Отражение литературного стиля в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»

Отражение литературного стиля в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»

В. Ф. Егорова

В данной статье рассматривается комедия французского писателя Мольера «Мещанин во дворянстве». Анализируется литературный стиль комедии.

Ключевые слова: комедия, классицизм, литература, пьеса, буржуазия.

Ведущим литературным стилем в европейской литературе семнадцатого и восемнадцатого веков является классицизм. Классицизм (от французского образцовый) - это художественный стиль и эстетическое направление 17 и 18 веков [1].

Несомненно, в 17 в. в европейской литературе было написано много хороших произведений, таких как «Андромаха», «Федра» Расина, «Сид», «Гораций» Корнеля. Но в своей статье я решила рассмотреть комедию известного французского писателя-классициста Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве», написанного в 1670 г.

Известно, что классицисты стремились приблизиться к тем образцам, которые появились в античные времена. В своих произведениях они учитывали иерархию литературных жанров. Важным элементом является учение о разуме. Классицисты аще описывали универсальные типы человеческих характеров, всегда думали о воспитательной роли искусства. Одним из таких людей, которые начали появляться в семнадцатом веке, является главный герой пьесы «Мещанин во дворянстве» господин Журден.

Комедия была написана по заказу короля Франции Людовика 14 - короля - солнца. В Париж приехало турецкое посольство и Король встретил их на высшем уровне. Но турки не увидели в этом никакого великолепия. Тогда Король вызвал Мольера и поручил ему написать комедию, которая бы заставила смеяться над турецкими церемониями. Таким образом, появилась одна из самых известных комедий Мольера «Мещанин во дворянстве». Здесь Мольера высмеял характерное явление для французской общественной жизни - тягу к буржуазии и приобретению дворянского титула, также процесс преображения буржуа в дворян.

Во Франции в 17 веке общество было разделено на два лагеря: «двор» и «общество». Буржуа могли покупать должности, усваивать дворянские манеры. Высокая дворянская культура была противопоставлена неразвитому

уровню буржуазии. Мольер делили людей третьего сословия на три группы: люди, которым свойственны патриархальность, косность, консерватизм; люди нового склада ума, имеющие чувство собственного достоинства; а также те, кто подражает дворянству, к которым и относится господин Журден.

Данная комедия Мольера - это яркий пример классицизма. Для классицизма характерны такие черты, как нормативность правил, деление жанра на высокие, средние и низкие, культ ума и гармоничность форм. Все вышеперечисленные черты характерны для данной комедии. По мнению классицистов, в комедии должны выделяться такие отличия, как:

изображение повседневной жизни;

условный сюжет и комедийная форма;

задача «смешить и смехом пользовать»;

установка на разговорный язык;

счастливый конец;

в комедии всего должно быть пять действий.

Также некоторые рассматривают пьесу как комедию-балет, поскольку она состоит из танца и музыки.

Главным героем, как уже говорилось, является господин Журден. Он представляется сатирическим героем. Он всеми силами пытается проникнуть в аристократическую среду. Он кажется смешным в стремлении разбогатеть и иметь хорошие связи. Для тог, чтобы добиться своей цели, он нанимает целый штат учителей: музыканта, танцора, фехтовальщика, философа [2].

Журден подражает чужой культуре, то есть дворянству, являясь грубым и невежественным человеком. В этом то стремлении и проявляется его комизм. Смешным он представляется и в безвкусном наряде. Который он одевает для занятия танцами поверх своего ночного колпака.

Несмотря на то, что у него есть жена, он заводит любовницу Доримену на стороне. В этом деле ему помогает Дорант. Дорант - мошенник, готовый ради наживы совершить любую подлость, хотя он является человеком благородного происхождения. На самом деле, Дорант хочет использовать Журдена для своих же целей. Доримена же, недалеко ушла по характеру от До- ранта. Дорант и Доримена - представители дворянского сословия. По мере развития комедии, Журден оказывается более честным на их фоне.

Мольер осмеивает подражание Журдена дворянам. Журден, словно мальчик на побегушках, делает все, что советуют его учителя и копирует то, что делают аристократы.

В конце комедии Журден принимает звание «мамамуши». Для обряда облачения он наряжается в маскарадный костюм. Слово «мамамуши» было придумано самим Мольером как «мнимотурецкое слово». Впоследствии слово стало нарицательным для обозначения вельмож.

Автор вводит и совершенно новую сюжетную линию. Это история любви Люсильи, дочери господина Журдена и Клеонта. Клеонту удается уговорить Журдена дать дочку в жены ему лишь со второй попытки. В первый раз Журден отказывает Клеонту лишь потому, что тот является буржуа. Тогда Клеонт прибегает к хитрости. Он переодевается турецким султаном и просит руки Люсильи. Тогда Журден, узнав, что сын турецкого султана просит руки его дочери, он соглашается. Как сильно Клеонт любит Люсилью можно посмотреть в следующей реплике: «Да, она с капризами, тут я с тобой согласен, но красавица может все себе позволить, красавице можно все простить».

В пьесе выделяются несколько тем: семьи, брака, воспитания и образования.

Господин Журден хотел насильно выдать свою дочь за буржуа, а не простого мещанина. В наше время все по-другому. Родители не выбирают детям их будущих жен и супругов, к тому же совсем необязательно, чтобы невеста или зять понравились будущим родственникам.

Что касается правил классицизма, то герои должны быть неизменными. То есть у героев внутреннего развития мы не видим. Под эту характеристику и подходит Журден. Он, от начала до конца комедии остается верен своему идеалу - преклонению перед дворянством, желанию влиться в аристократическую среду. В комедии прекрасно гармонируют друг с другом серьезность актуальной проблемы, поставленная в 17 веке и веселость комедии-балета.

Хотелось бы заметить, что в своих произведениях Мольер изображает действительность, проблемы, которые волновали народ в то время. Мольер является одним из лучших писателей семнадцатого века. Мольер отлично развирался в характерах людей, будто видел сквозь их желания, предугадывал их поступки. Пьеса по своей проблематике актуально и по сегодняшний день.

Писатель изображал человеческие пороки, протестуя против социальной несправедливости. Его волновали нарушения норм человеческой природы, отклонения от естественных стремлений человека во имя надуманных ценностей. По мнению Мольера, каждый человек должен уметь подчинять себе свои желания, руководствоваться только разумом. Мольер смеется над Журденом, но не презирает его, а стремиться вызвать сочувствие у зрителей. Мне кажется, что Журден, выставляя себя в смешном виде, все дальше и дальше уходит от своего стремления стать дворянином.

В заключении хочется сказать, что Мольер написал очень «живую» комедию, потому что она заставляет человека задуматься над своими поступками, запрещает слепо копировать чужие поступки. Мольер высмеял тех людей, которые выдают себя за тех, каковыми они не являются на самом деле. Глупо подражать чему-либо, если это выглядит неестественно. Как гласит народная мудрость - рожденный ползать, летать не умеет.

Список литературы:

  1. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Кругосвет».
  2. Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков / Ред. и сост. В.И. Новиков. - М.: Олимп: ACT, 1998. - 832 с.

Биография

Произведения

Критика

Читати також


Вибір редакції
up