире. Одиссей со своими товарищами сталкивается с такими ситуациями несколько раз в течение всего периода странствий – в стране лотофагов, сирен и чародейки Цирцеи.

Лотофаги (от греч. lotophagoi – пожиратели лотоса). Однажды корабли Одиссея прибило к берегу Ливии, на котором проживал легендарный народ, употреблявший в пищу плоды лотоса. Страна лотофагов в переносном смысле означает место, где забываются все печали. «Мирные» лотофаги накормили разведчиков Одиссея сладко-медвяным лотосом, от действия которого они позабыли родину, утратили всякое желание возвращаться домой. Путешественники испытали настолько сильное наркотическое опьянение от лотоса, что оно затмило все прежние радости и печали. Одиссею пришлось силой вернуть товарищей на корабли, привязать их к корабельным скамьям, несмотря на слезы и плач при расставании с дурманом. Об этом рассказывает Одиссей царю народа феаков Алкиною [2, Одиссея: IX 91–102].

Остров сирен-чародеек. Сирены мифические обитали на скалистом острове поблизости от Скиллы и Харибды. Они манили моряков возможностью узнать будущее [2, Одиссея: XI 185–191]. Сирены притягивали моряков также своим чарующим пением, а затем безжалостно съедали [2, Одиссея: XII 39–146]. Сирена – архетип соблазнительной красавицы, чарующей своим внешним видом, голосом и волшебным, сладким пением. Одиссей, по совету Цирцеи, залепил воском уши своих моряков, а себя велел привязать к мачте. Богиня разрешила ему послушать пение сирен. Их сила настолько велика, что никто не мог устоять перед ними.

Остров Эй. Во время своих странствий Одиссей вместе с товарищами был занесен на остров Эй, где жила чародейка Цирцея. Она колдовством превращала людей в различных животных, объективируя их истинную звериную сущность [2, Одиссея: X 212–215]. Спутников Одиссея она превратила в свиней [2, Одиссея: X 233–245]. Одиссей смог противостоять ее чарам только благодаря чудесной траве, которую ему дал Гермес. Под маской гостеприимства, льстивых речей, ласки, миролюбия часто скрываются ложь, зло и обман. Внешняя гармония в виде приятных голосов, чарующей музыки, наполняющей окрестность, оборачиваются трагедией для путешественников. Целый год моряки жили в неге, веселье и удовольствиях, с трудом вспомнили о необходимости возвращения на родину [2, Одиссея: X 467–471].

Итак, Гомер показывает разные способы преодоления печали, горя и тоски. Во-первых, это относится к творчеству и самоактуализации, которые позволяют человеку развиваться в разных направлениях и изживать свою боль, что, несомненно, является позитивным решением проблемы, если не подпитывает греховные страсти. Другие способы иллюстрируют «страусиную» позицию человека, уходящего в иллюзорный мир фантазий.

Одни люди притупляют душевную боль, употребляя алкоголь, наркотики, а другие прибегают к магии. Для них это – своеобразные «таблетки счастья», избавляющие от страдания. Но есть и цена такого счастья. «Если с помощью таблетки я избавлен врачом от любого вида душевного страдания, – как совершенно правильно пишет врач А. Данилин, – у меня просто не может быть повода для того, чтобы что-то менять в своей жизни. Мне не нужно ничего понимать. Меня не покидает чувство собственной правоты. Какое бы решение я не принял, я ощущаю его как правильное. Я не способен взглянуть на свои поступки со стороны. Я не чувствую ударов судьбы, и мне не нужно их анализировать» [3, с. 102]. Гомер указывает на серьезные негативные последствия для тех, кто их применяет – полная утрата памяти у такого человека, включая самые главные земные ценности его бытия, любовь к родине и близким людям.

Конечно, еда, наркотики, секс, одуряющая музыка и магия – гораздо более быстрый и легкий путь «избавления» от страданий, чем работа человека над самим собой. Поэтому сегодня многие люди идут тем же путем, что и персонажи гомеровских поэм. Разница состоит лишь в том, что способов бегства от реальности сегодня стало намного больше, чем было в те далекие мифологические времена. Но это всегда – тупиковый путь, уводящий человека в мир иллюзий и лишающий его возможности найти истинные причины своих страданий, углубить свои знания о себе, обрести настоящий смысл жизни и стать человеком.

Библиографический список

  1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1988. – 1008 с.
  2. Гомер. Илиада и Одиссея / пер. И. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – 767 с.
  3. Данилин А. LSD: Галлюциногены, психоделики и феномен зависимости. – М.: Центрполиграф, 2002. – 520 с.
  4. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 367 с.

Читати також


Вибір редакції
up