Идеи феминизма в романе Эмили Бронте «Грозовой перевал»

Идеи феминизма в романе Эмили Бронте «Грозовой перевал»

Е. Н. Кузнецова

Аннотация:

«Грозовой перевал» - это произведение о любви и мести, вошедшее в золотой фонд национальной и мировой литературы. Будучи написанным в викторианскую эпоху, «Грозовой перевал» имеет некоторые особенности викторианского общества. Викторианские женщины были настолько хрупкими, что их всегда рассматривали как простое существо, ограниченное некоторыми правилами или нормами общества. Женщины всегда были жертвами патриархальной гегемонии. В данной статье приведены некоторые особенности характера главных героинь произведения, а также феминистические идеи, заложенные Эмили Бронте.

Ключевые слова: Викторианская эпоха, феминизм, общество

Abstract:

«Wuthering Heights» is a work of love and revenge, which is included in the golden fund of national and world literature. Being written in the Victorian era, «Wuthering Heights» has some features of Victorian society. Victorian women were so fragile that they were always treated as a mere beings, that has confined within some expected rules or norms of the society. Women have always been victims of patriarchal hegemony. In this article, some features of the character of the main characters of the work are presented, as well as the feminist ideas laid down by Emily Bronte.

Key words: Victorian age, feminism, society

Феминизм в настоящее время превратился в движение по ряду направлений. Однако изначально феминизм является идеологией, основанной на равных политических, экономических и социальных правах для женщин и мужчин. Теория феминизма занимается анализом социальных ролей и опыта женщин в отношении гендерного неравенства. Следы этой идеологии широко представлены и могут быть найдены в ряде литературных произведений, так как примечательными примерами являются романы, написанные авторами-женщинами (сестры Бронте, Элизабет Гаскелл, Джордж Элиот и другие).

Двойные стандарты в литературе в отношении пола были заметны ещё в девятнадцатом веке, и именно по этой причине сестры Бронте и, следовательно, Эмили Бронте писали под мужскими псевдонимами. Они изменяли имена, чтобы опубликовать свои произведения и стать известными, это свидетельствует о том, что женщины не воспринимались всерьез во многих сферах жизни, в том числе и в литературе, а также не имели возможности делать то, что им нравится. Бронте в «Грозовом перевале» представляет мир, где женщины не боятся брать то, что хотят, и бороться за лучшую жизнь.

Роман «Грозовой перевал» в некоторой степени отражает положение женщин в девятнадцатом веке, на примере Изабеллы и Кэтрин соответственно наблюдается жизненный опыт, а в некоторых случаях и последствия действий женщин, живущих в период неравенства [3].

У Нелли Дин есть ясное понимание своего места в любой семье, но она называет себя «просто слугой». Ее связь с порядком взаимоотношений между главными героями - вот что делает персонаж примечательным и отделяет ее от других героинь романа. Нелли представляет собой силу и мудрость взрослой женщины, она с легкостью манипулирует людьми.

Кэтрин Эрншоу, когда она впервые была представлена, изображается как «злая дикарка». Мысли Эллен Дин во время повествования представляют собой мнения, которых придерживались многие из общества высшего и среднего класса. Тон при описании действий Кэтрин в основном неодобрительный, поскольку общество требовало от женщин вести себя благородно и уважительно, что сильно контрастирует с описанием Эллен ее как «злой» и «дикой». Однако, несмотря на обещание Хитклиффу оставаться «грубой, как дикарка», Кэтрин неизбежно меняется из-за ее длительного пребывания у семьи Линтонов, которые представляют собой самую мощную, богатую и, следовательно, идеальную парадигму общества. В результате девушка становится жертвой идеологического воплощения женственности.

Ведь когда они с Хитклиффом были детьми - законы были им не писаны, они спали в одной кроватке, бродили по болотам, как истинные дикари, ее не интересовали платья и прочее. Между ними не существовало социальных различий, эта любовь выходила за грань гендерных условностей. Они - две части единого целого в совершенной гармонии. Гендер начинает играть роль лишь после их разлучения [4].

В итоге свобода делать то, что она хочет, исчезает, что в конечном итоге заставляет ее выбирать партнера, который считается достойным социального одобрения и стабильности с точки зрения богатства, поскольку она сама рассказывает об этом Эллен Дин: «И он будет богат, и я буду самой великой женщиной».

Читатель впервые знакомится с Кэтрин в произведении, когда дикая природа бушует, что, похоже, является воплощением самой героини - ветреные луга, которые воплощают мрачность, одиночество. Она слишком сильная, чтобы быть прирученной, а аура власти в ее характере, даже в детстве, не поддается сомнению.

По сути, Кэтрин является примером типичной героини романов девятнадцатого века, ведь смыслом жизни для нее является выбор правильного мужа, который был бы принят обществом. Но это выбор в конечном итоге приводит к ее смерти, поскольку Хитклифф говорит: «Ты любила меня, тогда какое право ты могла оставить меня?»

Кроме того, как только Кэтрин вышла замуж за Линтона, ее свобода побродить по болотам стала ограничена, чем она явно недовольна, «то, что меня больше всего раздражает, - это разрушенная тюрьма ... Я устала, устала от этого». Её желание вернуться на Грозовой Перевал, где гендерные роли четко не определены, является заметным во время ее болезни, поскольку она чувствует отчаяние в одомашненном и ограниченном образе жизни.

На Мызе Скворцов она в одночасье стала миссис Линтон, где пожалела о том, что не является такой же свободной, какой она была раньше. Линтон, как представитель элиты, олицетворяет «господство патриархата», против которого восстает Кэтрин. Это проявляется, когда она ударяет его в сцене ссоры.

У Кэтрин также есть мужские черты, которые подрывают стереотипный взгляд на женщин в девятнадцатом веке, так как она изображается властной, упрямой девушкой, которой нет равных. Ее отказ от еды можно рассмотреть, как акт восстания против патриархальной иерархии. Вопреки возражениям Эдгара она все равно виделась с Хитклиффом, что также указывает на ее влияние.

Кроме того, нельзя отметить, что Кэтрин обладает большой властью над мужскими персонажами в книге, даже несмотря на то, что умирает практически в середине сюжета. Ее присутствие продолжает доминировать и действует на мысли и действия как Эдгара, так и Хитклиффа [2].

Образы Кэтрин и Изабелла предназначены для зеркального отображения друг друга. Изабелла Линтон, в отличии от Кэтрин, изначально изображается как очаровательная молодая леди восемнадцати лет, инфантильная в манерах, что и ожидалось от девушки тех времен.

Трагическое романтическое увлечение Хитклиффом напоминает элементы готического сюжета. Ее образ представляет собой прямую противоположность тираническому и патриархальному поведению Хитклиффа. В итоге она становится обреченной из-за неповиновения и неподчинения патриархальной воле, лишается статуса и богатства. Девушка становится жертвой предательства Хитклиффа и инструментом его мести.

Тем не менее Изабелла показывает значительное изменение характера, она сопротивляется тирании мужчины. Желание власти Изабеллы является нехарактерным для женщин ее социального класса. Она убегает от Хитклиффа из Грозового перевала, что еще раз показывает ее волю и силу.

Ведь если женщина окажется пойманной, она рискует быть наказанной законом. В своем письме Эллен, девушка выражает желание убить Хитклиффа. Хотя, она не первостепенной героиней романа, Изабелла, используется автором, чтобы подчеркнуть права и возможности женщин. Оставив Хитклиффа, Изабелла может стоять на своих ногах без помощи и контроля мужчин. Ей удается жить одной и содержать себя и своего сына - это было неприемлемо для викторианского периода.

Кэти Линтон в какой-то мере повторяет жизнь матери, проживая большую часть жизни в Мызе Скворцов. Она идет против воли отца и отправляется на болота. В конце концов, она выходит замуж по любви. Ее брак - настоящее партнерство, основанное на доверии и уважении [2].

Другим важным аспектом романа Бронте является упор на образование, которое сильно связано с борьбой женщин за их права и, следовательно, отражается на личностях персонажей. Автор показывает важность образования в изображении всех персонажей, ведь оно является важным предметом для женщин в то время.

Это типичный сюжет романа викторианского романтизма, однако Бронте определяет и демонстрирует трудности, связанные с жизнью женщины. Кэтрин интерпретируется как героиня в романе, однако она не может быть героиней своей жизни. У нее нет полномочий, в которых она больше всего нуждается. Бронте показывает нам, какой на самом деле является женщина, какой она должна быть. «Грозовой перевал» представляет новую эпоху в литературе и изменение в преобладающем патриархальном обществе [1].

Использованные источники:

  1. INTERNATIONAL EDUCATION AND RESEARCH JOURNAL [Электронный ресурс] / Ruptalin Engtipi. — Электрон. журн. — 2017. — Режим доступа: http://ierj.in/joumal/index.php/ierj/article/view/1391, свободный (дата обращения 27.04.18)
  2. FREE BOOK SUMMARY [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — 2017. — Режим доступа: https://freebooksummary.com/feminist-ideas- in-emily-brontes-wuthering-heights-13656, свободный (дата обращения 14.04.18)
  3. SCATTERBOOKER [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — 2015. — Режим доступа: https://scatterbooker.wordpress.com/2015/01/20/feminism-in-wuthering-heights/, свободный (дата обращения 13.04.18)
  4. org [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — 2013. — Режим доступа: http://womenation.org/dworkin-wuthering-heights/, свободный (дата обращения 13.04.18)

Биография

Произведения

Критика

Читати також


Вибір редакції
up