Писательские и издательские стратегии Э. Синклера

Писательские и издательские стратегии Э. Синклера

Е. В. Кешарпу

Американский писатель-социалист Эптон Синклер много писал о проблеме тяжелого положения писателя на литературном рынке, о продажности редакторов издательств и прессы, критиковал денежные отношения в сфере литературы. Позиционируя себя как писателя-бессребреника, социалиста, «разгребателя грязи», противостоящего капиталистическому флангу газет и издательств США начала XX в., Синклер добился всемирной известности и популярности и вместе с тем вызвал гнев законодателей литературной моды Америки (Г.Л. Менкен, В.В. Брукс), критиковавших писателя за социалистический фанатизм и публицистический стиль. Статья посвящена анализу нетривиальных писательских и издательских стратегий Синклера, которые позволили ему быть успешным на литературном рынке вопреки критике современников и многочисленным экономическим взлетам и падениям, с которыми был сопряжен путь писателя. Материалом для исследования служат письма и мемуары Синклера, публикации в прессе (отзывы и рецензии на его произведения). В писательской карьере Синклера ключевую роль сыграли несколько факторов: он не ограничивался литературным вымыслом, выигрышно сочетая элементы художественного и нефикционального письма, писал на самые разнообразные темы, заводил дружбу с мировыми знаменитостями (Г. Уэллс, Б. Шоу, Махатма Ганди, Ч. Чаплин, А. Эйнштейн и др.), активно печатался в социалистических журналах, сам издавал свои книги, продавал их по мизерным ценам или рассылал бесплатно, имел собственный независимый журнал. При этом Эптон Синклер и играл против правил литературного рынка, и порой действовал по его законам.

Ключевые слова: Эптон Синклер; экономика литературы; литературный рынок; писательские стратегии; история литературы США.

Эптон Синклер (1878-1968), известный американский писатель, издатель и общественный деятель, занимал в «литературном поле» необычное положение: он принадлежал к левому флангу писателей-социалистов, «разгребателей грязи» и поэтому стоял вне круга американских «высоколобых» писателей и критиков начала XX в. (У.Д. Хоуэллс, Г.Л. Менкен и др.). Творчество Синклера воспринималось ими как социалистическая пропаганда, и потому он крайне редко печатался в наиболее популярных литературных журналах, авторам которых была обеспечена широкая общенациональная аудитория (“Harper’s Magazine”, “New Yorker”, “Smart Set”, “Atlantic Monthly”, “Little Review”). Законодатели литературной моды США, такие как Г.Л. Менкен, Г.М. Джонс, П.Э. Мор, В.В. Брукс, У.Д. Хоуэллс и др., постоянно критиковали — или, напротив, демонстративно игнорировали Синклера. Писатель всю жизнь был одержим горячей верой в то, что сможет изменить мир. В переписке со своим другом Майклом Голдом он признавал наличие у себя «комплекса Иисуса», «в котором сейчас больше всего нуждается общество» [Sinclair, 1932: 99] и литературу рассматривал как орудие борьбы с социальной несправедливостью1. Однако книжные обозреватели находили Синклера «неисправимым идеалистом» [Mencken, 1920: 139—140] и критиковали его сочинения за социалистическую фанатичность и публицистический стиль [Moss, 1907: 122; Maxwell, 1919: 578]. Один из самых влиятельных критиков первой трети XX в. Ван Вик Брукс отзывается о Синклере так:

«Еще до поступления в колледж Эптон Синклер обеспечивал себя тем, что писал бульварные романы, на которых он набил себе руку, что наложило фатальный отпечаток на его стиль, поэтому вряд ли он может считаться серьезным писателем.

Он мало интересовался человеческой природой, плохо умел передавать характер, и эта его слабость с годами становилась все более и более очевидной <...> персонажи Синклера, как правило, выглядят картонными куклами» [Brooks, 1952: 380, 382].

Другой формой реакции на сочинения Синклера было их полное или частичное игнорирование литературными авторитетами. В своей автобиографии Синклер пишет: «Как писатель я мечтаю только об одном: что однажды Пол Элмер Мор сочтет мои книги достойными его критики» [Sinclair, 1932: 120]. Среди колоссального собрания статей и рецензий Хоуэллса, не пропустившего в своих книжных обзорах ни одного значительного произведения, выходившего как в Америке, так и за ее пределами, нет ни слова об Эптоне Синклере, хотя о макрекерах и натуралистах (Ф. Норрис, С. Крейн и т.д.) он пишет в 1910-е годы много.

Тем не менее, несмотря на «бойкот» и высмеивание критикой, его сочинения вызывали в обществе большой общественный резонанс.

К зрелым годам, пройдя длинный путь лишений и жизненных перипетий, Синклер добился всемирной известности и признания его заслуг на литературном поприще. В основе его успеха лежат нетривиальные писательские и издательские стратегии, нередко идущие вразрез с общепринятыми «технологиями» достижения успеха на литературном рынке Америки. Можно выделить несколько ключевых факторов успеха Эптона Синклера. Прежде всего он сумел создать себе репутацию «доктора социальных наук», работая на стыке художественной литературы и публицистики. С самого начала своей карьеры Синклер не ограничивался романами, построенными исключительно на художественном вымысле, но создавал и романы «документальные», в разных пропорциях сочетая факты, журналистское изображение реальных событий и лиц с вымышленными событиями и персонажами. Синклер также печатал эссе на самые разнообразные темы (обучение языкам, здоровое питание, вопросы семейных отношений и религии, борьба за трезвость, политика, спорт, психология, образование, кино). Рецензии на его сочинения появлялись в периодике самого широкого профиля — журналах медицинских, экономических, религиозных, психологических и т. д. Таким образом, Синклер широко выходит за рамки чисто литературного поля, осваивая нестандартные для литератора ниши социального исследователя и политика. Очевидно, что это «работало» и на его писательскую известность, на его литературную репутацию.

Синклер нашел свое место в кругу социалистических писателей и активистов. В 1900-1920-е годы социалистическое движение Америки переживало период своего наивысшего подъема. Социалистами были многие известные американские писатели и журналисты (Дж. Лондон, М. Истмен, М. Голд и др.), они образовывали довольно широкий влиятельный круг, имели свои издательства (“Haldeman-Julius”, “Alfred A. Knopf”) и периодику (“Wilshire’s Magazine”, “Nation”, “Masses”, “Appeal to Reason”, “International Socialist Review”), где Синклер активно печатался.

Еще одним ключевым фактором успеха Синклера были его многочисленные личные и деловые контакты с американскими и иностранными писателями, критиками и редакторами. Как ни один другой американский литератор он умел заводить дружбу с мировыми знаменитостями (среди которых были не только писатели), что отражено в его колоссальной по объему переписке. В число его корреспондентов входили Т. Манн, Махатма Ганди, Ч. Чаплин, А. Эйнштейн, С. Эйзенштейн, Р. Тагор, близкими друзьями Синклера были левые писатели — Б. Шоу, Г. Уэллс. Это способствовало широкой известности Синклера за рубежом, даже большей, чем на родине; его книги переводились на десятки иностранных языков.

Отличительной особенностью писательских стратегий Синклера был имидж альтруиста, не стремящегося к коммерческому успеху. Он был гораздо более заинтересован в доступности своих изданий для самого широкого круга читателей, чем в гонорарах. В автобиографии он писал: «... я потерял многие тысячи долларов, чтобы сделать свои книги доступными для студентов» [Sinclair, 1932: 68]. Деньги, которые ему принес роман «Джунгли» (30 тыс. долл.), Синклер полностью вложил в строительство утопической социалистической колонии «Геликон-холл». Он так объяснял свой выбор: «Когда ко мне пришел успех, я стал думать о том, чтобы основать колонию, или свой журнал, или поставить пьесу, или организовать забастовку. Что-то, что необходимо для того, чтобы сделать мир таким, каким он должен быть» [Sinclair, 1932: 163]. Как предприниматель Синклер зачастую был неудачлив, и вместо дохода его проекты вовлекали его в расходы: в постановку пьесы «Джунгли» он вложил три тысячи долларов, в кочующий социалистический театр — две тысячи долларов, несколько тысяч долларов — в золотые прииски своего друга Г. Уилшира; все эти предприятия прогорели. Начинающий социалистический писатель М. Уильямс, с которым Синклер совместно написал книгу «Хорошее здоровье: как его заработать» (1909), в течение полугода жил за счет своего патрона и весь гонорар издательства “Frederic A. Stokes” за эту книгу присвоил себе. Созданное при активном участии Синклера Межуниверситетское социалистическое общество (Intercollegiate Socialist Society) (1905-1921) не приносило никакого дохода, но требовало от писателя много времени и сил. Ради осуществления своих утопических проектов Синклер писал статьи на самые разнообразные темы, переплавляя в них собственный жизненный опыт, например, писал статьи о вегетарианстве и здоровом образе жизни в журнал “Physical Culture”, которые стабильно приносили ему ежемесячный доход в 150 долларов. Однако, несмотря на безразличие к коммерческой стороне писательского ремесла (а во многом и благодаря этому), он активно наращивал свой «символический капитал» писателя-альтруиста, радеющего о справедливости и благополучии общества.

Наконец, чтобы обрести свободу голоса и не зависеть от коммерческих издательств, Эптон Синклер стал выпускать собственный журнал “Upton Sinclair’s”. Всю работу по изданию журнала (автора, редактора, рассылку журнала подписчикам) выполнял один-единственный человек — сам Синклер. Журнал выходил в 1918-1919 гг., после чего обанкротился и слился с другим социалистическим журналом “Appeal to Reason”. В журнале “Upton Sinclair’s” печатались политические и социалистические эссе Синклера, его полемика с критиками (Г.Л. Менкен), серийные издания произведений Синклера (трактат «Выгоды религии», роман «Джимми Хиггинс»), а также сочинения его жены Мэри Крейг и друзей (Дж. Стерлинга, Г. Уэллса). Самостоятельное издание своих книг Синклер практиковал всю жизнь, что было очень важной стратегией, поскольку многие его скандальные книги издатели печатать отказывались (например, трактаты «Медная марка», «Искусство Маммоны» и «Деньги пишут!»).

Таким образом, «американский бунтарь», «наивный радикал», «романтик», «идеалист» социалист Эптон Синклер сумел определить для себя нишу, сегмент литературного рынка, которую смог занять и максимально использовать. Грамотно выстроенные стратегии подтверждают социальное чутье и компетентность Синклера, который доказал, что он «доктор социальных наук», не только своей прозой, но и умением действовать в поле литературы, использовать и даже самому создавать литературные институции, выстраивать отношения с агентами литературного поля — коллегами-писателями, читателями, издателями, а также с властью — находясь в оппозиции к ней, использовать возможности этой оппозиции. Парадоксальным образом Эптон Синклер, который всю жизнь был ярым противником капитализма и апологетом альтруизма, успешно действовал почти 70 лет на капиталистическом литературном рынке Америки.

Список литературы:

  1. Венедиктова Т.Д. Литературный дискурс как теория социального // Новое литературное обозрение. 2019. Т. 155. № 1. С. 14-26.
  2. Панова О.Ю., Панов С.И. «Драйзер смотрит на Россию»: к истории книги Т. Драйзера об СССР // Вестник Университета Российской академии образования. № 4 (77). С. 61-67.
  3. A Strait Talk for Adults [Review of«Sylvia’s Marriage» by U. Sinclair] // British Medical Journal. 1916. Jan. 8. P. 53.
  4. Brenny V.J. William Dean Howells: A Bibliography. Metuchen, 1973.
  5. Brooks V.W. The Confident Years: 1885-1915. N.Y., 1952.
  6. Buscemi F 1900-1918: The Normality of Meat // From Body Fuel to Universal Poison: Cultural History of Meat. Cham, 2018. P. 29-48.
  7. Coodley L. Upton Sinclair: California Socialist, Celebrity Intellectual. Lincoln, 2013.
  8. Erdheim C. Naturalism’s Dietary Discourse: From Fasting Fads to Sinclair’s Social Reforms // Food, Culture and Society. 2013. Vol. XVI. № 4. P. 633-649.
  9. Gibson W.M., Arms G. A Bibliography of William Dean Howells. N.Y., 1948.
  10. Gloriosus M. The Goose Step by Upton Sinclair // Journal of Educational Research. 1923. June. Vol. VIII. № 1. P. 74-76.
  11. Graf R. Truth in the Jungle ofLiterature, Science, and Politics. Upton Sinclair’s “The Jungle” and Food Regulation in the United States in the Progressive Era [Wahrheit im Dschungel von Literatur, Wissenschaft und Politik: Upton Sinclairs “The Jungle” und die Reform der Lebensmittelkontrolle in den USA der “Progressive Era”] // Historische Zeitschrift. 2015. Vol. CCCI. № 1. P. 63-93.
  12. Hitchcock C.N. The Brass Check: A Study ofAmerican Journalism: By Upton Sinclair // Journal of Political Economy. 1921. April. Vol. XXIX. № 4. P. 336-388.
  13. M. Thomas More in America // Utopian Studies. 2016. Vol. XXVII. № 3. P. 521-528.
  14. Maxwell W.B. Novels of Various Mood // Bookman. 1919. July. P. 578.
  15. Mencken H.L. On Journalism // Smart Set. 1920. April. Vol. LXI. № 4. P. 138-144.
  16. Micheli G. Upton Sinclair, a Poet Against Capital // Ponte. 2017. Vol. LXXIII. № 3. P. 83-89.
  17. Moss M. The New Novels // Atlantic Monthly. 1907. Jan. P. 122.
  18. Sinclair U. American Outpost: A Book of Reminiscences. N.Y., 1932.
  19. Sinclair U. My Lifetime in Letters. Columbia, 1960.
  20. Walker R. American Socialist Triptych: The Literary-Political Work of Charlotte Perkins Gilman, Upton Sinclair, and W.E.B. Du Bois // American Literary Realism. 2013. Vol. XLVI, № 3. P. 86-87.

Биография

Произведения

Критика

Читати також


Вибір редакції
up