Концепт «honneur» (честь) в публицистике Ж. Бернаноса периода Второй мировой войны
Е. А. Митропольская
Статья посвящена изучению проблематики и художественного своеобразия публицистики Жоржа Бернаноса, известного французского писателя первой половины XX века. Объектом внимания являются полемические выступления Жоржа Бернаноса периода Второй мировой войны, ставшие заметным фактом духовного Сопротивления и поднимающие проблему нравственного противостояния мистике и прагматике новых тоталитарных идеологий. Настоящее исследование рассматривает индивидуально и исторически обусловленные особенности трактовки писателем концепта ‘honneur’ (‘честь’, ‘достоинство’) и его роль в публицистике указанного периода.
Ключевые слова: Ж. Бернанос, французская литература ХХ века, публицистика, Вторая мировая война, концепт, концептуализация.
Ж. Бернанос (1888-1948) - крупнейший французский писатель первой половины XX века, один из создателей, наряду с Ф. Мориаком и Ж. Грином, жанровой разновидности «метафизического» романа - известен также как яркий публицист, автор множества статей и книг, посвящённых острым проблемам современности1.
Центральная тема этого богатого публицистического наследия - тема нарастающей дегуманизации индустриального общества, для которого высшими ценностями являются категории прибыли, материального благополучия, эффективности. Писатель точно определяет хронологические рамки индустриальной цивилизации - Х1Х-ХХ века, включает в свои тексты упоминания исторических лиц, событий, анализирует основные социальные и политические тенденции эпохи, выявляя их связь с экономическими процессами и экономическими интересами государств и правящей элиты. Но первопричину кризисных явлений Бернанос видит в духовной сфере2. Главную опасность, по его мнению, представляет изменение менталитета, деградация душ, которые проявляются в отказе от системы духовных ценностей, закреплённых во французской и мировой культуре.
Другая основополагающая идея, обусловившая своеобразие публицистики Бернаноса, как в части концептуального наполнения, так и в стилистическом, и в жанровом аспектах, - это мысль о долге писателя (и всякой внутренне свободной личности), сохранившей собственное достоинство, противостоять разрушительным тенденциям, ведущим к раз-рушению цивилизации3. Так, осознание писателем своей роли морального гида поколения объясняет, с одной стороны, подчёркнутую обращённость публицистических текстов к читателю и, с другой стороны, стремление подчеркнуть причастность автора и читателей к одному национальному миру или же к одной духовной общности. Эта особенность публицистики Бернаноса проявляется уже в стилистике заглавий. «Французы, если бы вы знали», «Свобода, зачем?», «Будущее - это вы!», «Мы, французы».
Одной из ярких примет публицистических текстов Бернаноса является соединение черт публицистического стиля и ораторской прозы с качествами, характерными скорее для художественной литературы: повышенной эмоциональностью, образностью, особым вниманием к фактуре слова. Не случайно в русском издании сборник публицистических текстов Бернаноса был включён в серию «Художественная публицистика»2. И вместе с тем, ни в романистике, ни в произведениях публицистического характера, вопросы техники письма и стиля не становятся для писателя самоцелью: слово рассматривается прежде всего как средство концептуализации действительности. Это качество выявляется вновь на уровне названий публицистических сборников, где метафорическая образность служит выявлению главной идеи книги, содержит в свёрнутом виде её концепцию. Таков пример заглавий «Франция против роботов» или «Дорога Распятия Душ...». Название этого сборника, включившего часть статей периода Второй мировой войны, построено на пересечении нескольких смыслов. Один из них - метафора, раскрывающая горький взгляд автора на мир, где человеческие души распяты. Очевидна также отсылка к определённому историческому контексту. В предисловии к книге раскрывается ещё одно значение: Бернанос рассказывает безыскусную историю выбора заглавия. Дорога Распятия Душ - реальное название дороги, которая вела к его дому в Бразилии, куда писатель переехал ещё до начала войны. Но тот факт, что конкретная и на первый взгляд прозаическая деталь оборачивается вдруг ёмкой метафорой, заставляет задуматься над неслучайностью совпадений и высшим смыслом как больших исторических, так и малых жизненных событий, причастных к единой драме бытия4.
В публицистике Бернаноса выстраивается система концептов, которая осмысливается писателем как национально значимая. Одним из центральных при этом становится концепт ‘honneur’ - честь. Об этом Бернанос размышляет в статье «Цинизм Силы и лицемерие Права», опубликованной в первые же дни после капитуляции Франции. В статье обозначены основные, по мнению автора, характеристики концепта: «Честь - это соль земли», человек или народ, не обладающие честью, вскоре начали бы загнивать; честь и жизнь нации составляют единое целое; другие понятия - равенство, право, справедливость - могут восприниматься по-разному; концепт ‘честь’ - данность, понимание которой открыто и старикам, и детям5.
Бернанос анализирует концепт ‘честь’ в синхроническом и диахроническом аспектах, как концепт, находящийся в развитии, связанный с историей народа, претерпевающий изменения в современности и вместе с тем устремлённый в будущее. В ряде статей отмечается глубокая укоренённость этого концепта в историческом сознании народа. Само появление понятия ‘честь’, ‘достоинство’ связывается с историей возникновения рыцарства и распространением христианства, процессы, которые расцениваются Бернаносом как существенные моменты формирования французской нации. При этом указания на эпоху возникновения концепта носят обобщённый и идеализированный характер. Это старая добрая Франция, - «самая старая христианская страна Европы», нация, «сформировавшаяся на протяжении веков». Понятия ‘честь’, ‘достоинство’ рассматриваются как один из «наследственных рефлексов французского народа». Французское рыцарство - «самая старая военная аристократия Европы» - предстаёт идеальной носительницей концепта ‘честь’. Речь идёт не столько об анализе концепта и исторических факторов его появления, сколько об отсылке к образу старой Франции в трудах французского историка Мишле, упоминание которого часто встречается в публицистике Бернаноса.
Выразителями традиционных духовных ценностей выступают у Бернаноса Жанна д’Арк (один из излюбленных образов его публицистики) и соборы Франции, не сдавшиеся врагу - неожиданный и сильный образ, созданный в статье «Соборы Франции держат фронт»6. В этой и других статьях отсылка к прошлому вписывает указанный концепт в ряд традиционных национальных ценностей и одновременно формирует позитивный фон для его восприятия.
Разработка хронологического пласта, связанного с бытованием концепта в историческом прошлом, выступает контрастом к описанию современного его функционирования.
Современное состояние концепта характеризуется, по мнению писателя, прежде всего резким сокращением числа людей, рассматривающих ‘честь’, ‘достоинство’ как одну из определяющих нравственных ценностей. В качестве доказательства Бернанос приводит реакцию французов на подписание Петэном позорного перемирия в 1940 году. В письме, адресованном Г. Галлимару, крупнейшему французскому издателю, опубликовавшему книгу «Дорога Распятия Душ», Бернанос отмечает тот факт, что подавляющее большинство французов одобрили действия Петэна. Лишь «немногие французы», «небольшое число французов» (в тексте содержится уточнение «Мы - я имею в виду несколько тысяч французских патриотов...») противостояли этому решению, сохранив верность понятию ‘честь’. Подчёркивая общенациональный характер концепта ‘честь’, Ж. Бернанос вводит понятие ‘национальная честь’, одним из носителей которой предстаёт Ш. де Голль - «первый участник Сопротивления»7.
Характеризуя состояние духовного оскудения, лежащего в основе всех кризисных явлений современности, в том числе Первой и Второй мировых войн, писатель детально разрабатывает исторический пласт, относящийся к современности, откликаясь на события военной хроники, цитируя множество имен политических и военных деятелей, журналистов, писателей, чью позицию он разделяет или отвергает. Образы этих людей и событий предстают как живое воплощение понятий чести или бесчестия в современном мире. Многие из упомянутых фактов и имен представлены в контексте заочной полемики, которую писатель ведет с публикациями и выступлениями, появляющимися в различных печатных изданиях или радиопередачах той поры. Цитирование конкретных имен и событий, имевших остроту и актуальность в момент появления статьи, сегодня требуют специального исторического комментария.
Таким образом, Ж. Бернанос сознательно выдвигает в центр системы концептов, представленных в публицистических текстах периода Второй мировой войны, концепт ‘честь’, опираясь на воспитательное значение жанра и возможности интеллектуального и эмоционального воздействия, заложенные в языке. Использование ряда риторических приемов, также как принципа диалогизма, полемической реакции на злободневные события, служит усилению эмоционального воздействия, способствующего закреплению концепта на сознательном и подсознательном уровнях личности. В связи с этим можно заметить, что статьи рассматриваемого периода расширяют представления о возможностях публицистического жанра.
Примечания:
- Ж. Бернанос известен российскому читателю благодаря неоднократным публикациям произведений на языке оригинала и в переводе на русский язык. См.: Бернанос, Ж. Сохранять достоинство : худож. публицистика. М. : Прогресс, 1988.
- Бернанос, Ж. Что такое «фашист» // Бернанос, Ж. Сохранять достоинство. С. 362.
- Бернанос, Ж. Самоубийство Стефана Цвейга // Там же. С. 355.
- Bernanos, G. Le Chemin de la Croix-desAmes : premiere edition. P. : Le Rocher, 1987. 31-32.
- P. 63.
- P. 99-102.
- P. 25-27.
Произведения
Критика