Актер Дмитрий Сердюк. Про искусство, свободу и чувства

Актер Дмитрий Сердюк. Про искусство, свободу и чувства

Читать мысли творческих людей не только интересно, но и полезно. Так мы получаем уникальную возможность посмотреть на мир под другим углом. Порою рассуждения художника могут и вдохновить. Предлагаем Вашему вниманию интервью с актером Театра на Малой Бронной Дмитрием Сердюком.

Искусство существует потому, что мир неустроен и неблагополучен.
Если бы мир был прекрасен, то никакой потребности в искусстве и не возникло бы. Человек жил бы гармонично и этого было бы вполне достаточно.

Люди приходят в театр, чтобы получить небольшую порцию смерти – недавно услышал эту формулировку. На самом деле, так и есть: театр – это нечто загадочное и волшебное, равно, как и смерть. Приходя на спектакль, зритель хочет окунуться в тайну, скрытую от его глаз в повседневной жизни, увидеть чудо, созданное в черной сценической коробке.

Меня нет в социальных сетях и, надеюсь, не будет. Это, поверьте, не способ выделиться. Я действительно не хочу тратить на это время, хотя многие считают, что сеть – это поле для свободного высказывания своих мыслей, наблюдений, впечатлений. Я пока пользуюсь более простыми способами обмена впечатлениями и мне намного понятнее и приятнее это делать, видя человека, его глаза.… Тем более такой человек у меня есть.

Москва – город скоростей, город, в котором трудно уловить и почувствовать время. Мне почему-то кажется, что Москва очень много дает тебе, если ты живешь не по принципу урвать или идти по головам. Здесь работает обмен твоего таланта, труда, работы на возможности этого города. Прежде всего, Москва – это город, который подарил мне потрясающие знакомства, ГИТИС, театры, в которых я служу, роли, друзей. Я очень люблю этот город и отношусь к нему с огромным трепетом и уважением к его истории.

Не люблю слово «красота», оно какое-то непонятное, общее. В связи с этим словом в голову приходят улицы, украшенные новогодними гирляндами, причем не всегда со вкусом. Красота – это понятие субъективное и индивидуальное.

Чувства движут миром, тот самый пресловутый лозунг "любовь и красота спасут мир", по-моему, работает на все сто. И пока это так, наш шар будет жить, хотя с каждым веком чаша весов неизвестно куда больше перевешивает.

Любовь может быть разной, не всегда мы это чувство можем описать, вложить в звук произнести, это нечто загадочное, таинственное, чаще непонятное нам, откуда она приходит, почему и как быть с этим даром, ведь так просто ее не уберечь. Я говорю не только о любви мужчины и женщины – это отдельная тема.

Женщина – фигура мистическая, поступки которой не всегда можно разгадать.

Первой встречей с поэзией был «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, который разучила со мной моя бабушка, когда мне было шесть лет. Потом, когда мне было пятнадцать, московский поэт Алла Калмыкова подарила мне маленький сборник поэзии И.А. Бродского, тогда я стал смотреть на происходящее вокруг немного иначе. Не могу сказать, что я стал иначе ходить или не оплачивать проезд в автобусе, но в моем мышлении, моем пятнадцатилетнем понимании этого мира произошло нечто, с чем я пытаюсь разобраться по сей день. Стихи или стишки (как он сам их называл) Бродского изменили мое отношение к кинематографу, живописи и поэзии. Это совершенно иной, отличный от всех подход к образу слова.

Бродский писал вопреки, создавал миры, сам объясняя свое творчество в нобелевской речи, где сказал, что пишущий стихотворение, пишет его, прежде всего, потому, что стихосложение – колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения, испытавши его единожды человек уже не в состоянии отказаться от этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотика или алкоголя. Человека, испытывающего такую зависимость, я полагаю, и называют поэтом.

Свобода – сложная штука для человека, который занимается делом, подобному моему. Быть просто свободным – это одно, не зависеть от материальных благ, прислушиваться только к самому себе или близкому кругу людей, не зависеть от общества. А вот быть свободным внешне… Я не уверен, что А.А. Тарковский сделал бы своего «Сталкера», «Рублева», и тем более «Ностальгию» и «Жертвоприношение», не ощущая того давления, которое он испытывал, создавая эти картины. Художник уровня Тарковского, Любимова, Виктюка работает вопреки, несмотря на идеалы или требования системы. Они работают через протест, через внутреннюю потребность донесения правды, они являются проводниками, а уж как судят их власть, театральные или «киноначальники» - это вопрос их совести и веры.

Художник преломляет этот мир через свое творчество, для него внутренняя свобода на первом месте, потому что он не подчиняется комитету по культуре, он служит другому и понять это очень трудно, если ты считаешь гонорары и сметы и "служишь идее коммунизма".

Мои мечты сбываются и мне трудно говорить о них вслух.
"И пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность"

И. Бродский.

Дмитрий Сердюк

фото: Иван Никульча

Для справки:

Дмитрий Сердюк родился 18 февраля 1990 года в Харькове.

В 2010 окончил РАТИ (ГИТИС), мастерская С. А. Голомазова. В том же году принят в труппу Театра на Малой Бронной.

Является ведущим артистом Театра на Малой Бронной. Занят в спектаклях:

«Бесы. Сцены из жизни Николая Ставрогина» (Верховенский), «Белка» (Белка), «Коломба, или Марш на сцену» (Жюльен), «Палата №6» (Громов), «ПОЧТИГОРОД» (Пит), «Ревизор» (Осип), «Тартюф» (Валер), «Киномания. Band». В премьерном спектакле «Формалин» сыграл роль Писателя.

Также является артистом Театра Наций. Занят в спектакле «Укрощение строптивой» (Люченцио), реж. Р. Феодори, репетирует спектакль «Сказки Пушкина», режиссер Роберт Уилсон (США), премьера которого запланирована на июнь 2015 года. Также репетирует спектакль «Иванов» с режиссером Люком Бонди (Франция), премьера состоится в Париже осенью 2015 года.

В театральной компании «Свободная сцена» играет в спектакле «Отелло» (Дездемона), реж. Я. Ломкин.

Снимается в кино.

Лауреат театральной премии газеты «Московский комсомолец» (2011) в номинации «Начинающие — лучшая мужская роль» (за роль Верховенского в спектакле «БЕСЫ. Сцены из жизни Николая Ставрогина»).

Читати також


Вибір редакції
up